Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка (Доклад)

Темой моего сегодняшнего выступления является «Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка». (Слайд 1)
В последнее время существенно изменились приоритеты начального образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных возможностей ученика.
(Слайд 2)
Традиционная парадигма образования учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик - учебник-учитель.

Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к предмету, формированию мотивации и активизации речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма.
Песталоцци говорил: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
(Слайд 3)
Что мы с вами и делаем на уроках.

(Слайд 4)
Для достижения целей личностно-ориентированного обучения адекватными являются:
-Обучение в сотрудничестве
-Метод проектов
-Разноуровневое обучение
-«Портфель» ученика.
Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подход.
Эти технологии:
В условиях классно-урочной системы легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательными стандартами.
Обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим.
Следовательно, это гуманистические технологии.

А теперь, непосредственно урок английского языка.
Как известно, основное назначение учебного предмета «английский язык» - это воплощение коммуникативной цели обучения, которая предполагает обучение общению на английском языке.
(Слайд 5)

Так вот эту коммуникативную цель обучения английскому, на своих уроках в какой-то мере реализую через личностно-ориентированное обучение. Как это происходит спросите вы?
Чаще всего использую на уроках обучение в сотрудничестве(группы).


Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»!
Терпеливо шаг за шагом приучаю учеников:
-взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами.
-вежливо и доброжелательно общаться.
-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.
-полностью осознавать, что совместная работа в группах- это серьёзный и ответственный труд.
Разбить класс на группы(4-5человек). В каждой группе должны быть: сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики.
Предоставьте возможность самим определить функции каждого при выполнении задания:
организатор активной деятельности каждого ученика (следит за активностью в группе)
отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы
редактор(контролирует правильность выполнения)
лидер (берёт на себя ответственность подготовить всех своих партнёров к выполнению задания.
Чётко сообщить в начале урока и перед работой в группах цель не только познавательную, но и социальную. Записать на доске.
Помимо целей наметить знания, умения и навыки.
Предусмотрите виды деятельности на уроке и средства обучения, учебное оборудование. Решите сколько времени вы отводите на каждый вид деятельности.


Очень важно приучить детей к тому, что после выполнения задания в группах следует этап коллективного обсуждения. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументировано отстаивая своё решение. Это предполагает коллективную дискуссию, и в этом заложен определённый умысел - научить ребят слушать и слышать друг друга, ну, и говорить на английском.
Несколько правил поощрения:
Если ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь каждый раз их хвалить. Считайте, что это нормально.
Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.
Если группа не заслужила поощрения, не следует это подчёркивать каким – либо образом, чтобы не вызвать огорчения, слёз, ссор. Помните, что ошибки- это всего лишь сигнал о том, что что-то не понятно, недостаточно практики.
Поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.
Я очень часто говорю во время их работы:
Я буду наблюдать за тем, как вы
-слушаете друг друга
-помогаете друг другу
-вместе решаете возникшую проблему
И, знаете, это в какой-то мере помогает. Ну, понятно, для деток по младше.


Так же очень часто, в качестве домашнего задания для учеников
7-11классов, практикую создание презентаций, видеофильмов на заданную тему. И я вам скажу, что такой вид работы им очень нравится. Вот одна из них.
Таким образом, личностно - ориентированный подход позволяет раскрыть познавательные и творческие способности учащихся на уроках английского языка, а также в кружках, факультативных занятиях, спецкурсах и так далее, применять полученные знания в практической жизнедеятельности (в туристической или деловой поездке, по обмену опытом зарубежом, при сдаче ГИА и ВНО по английскому языку, при поступлении в ВУЗы и так далее).
И экономические, и социальные факторы, определяющие условия деятельности в нашем регионе, позволяют во главу угла поставить личностно ориентированное обучение учащихся, чтобы из ученика вышел в жизнь настоящий подготовленный выпускник, а для этого необходимо серьезное внимание уделять школе, учебно-воспитательному процессу; учить ребенка ценить время не только свое, но и учителя, воспитывать его своим примером. Ведь школа – это серьезный и кропотливый труд, который направлен на воспитание сильной и активной личности.
Применение технологии личностно ориентированного обучения позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной творческой активности учащихся, обеспечить условия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в глубоком овладении знаниями, в процессе формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.
И обобщая вышесказанное, хочу закончить  своё выступление следующими словами древнегреческого писателя моралиста Плутарха: «Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить, научить трудиться».