КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА» для коррекции психоэмоционального состояния первоклассников


МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЕРСКА
ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 22
СОГЛАСОВАНО
Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования
Протокол заседания Ученого совета УТВЕРЖДЕНО
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ от _______ 20___ № ____
АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАДУГА»
для  коррекции психоэмоционального состояния первоклассников
( 15часов, 10 часов)
Автор - составитель
Ермоленко Светлана Петровна
Педагог-психолог ОШ№22
II категория
Шахтерск 2015
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЕРСКА
ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 22
СОГЛАСОВАНО:
Методический кабинет управления
образования администрации г. Шахтерска
Заведующий методическим кабинетом ________________С. Л. Максименко
УТВЕРЖДЕНО:
Начальник управления образования
администрации г. Шахтерска
_______________А. Н. Федоренко
Рассмотрено на
методическом совете
Приказ № ___ от ___________
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАДУГА»
для  коррекции психоэмоционального состояния первоклассников
( 15часов, 10 часов)
Автор - составитель
Ермоленко Светлана Петровна
Педагог-психолог
ОШ №22
II категория
Шахтерск 2015
«Одобрено к использованию в образовательных организациях»
Министерство образования и науки ДНР
Приказ от _____________ № __________
Рецензенты:
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)
2 Кондратюк И. Г. педагог-психолог I категории Шахтерская общеобразовательная школа І - ІІІ ступеней № 18
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)
Составитель:
Ермоленко Светлана Петровна, II категория, педагог-психолог
Шахтёрская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №22
(Ф.И.О., должность, научная степень, категория, звание, место работы)
Коррекционно-развивающая программа «Радуга» направлена на коррекцию психоэмоционального состояния, позитивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию. Программа разработана для детей 6-7 возраста и состоит из 15 занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Материалы занятий составлены на основе проведенного экспериментального исследования психоэмоционального состояния младших школьников и носят рекомендательный характер. Их содержание может быть переработано или дополнено в соответствии с особенностями группы учащихся, степени выраженности симптоматики тревожности и опыта работы школьного психолога или педагога.
Программа предназначена для педагогов - психологов, социальных педагогов, педагогов начального обучения.
(краткая аннотация к программе)Автор (составитель) Ермоленко Светлана Петровна, II категория, педагог-психолог Шахтёрская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №22
(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)
Рецензенты:________________________________________________________________________________________________________________________________________
(теоретик)
(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)
Кондратюк И. Г. педагог-психолог I категории Шахтерская общеобразовательная школа І - ІІІ ступеней № 18 (практик)
(Ф.И.О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)
Утверждено педагогическим советом школы (протокол от “______” ____________ 201___№ _____) Директор _______________ _________________
М.П. (подпись) (Ф.И.О. директора)
Согласовано с методическим центром (кабинетом)
Директор (заведующий) ________________________________
М.П.(подпись)
Научно-методическая экспертиза ДРУМЦ ПС СО:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Директор _______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П
Научно-методическая экспертиза ИППО:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная коррекционнo-развивающая программа сопровождения составлена на основе:
Конституция ДНР
Закона ДНР «Об образовании»
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ГОС НОО)
Типовое положение о психологической службе в системе образования (приказ МОН ДНР от 06.08.2015 №378)
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и в физическом плане. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
При поступлении в школу в жизни каждого ребенка происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, меняется позиция ребенка в семье. Данные изменения приводят к тому, что у детей проявляется неустойчивое настроение, агрессивные вспышки, раздражительность, замкнутость, что в свою очередь негативно сказывается на эффективном усвоении учебного материала. Актуальность коррекционно-развивающей программы «Радуга» направленной на коррекцию психоэмоционального состояния, заключается в том, что в процессе адаптации является важным положительное эмоциональное и психологическое состояние ребенка.
По результатам проведенной психодиагностики (диагностический материал прилагается в Приложении) степень выраженности показателей тревожности, психического напряжения, утомления и стресса у некоторых учащихся достаточно высокая. Эти характеристики позволяют судить о заниженной мотивационной готовности детей к обучению, их низкую способности эффективно организовывать собственную деятельность, контролировать собственное поведение и эмоциональные проявления.
Поэтому для школы стало актуальным создание программы по снижению психоэмоционального состояния в учащихся начальной школы. 
Данная программа является коррекционно-развивающей.
Цель данной программы – снижение психоэмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста в период адаптации.
Задачи программы:
формировать у учащихся адекватную самооценку, уверенность в себе;
развивать навыки снижения мышечного и эмоционального напряжения;
развивать у детей навыки эффективного общения в различных ситуациях;
развивать у детей чувства понимания внутреннего состояния ;
развивать чувство доверия и понимания к другим людям.
Новизна представленной программы заключается в сочетании дифференцированного подхода к диагностике, основанного на учете нейропсихологических особенностей развития, учете требований образовательного стандарта, рекомендаций по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.
Работа по всем направлениям может проводиться параллельно.
Коррекционную работу с младшими школьниками целесообразно проводить в  нескольких направлениях:
развитие позитивного самовосприятия;
повышение уверенности в своих силах;
развитие доверия к другим людям;
снятие мышечного напряжения;
развитие навыков коллективной работы;
отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Программа состоит из 3-х разделов.
Первый раздел (1-4 занятия). Предполагает формирование группы, вырабатываются правила общения в группе.
Второй раздел (5-8 занятия). Происходит преодоление барьеров к взаимному доверию, создаются условия для развития адекватного отношения к самому себе, развиваются навыки эффективного общения с разными людьми. Снижаются страхи.
Третий раздел (9-15 занятия). Предполагает формирование навыков позитивного общения, способности к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию ситуациях, умение находить альтернативные решения.
Структура занятий:
1. Приветствие.
2. Игры – энергизаторы, способствующие снятию эмоционального напряжения,  развитию сплоченности группы
3. Основная часть.
- Упражнения на развитие умений владеть мышцами рук, ног, лица и тела, снижение мышечного напряжения.
- Игры, упражнения, направленные на повышение самооценки, уверенности в собственных силах.
- Игры, направленные на развитие коммуникативных способностей, а также навыков владения собой в психотравмирующих ситуациях.
- Релаксационные игры и упражнения, направленные на развитие умений управлять своими чувствами, снижать внутреннее  напряжение.
4. Рефлексия занятия, подведение итогов.
5. Ритуал прощания
      Во время занятий применяются разные техники: визуализации, релаксации, методы сказкотерапии, арт - терапии, музыкальной терапии. На занятиях используются также интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», ролевые игры.
Формы и методы работы
Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Сроки реализации программы :
- программа рассчитана на 15 занятий по 40-45 минут 1-2 раза в неделю во внеурочное время.
Этапы реализации программы:
Предварительный этап. На данном этапе важно собрать предварительно информацию о детях (первичная и углубленная диагностика с целью выявления индивидуальных особенностей)
На этот этап отводится один месяц.
Этап коррекционно-развивающий
Занятия ориентированы на развитие эмоциональной сферы ребенка. Здесь уместно применение диагностики (контрольный срез), чтобы проверить «не навредили ли мы» приблизительно 2-3 мес.
Этап повторной диагностики
Проводятся те же диагностические процедуры, что и на 1 этапе, чтобы отследить динамику развития и провести качественный и количественный анализ результатов.
Предполагаемый результат
- благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в
школе;
- снижение уровня психоэмоционального напряжения и тревожности в адаптационный период первоклассника;
-повышение самооценки учащихся;
- умение высказывать свою точку зрения.
- положительная динамика в учебной деятельности;
- улучшение взаимоотношений в классе, семье.
Количественные и качественные характеристики группы:
- количество участников группы 12 человек;
- дети должны быть приблизительно одного возраста;
- в группе должно быть приблизительно равное количество девочек и мальчиков;
- участники, входящие в группу не должны иметь медицинских противопоказаний психических расстройств;
- в состав группы должны входить не только тревожные дети.
Диагностическая работа включает:
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Методы и средства оценки результативности программы.
Психодиагностические показатели Психодиагностические методики
Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся 
 
Самооценка
 
Школьная мотивация и адаптация
 
Изучение особенностей межличностных отношений в классе, статус в коллективе
Изучение уровня комфортности к новой ситуации. Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)

«Лесенка»
 
Рисунок «Я в школе»,
методика Н. Г Лускановой.
 
Социометрия
 
 
Проективная методика «Дерево с человечками»
Учебно-тематический план

п/п Название раздела, темы Содержание учебного материала Количество часов Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
Раздел 1
1 Занятие 1 «Вводное. С днем рождения, группа!»
Вступление Ритуал приветствия "Хорошее настроение"
Основная часть.
Упражнение «Имя с выходом».
Упражнение: «Цветок общения». Игра «Представление в парах»
Упражнение «Пружина»
Упражнение «Звук группы».
Ритуал прощания 
Упражнение «Доброе животное». 1 Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
2 Занятие 2
«Я и мое имя» Вступление Ритуал приветствия
Игра «Кенгуру»
Основная часть.
Упражнение «Футболка с надписью»
Упражнение «Вверх по радуге Упражнение
Ритуал прощания 
«Звук группы» 1 Развитие способности слаженной работы в группе, закрепление правил
3 Занятие 3 «Правила в школе» Вступление. Ритуал приветствия."Хорошее настроение».
Основная часть
Упражнение “Урок или перемена”.Упражнение «Составь фигуру».
Игра «Паровозик»
Упражнение «Школьные знаки».
Заключительная часть. Ритуал прощания
Упражнение «Доброе животное» 1 Содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД.
Занятие 4«Мы вместе » Вступление Ритуал приветствия.
Игра «Интересная походка»
Основная часть.
«Ролевой тренинг»
Игра «День рождения»
Упражнение «Приятное место»
Ритуал прощания.
Упражнение «звук группы». 1 Развивать умения расслабляться; формировать у обучающихся умение понимать других; совершенствовать навыки общения; формировать у обучающихся умение понимать друг друга.
Раздел 2
5 Занятие 5
«Страшно- ничего не страшно » Вступление
"Хорошее настроение"
Разминка. Игра на мышление «Логические концовки»
Основная часть. Беседа по иллюстрации «Петя и гусь».
Инсценировка стихотворения «Испуг».
Упражнение «Страхи сказочных героев». Игра «Змей Горыныч» Упражнение «Поймай слово».
Игра-аппликация «Спрячем страх за забором».
Ритуал прощания Упражнение «Доброе животное». 1 Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения
6 Занятие 6
«Я в себя верю»
Вступление Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Смелые ребята»
Основная часть . Упражнение «Азбука страхов»
Упражнение «Страшная сказка по кругу»  
Упражнение  «На лесной полянке»
Ритуал прощания 
Упражнение «Звук группы». 1 Обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; формировать чувство товарищества, взаимопомощи, формирование коммуникативных и познавательных способностей
7 Занятие 7 «Мне все по плечу » Вступление Игра "Ласковый мелок"
Основная часть. Игра "Путанка"
Упражнение "Ситуация" Упражнение «Ручеек радости».
Ритуал прощания Упражнение "Звук группы" 1  Развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
8 Занятие 8 «Давай поговорим » Вступление Упражнение. “Добрый бегемотик”
Основная часть. Игра "Недотроги"
Игра "Мы оба с тобой одной крови"
Упражнение "На радуге"
Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения
Раздел 3
9 Занятие 9
«Я и мое Я» Вступление Упражнение "Пылесос и пылинки
Основная часть Игра "Комплимент Игра "Ассоциация".
Упражнение "Теплый, как солнце, легкий, как дуновение.".
Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Формировать навыки общения, учить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других
10 Занятие 10
«Я контролирую себя» Вступление Игра "Попутчики"
  Упражнение "Тряпичная кукла и солдат
Основная часть. Упражнение “Улитка” Упражнение “Улитка” Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
11 Занятие 11
«Слушай команду». Вступление Ритуал приветствия.
  Игра «Коленочки»
Основная часть. Игра "Эхо". Упражнение «Точки».
Игра «Водопад» Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения
12 Занятие 12 «Цветик-семицветик»
Вступление Игра "Волшебный ящик".
Основная часть. Упражнение «Ситуация». Упражнение «Цветик-семицветик»
Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Формирование навыков общения в психотравмирующих ситуациях, умение находить альтернативные решения.
13 Занятие 13 «Я-доброжелательный». Вступление Упражнение "Быстрое превращение"
Основная часть. Основная часть.
1. Упражнение "Воздушный шарик"
2. Упражнение "Пружинки"
3. Работа в группах по 3 человека.
Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Формирование уважительного отношения друг к другу; снятие психо-эмоционального напряжения, создание положительного настроя.
14 Занятие 14 «Пойми меня!» Вступление упражнение «Передай движение по кругу».
Основная часть. Упражнение “Атомы и молекулы” Упражнение. “Незаконченные фигуры”
Ритуал прощания Упражнение "Звук группы". 1 Закрепление знаний об основных эмоциях, снятие психоэмоционального напряжения, создание положительного настроя
15 Занятие 15 «Дерево дружбы».
1 Подведение итогов, отзывов о занятиях, сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата в классе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!»
Цель: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.
Задачи занятия:
познакомить участников группы друг с другом;
создать в группе доверительную обстановку;
выработка правил поведения на занятиях;
обучить расслаблению мышц туловища, рук, ног.
Оборудование: заготовка для открытки: цветной лист форматом А-4 с надписью: «С Днем рождения, группа!»; разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка; магнитофон; аудиозаписи детских песен.
Время: 40 мин
Ход занятия:
Ритуал приветствия "Хорошее настроение":
Педагог приветствует школьников и поздравляет с днем рождения нового коллектива. Дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.
Упражнение «Имя с выходом».
Каждый участник по очереди выходит в центр круга и громко говорит свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную для него.
Основная часть.
Упражнение: «Цветок общения».( выработка правил поведения на занятиях.)
Цель: создание благоприятного психологического климата, сплочение классного коллектива, создание атмосферы сотрудничества.
Психолог напоминает о том, что сегодня день рождения их коллектива. А на этот праздник положено дарить поздравительные открытки, и предлагает детям всем вместе сделать такую открытку и назвать ее «Цветок общения».
На заготовку форматом А-4 детям предлагается наклеить свои лепестки.
Психолог сообщает, что клей, который он нанес на заготовку не обычный, а «волшебный» и приклеит лепесток только в том случае, если ребенок скажет, что всем нам необходимо делать, чтобы рос наш цветок общения красивым и здоровым. Как правило, дети говорят, что для того, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым, необходимо:
всем подружиться;
весело играть;
не жадничать;
помогать друг другу;
нельзя обижать друг друга;
быть вежливым и т.п.
Психолог проходит по классу, дети создают открытку. После этого взрослый подводит итог: «Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали о том, чему будем учиться на наших занятиях. Посмотрите, как красиво у нас получилось».
На детских праздниках принято играть, давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Представление в парах»
Цель: сплочение детского коллектива
Каждый участник должен выбрать себе пару (любого человека из круга), сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым, а кто – вторым. Сначала первые рассказывают вторым о себе (что захочется: можно про любимые занятия; семью, друзей, свой характер). Вторые внимательно выслушивают и стараются запомнить, что он говорит. После того, как ведущий говорит «Стоп» - происходит обмен ролями. Каждый участник теперь должен представить своего партнера, встав за его спину и держа руки на его плечах. (Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера, так, как будто ты – это он.)
Ведущий:
- Для того, чтобы наши занятия протекали эффективно давайте подумаем над правилами поведения на наших занятиях. Можно разбиться на группы по 4 человека и предложить каждой группе подумать над правилами поведения в группе (время работы 10-15 мин).
Затем правила обсуждаются и принимаются группой, их можно также красиво оформить и повесить на стене или доске. Принятие правил группы — очень важный момент, так как является своеобразным договором между участниками, важно, чтобы дети подошли очень серьезно к этому вопросу. Список с правилами нужно приносить на каждое занятие.
Упражнение «Пружина»
Цель: научить расслаблять мышцы туловища, рук, ног.
Ведущий: «Представим, что наши ноги на пружинах. Сначала пружинки находятся под пяточками. Пружинка очень тугая, давить трудно, требуется много усилий. Теперь пружинки поставим под носочки. Давим, а теперь убираем пружинки, расслабимся. Расскажите о своих ощущениях».
Рефлексия и окончание занятия.
Ведущий:
- Что вам понравилось? Что было полезным, что показалось особенно трудным?
Упражнение «Звук группы».
Цель: сплотить детский коллектив.  Все дети вместе с ведущим хором произносят какие- либо звуки. Можно в упражнении менять ритм, высоту голоса, сами звуки, главное, прислушиваться друг к другу.
Ритуал прощания упражнение «Доброе животное».
Цели: сплочение группы, выравнивание эмоционального фона.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе
Занятие 2. «Я и мое имя»
 Цель: формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость
Задачи занятия:
способствовать осознанию своей индивидуальности;
отработать навык взаимодействия с партнером;
способствовать сплочению группы;
обучать навыкам релаксации и регуляции собственных эмоциональных состояний.
Оборудование: белая и цветная бумага, карандаши, клей, ножницы,
Время: 40 мин
 Ход занятия:
Ритуал приветствия
Игра «Кенгуру»
Цели: разминка, повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.
Участники делятся на пары. Один из них – кенгуру – стоит, а другой кенгуренок сначала встает спиной к нему, приседает. Оба участника берутся за руки. Задача пары в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены. Затем можно поменяться ролями.
Обсуждение: какие возникли впечатления? Какие возникли чувства, ощущения, когда вы были «кенгуренок», «кенгуру»?
Основная часть.
Упражнение «Футболка с надписью»
Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.
 Ведущий: Представьте себе, вы модельер-художник. И ваша задача придумать свою собственную футболку с надписями, рисунками, которые бы отражали ваши увлечения, ваш внутренний мир, а может быть и то, что вы ждете от других.
На данное упражнение отводится 10-20 мин. Затем каждый представляет футболку.
Обсуждение:
 -Какие чувства, ощущения возникли во время выполнения упражнения?
 -Что понравилось тебе в твоей футболке?
- Чья футболка тебе еще понравилась?
2. Упражнение «Вверх по радуге
Цель: научить расслаблять мышцы туловища, рук, ног;
Дети встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее как с горки. Упражнение повторяется 3 раза.
Рефлексия и окончание занятия
Упражнение «Звук группы»
Ритуал прощания.      
 Занятие 3. «Правила в школе»
Цель: содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД.
Задачи занятия
содействовать осознанию позиции школьника,
закрепить правила поведения на уроке и перемене, способствовать формированию познавательных и личностных УУД.
Оборудование: набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».
Время: 40 мин
Ход занятия.
Вступление. Ритуал приветствия.
Приветствие. "Хорошее настроение
Основная часть
Упражнение “Урок или перемена”.
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.
Читать
Играть
Разговаривать с друзьями
Просить у друга ластик
Писать в тетради
Отвечать на вопросы учителя
Решать задачки
Готовиться к уроку
Есть яблоко
Упражнение «Составь фигуру».
Цель: развитие познавательных психических процессов, формирование положительного отношения к школе.
Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа»
Сейчас мы с вами отправляемся в в сказочную страну, которую вы сейчас создали из своих аппликаций. А передвигаться мы будем на паровозике.
Игра «Паровозик»
Детям предлагается разойтись по классу. Выбирают водящего: он будет паровозиком. Его задача – под музыку пройти по всему классу и собрать «пассажиров» со всех станций.
По дороге нам встречаются разные дорожные знаки.
Упражнение «Школьные знаки».
Цель: помощь обучающимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Мы прибыли на конечную станцию.
Чтение и анализ сказки «Школьные правила»
Заключительная часть. Ритуал прощания
Упражнение «Доброе животное»
Занятие 4. «Мы вместе »
Цель: развивать умения расслабляться; формировать у обучающихся умение понимать других; совершенствовать навыки общения; формировать у обучающихся умение понимать друг друга.
      Задачи занятия:
научить снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
развивать способность  осознавать свою и другие социальные роли.
Оборудование : сюжетные карточки .
Время : 40 мин
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Игра «Интересная походка»
Каждый придумывает себе интересную походку и ходит по комнате в течение 2-3 минут. Затем можно обратить внимание на то, как ходят другие, и присоединиться к понравившейся походке.
Основная часть.
«Ролевой тренинг»
Ведущий просит участников по очереди говорить слово «да»: разочарованно, весело, грустно, обиженно, удивленно, растерянно, как «нет».
Каждый сидящий говорит в кругу фразу «Я хожу в школу».  Дети при этом должны выразить: злость, радость, удивление, доверие, нежность, настороженность, презрение и.т.д.
Каждый участник изображает какое-либо животное: разъяренного тигра, ленивого слона, обезьяну, собаку, крокодила и т. д.
Игра «День рождения»
Каждый из участников получает определенную роль, которой он должен придерживаться в течение 15 мин, сюжет действия дети строят сами  в ходе игры.
Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника и гостя. Сейчас каждый из вас получит листок, где написана роль, которую вы будете играть в течение 15 мин. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».
Роли: «Именинник», «Помощник», «Спорщик», «Миротворец», «Пассивный», «Недовольный», «Бестактный», «Молчун».
Обсуждение:
-насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?
-Трудно тебе было играть предложенную роль?
- Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?
 -Какие чувства вызвала у тебя эта роль?
Упражнение «Приятное место»
Детей просят закрыть глаза и предоставить то место, где они любят отдыхать, где им просто нравится бывать.
 Рефлексия окончания занятия, подведение итогов.
Упражнение «звук группы».
Ритуал прощания.
Занятие № 5 «Страшно- ничего не страшно »
Цель:
Цель: познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения
Задачи занятия:.
познакомить детей с эмоцией страха;
научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках;
научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств),
снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции.», карточки с изображением сказочных героев, цветная бумага, карандаши, краски.
Время: 40 мин
Ход занятия.
Вступление. Ритуал приветствия.
Приветствие. "Хорошее настроение"
Разминка. Игра на мышление «Логические концовки».
Цель: развитие операций мышления.
Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
Если 2 больше одного, то один…(меньше 2)
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…(вышел позже)
Если река глубже ручейка, то ручеек…(мельче речки)
Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры)
Если правая рука справа, то левая…(слева).
Основная часть
Сегодня мы знакомимся с эмоцией страха.
Беседа по иллюстрации «Петя и гусь».
Инсценировка стихотворения «Испуг».
Упражнение «Страхи сказочных героев».
Цель: закрепление эмоции страха.
Каждый ребенок вытягивает карточку с изображением сказочного героя. Далее от имени сказочного героя, дети рассказывают про возможные страхи этих героев. Другие угадывают сказочного героя.
Этюд на выражение эмоции страха «Змей Горыныч».
Цель: научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств.
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации
Игра «Змей Горыныч».
Цель: Снятие страха перед агрессией (нападение сказочного существа.
Инсценировка битвы со Змеем Горынычем.
Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нём живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван – царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец куёт, маляр красит и др.) Стражники обходят город. Вдруг налетает Змей Горыныч. Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей Горыныч встаёт перед пещерой и сторожит её. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда Змей-Горыныч увёл царевну. Иван – царевич идёт сражаться со Змеем-Горынычем. Они борются, Иван – царевич побеждает, берёт царевну за руку и ведёт её в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.
Упражнение «Поймай слово».
Цель: развитие у детей когнитивных умений и способностей
Детям нужно выбрать слова, начинающиеся на заданную букву.
Игра-аппликация «Спрячем страх за забором».
Цель: работа с детскими страхами.
На изображение страха (рисунок детей «Чего я боюсь») наклеить кусочки разноцветной рваной бумаги или поверх рисунка нарисовать забор, клетку.
Заключительная часть. Ритуал прощания.
Упражнение «Доброе животное».
Занятие №6. «Я в себя верю»
Цель: обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; формировать чувство товарищества, взаимопомощи, формирование коммуникативных и познавательных способностей
Задачи занятия:
помочь детям в преодолении негативных переживаний;
развитие чувства уверенности в своих силах
символическое уничтожение страха, снижение эмоционального   напряжения.
Оборудование : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
Время: 40 мин
Ход занятия:
  Ритуал приветствия
 Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Смелые ребята» Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становится на стул и говорит грозным голосом:  «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
Основная часть.
1. Упражнение “ Азбука страхов”
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
Рефлексия:
  понравились тебе превращения?
   Какими сейчас кажутся тебе герои?
 Чей герой показался тебе наиболее смешным, веселым?
2. Упражнение «Страшная сказка по кругу» Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
Рефлексия:
Тебе понравилась сказка?
Какой тебе она показалась?
Тебе страшно было слушать ее?
3. Упражнение  «На лесной полянке»
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
4.Упражнение «Я тебя не боюсь» Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит:
Рефлексия окончания занятия, подведение итогов.
Упражнение «Звук группы».
Ритуал прощания
 
Занятие №7. «Мне все по плечу »
 Цель: развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
Задачи занятия:
учить снимать мышечные зажимы, развивать тактильные ощущения;
отрабатывать навыки владения собой в тревожных ситуациях.
Оборудование :
Время :40 мин
 Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Игра "Ласковый мелок"
Цель : способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Мы сейчас будем рисовать друг другу на спине. Можно попросить нарисовать то, что ты хочешь. Рисовать нужно стараться нежно и ласково.
Ведущий:
- Какие ощущения возникли в ходе выполнения упражнения?
-Тебе было приятно самому рисовать кому -то?
Основная часть.
Игра "Путанка"
Цель: Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.
Один из группы водящий. Он отворачивается и закрывает глаза. В это время остальные встают в круг, взявшись за руки. А затем, не отпуская рук, начинают ходить, поворачиваться, переступать через руки друг друга, в общем, запутываются. Задача водящего - распутать получившийся "клубок". Ведущий помогает водящему распутать, если ребенок испытывает затруднения.
Обсуждение: - что ты чувствовал, когда распутывал "клубок".
                       - изменились твои чувства, ощущения, когда ты его распутал.2. Упражнение "Ситуация"
Детям предлагается проиграть ситуации, где они воображают сами себя.
Ведущий: - "Ребята из твоего класса играют в интересную игру. Тебе тоже хочется поиграть, что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя в игру.
- "Твой друг долго не возвращает твою игрушку, хотя каждый день  обещает ее вернуть. Как ты поступишь?"
- "Ты разбил вазу".
Анализ упражнения:
-Как ты чувствовал себя в данной игре?
-Как обычно ты ведешь себя в подобной ситуации?
-Чем помогла тебе эта игра?
Упражнение «Ручеек радости».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки. Ведущий предлагает мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк был совсем маленьким и озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Рефлексия занятия
Упражнение "Звук группы"
Ритуал прощания.
 
Занятие №8. «Давай поговорим »
Цель: развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения
 Задачи занятия:
развивать умения согласовывать свои действия, действовать сообща;
выражать свое мнение друг другу.
Оборудование: пиктограммы эмоций, стикер, бумага, цветные карандаши.
Время :40 мин
 Ход занятия:
Ритуал приветствия
Упражнение. “Добрый бегемотик”
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, сплорчение классного коллектива.
Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию впередистоящего. Затем детей просят погладить своего соседа по плечику, по головке, по спине, по ручке…После этого взрослый предлагает “бегемотику” походить по классу, присесть и т.д..
Основная часть.
Игра "Недотроги"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.
Ведущий вместе с детьми рисует карточки с эмоциями. Например, можно нарисовать честность, доброту, веселье. Затем каждому ребенку выдается 4-5 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить карточки друг другу с помощью стикеров. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится дарить и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но нм бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
Игра "Мы оба с тобой одной крови"
Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.
Упражнение выполняется в парах. Задача каждого найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Например: "Мы оба тактичные", "Мы оба любим слушать музыку". Далее дети передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты. Вывод: всегда можно найти что-то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале.
3. Упражнение "На радуге"
Рефлексия занятия и подведение итогов.
Упражнение "Звук группы".
Ритуал окончания занятия.
 
Занятие №9. «Я и мое Я»
Цель: формировать навыки общения, учить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других.
Задачи занятия:
отрабатывать умения с детьми расслаблять мышцы тела, рук, ног, лица;
развивать уверенность в себе;
развивать способности в осознании своего "я";
оказать помощь детям увидеть себя со стороны.
Оборудование:
Время: 40 мин
 Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение "Пылесос и пылинки
Цель: обучить детей приемам саморасслабления
Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась, все медленно оседают на пол, спина и плечи у детей расслабляются и сгибаются вперед вниз, руки опускаются. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется тот встает и уходит.
Основная часть.
Игра "Комплимент".
Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях иговорить им об этом
Дети сидят в круге.Один из детей бросает мячик кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть его обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
2. Игра "Ассоциация".
Водящий выходит за дверь. Участники группы договариваются, кого они загадывают. Водящий входит и задает вопросы о том, каким деревом, цветком, животным и т. д. мог бы быть человек. Задача ведущего по ассоциациям угадать задуманного человека.
Детям предлагается написать сказку про себя, начав ее со слов "Жил-был или жила-была". Превратить себя можно в любой предмет, животное, птицу. Развивать сюжет можно как захочется детям. Затем по желанию детей сказки прочитываются. Это задание имеет диагностический смысл для психолога, педагога.
3.Упражнение "Теплый, как солнце, легкий, как дуновение."
Цель: повышение самооценки и самоуважения ребенка.
Ведущий: " Сядь поудобнее и закрой глаза. Три раза глубоко вздохни.
Представь себе, что сейчас чудесный день, над тобой проплывает белое облачко, на которое ты можешь сложить все свои горести и заботы. Дай своим печалям просто улететь с ним.
Представьте себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить все свои горести и заботы. Дай им просто улететь с ним.
Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, легкие лучи солнца тебя согревают. Ты чувствуешь себя защищенным. Легкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный как солнце, и такой же нежный как дуновение ветерка. 
Рефлексия занятия. Подведение итогов.
Упражнение "Звук группы.
Ритуал окончания занятия
Занятие №10. «Я контролирую себя»
Цель: развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
Задачи занятия:
отрабатывать навыки снятия мышечных зажимов, развивать тактильные ощущения;
отрабатывать навыки умения вести себя в психотравмирующих ситуациях;
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Время:40 мин
 Ход занятия:
Ритуал приветствия
Игра "Попутчики"
Дети свободно двигаются по комнате, и каждый произносит название то место, в которую хотел бы поехать. Когда ребенок слышит, что кто-то еще называет то же самое, то берет его за руку: "Нашелся, попутчик!" Перед началом игры ставится задача найти себе попутчиков.
  Упражнение "Тряпичная кукла и солдат
Ведущий: "Встаньте свободно друг от друга, выпрямитесь и вытянитесь в струнку (как солдат). Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, словно тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, что кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь покажите солдата, как будто вырезанного из дерева. Теперь опять станьте тряпичной куклой. Упражнение повторяется несколько раз.
Основная часть.
1. Игра "Дружелюбные требования".
Ведущий: "Иногда мы все чего-то хотим от других людей. Когда мы хотим, мы можем выразить свое желание удачно или не очень. Если мы тревожимся или робеем, то формулируем наши желания неясно. Если мы чересчур решительны, то можем задеть чувства другого человека. Лучше всего, если мы высказываем свои требования ясно и дружелюбно. Мне хочется, чтобы вы сегодня научились высказывать свои требования ясно и дружелюбно.
Дети объединяются по трое. Каждый должен будет сказать свое требование. Остальные внимательно слушают и анализируют можно ли высказывание считать дружелюбным требованием. Ведущий выдает рабочие листочки с ситуациями.
Чтобы ты сказал в следующих ситуациях.
Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру.
Несколько твоих подруг идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними.
Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить книгу назад.
Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег.
Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе его еще раз.
Твой друг взял у тебя взаймы денег и не вернул. Эти деньги нужны сейчас тебе самому.
Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической.
Ты стоишь в магазине в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди.
Вы дома ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой.
Анализ упражнения:
- Чему полезному ты научился?
- Как ты высказываешь свои требования: слишком робко или чересчур напористо?
- Что дается тебе легче: предъявлять требования взрослым или детям?
- Почему так важно высказывать требования дружелюбным тоном?
- Как ты реагируешь, когда слышишь в ответ "нет"?
2. Упражнение “Улитка”
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей.
У детей спрашивают: “Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что улитка делает, когда ей угрожает опасность?” Затем дети встают за взрослым “паровозиком” – каждый обнимает впереди стоящего за талию. “Теперь мы с вами одна большая улитка”. По команде “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не расцепляя рук, прохаживаются по классу и хором говорят: Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет.
Рефлексия занятия, подведение итогов.
Упражнение "Звук группы".
Ритуал окончания занятия.
Занятие №11. «Слушай команду».
Цель: развитие произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.
Задачи занятия:
развивать чувство уверенности в своих силах
развивать  чувство доверия ко взрослым людям
Развивать умение выполнять задание по инструкции.
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Время:40 мин
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
  Игра «Коленочки»
Участники рассаживаются в круг, руки при этом кладут на колени своих соседей справа и слева. Каждый участник по очереди ударяет по коленке своего соседа, если ребенок ударяет не в свою очередь, то «рука» из игры выбывает (за спину). Победителями становятся те игроки, чьи руки остались на коленках.
         Обсуждение игры:
- Что почувствовал в игре?
- Было ли тебе приятно играть ?
- Какие возникли  ощущения, чувства в игре?    
Основная часть.
      1. Игра "Эхо".
Цель: настроить детей на позитивный лад, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Психолог: «Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя».
Упражнение «Точки».
Цель: развитие умения действовать в соответствии с инструкцией, развитие творческих способностей.
Ребенок берет карандаш и лист бумаги. Взрослый дает команду «Начали!», и ребенок начинает рисовать на бумаге точки. Услышав команду «Отдых!» - останавливается, а по команде «Начали!» продолжает рисование. Затем точки должны соединиться в рисунок.
Самопроверка работы.
3. Игра «Водопад»
Ведущий: представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове, плечам, затылку и помогает им стать мягким и расслабленным.
 Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело… Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься энергией.
Теперь поблагодари свой водопад за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Рефлексия занятия и подведение итогов.
Упражнение "Звук группы".
Ритуал окончания занятия.
Занятие №12. «Цветик-семицветик»
Цель: формирование навыков общения в психотравмирующих ситуациях, умение находить альтернативные решения.
Задачи занятия:
создать условия для эмоционального и двигательного раскрепощения
познакомить с приемами регуляции своих эмоций
познакомить с приемами саморегуляции эмоционального состояния.
Оборудование: волшебный ящик, пиктограммы ситуаций, цветная бумага, карандаши, скотч.
Время :40 мин
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Игра "Волшебный ящик".
Ведущий: "Посмотрите, у нас есть волшебный ящик. Внутри него есть много разных вещей. Каждый из вас может подойти к ящику и не говоря ни слова что-то из него вытащить. Он должен будет без слов, то есть одними движениями жестами показать нам, что он вытащил, и что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Например, вы можете вытащить ведро с краской и "покрасить" воображаемую дверь.
Основная часть.
1.Упражнение «Ситуация».
Ведущий предлагает конверт, где на карточках напечатаны ситуации. Нужно закончить предложения, описав подробно, какие вы испытываете чувства  в подобных ситуациях.
В класс входит учитель…
Меня вызвали к доске…
Я потерял деньги на продукты…
Меня обманул лучший друг…
Я пишу контрольную работу…
Анализ упражнения:
- в каких ситуациях ты чувствуешь сильное напряжение?
-приведи пример других ситуаций, где ты также чувствуешь напряжение?
Знакомство с приемами регуляции сильных отрицательных эмоций.
Упражнение «Цветик-семицветик»
Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.
Порядок выполнения и инструкция: участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, наиболее емко отражающую его в данный момент. После окончания работы всеми участниками составляется коллективная картинка (можно все фигуры наклеить на ватман и повесить в комнате).
Желательно после упражнения обсудить и проговорить свои чувства и ощущения до, после и во время работы.
Рефлексия занятия и подведение итогов.
Упражнение "Звук группы".
Ритуал окончания занятия.
 
Занятие №13 «Я-доброжелательный».
Цель: формирование уважительного отношения друг к другу; снятие психо-эмоционального напряжения, создание положительного настроя.
Задачи занятия:
развивать умения владеть мышцами тела
обучать способам повышения настроения
развивать способность анализировать себя и других
Оборудование: магнитофон
Время:40 мин

Ход занятия:
  Ритуал приветствия.
  Упражнение "Быстрое превращение"
Ведущий: "Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы должны тоже остановиться. В этот момент я скажу, кого вы должны изобразить. Музыка выключается примерно через минуту. Это могут быть роли: баба-яги, робота, грустного клоуна, веселого танцора, утомленного бегуна, нервного грабителя улыбающегося манекена и т. д.
Основная часть.
1. Упражнение "Воздушный шарик"
2. Упражнение "Пружинки"
3. Работа в группах по 3 человека.
Ведущий: "Представь себе у тебя плохое настроение, ты чувствуешь себя одиноко и грустно. Нужно подумать всем вместе в группе, как можно исправить свое настроение.
Далее происходит обсуждение способов, которые придумали дети.
5. Упражнение "Путешествие на облаке"
Звучит тихая спокойная музыка.
Ведущий: сядьте удобнее, сделайте глубокий вдох и выдох.(2-3 р.)
Я приглашаю вас в путешествие на облаке. Прыгните на это белое пушистое облачко. Почувствуйте как ноги, спина удобно расположились на этой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Ты чувствуешь, как ветер обвевает твое лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь вы чувствуете себя спокойно и счастливо.
Теперь ты снова на своем облаке и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
6. Игра "Инопланетянин"
Выполняется в парах. Посмотрите внимательно на вашего партнера. Он чем-то похож на вас, но он чем-то и отличается. Подумайте и найдите различия, а затем напишите их на листке. Затем передайте списки друг другу, чтобы выразить свое согласие или несогласие.
Обсуждение упражнения.
Легко ли было искать различия?
Что ты чувствовал, когда читали список различий партнера?
Как ты в жизни относишься к тому, что отличаешься от других?
Рефлексия и окончание занятия. Подведение итогов.
Упражнение "Звук группы".
Ритуал прощания.
Занятие 14 «Пойми меня!»
Цель: закрепление знаний об основных эмоциях, снятие психо-эмоционального напряжения, создание положительного настроя.
Задачи:
формирование положительного климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: картинки-ситуациии эмоций, листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.),карандаши
Время:40 мин
Ход занятия:
Ритуал приветствия «Передай движение по кругу».
После того, как все расселись на своих стульчиках. По часовой стрелке педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст» его педагогу:
хлопок;
топнуть ногой;
поднять и опустить плечи;
щелкнуть пальцами;
хрюкнуть;
повернуть голову вправо.
Основная часть
Упражнение «Друг к дружке».
Психолог: «Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.
Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.»
Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.
Знакомство с «Волшебными средствами понимания».
Что может помочь человеку, которому грустно, страшно, плохо? Что помогает вам, когда вас обидели, когда вы провинились? Что делают люди, с которыми вам приятно общаться?
«Волшебные средствами понимания»:
Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.
Педагог вводит понятие об интонации, затем детям предлагают по очереди произнести фразы (зло, радостно, с обидой)
- Пойдем играть!
- Дай мне игрушку!
- Я хочу с тобой дружить!
Психолог делает выводы.
Как можно еще узнать настроение человека? (По выражению лица).
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций», отображающие эмоциональное состояние радости, удовольствия. Персонажи: Веселинка, Обидка, Раздражинка.
Этюды на различные позиции в общении.
Общение в парах идет в диалоговом режиме. Предлагаются темы: ''Моё любимое животное'', ''Мой самый радостный день''. Сначала дети сидят лицом друг к другу, потом один сидит, другой стоя рассказывает. В 3-м диалоге дети сидят спиной друг к другу. Как удобнее было разговаривать? Идёт обсуждение общения.
2.Упражнение “Атомы и молекулы”
Цель – снятие напряжения, сплочение группы. Также, с помощью этого упражнения можно пронаблюдать отношения между детьми (часто определяется “изгой”, т.е. ребенок, которого отталкивают).
Дети свободно передвигаются по классу. Через некоторое время психолог говорит: “Каждый из вас атом, но вам скучно бродить по одному, поэтому атомы решили объединиться по 2, затем по3 и т.д.” (в зависимости от количества участников).
Упражнение 3. “Незаконченные фигуры”
Цель – развитие воображения и творческих способностей ребенка.
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.). дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.
Рефлексия и окончание занятия. Подведение итогов.
Упражнение "Звук группы".
Ритуал прощания.
Занятие №15. «Дерево дружбы».
 Цель: подведение итогов, отзывов о занятиях, сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата в классе.
Заключительное занятие можно провести в форме праздника, где можно обсудить с детьми, чем помогли занятия, оставить отзывы о занятиях на дереве "Дружбы". Можно вручить сертификаты всем участникам группы: "самый внимательный слушатель", "хороший собеседник" и т. д.
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цели и задачи программы
1.2. Формы, методы, этапы работы
2. Учебно-тематический план
3. Приложение.
3.1. Конспекты занятий
3.2. Диагностический материал
4. Литература
ЛИТЕРАТУРА
 
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
Баркан А. Я. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись, играя. Харьков, 1997.
Брель Е.Ю. Социально – психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Томск, 1996.
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003.
Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. М., 1994.
Гурин Ю. Море чудес и другие игры на бумаге. СПб., 1998.
Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
Психологический словарь /Под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г.Сещерякова. М., 1997
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. М., 2001.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Шишова Т. Застенчивый невидимка, М., 1997.
http://allbest.ru/k-3c0a65625b2bc68a5d53a89521216c27.htmlhttp://shkola.gorniy.net/danilchenko/files/adapt_trening.pdfhttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,78619/Itemid,118/ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)
Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.
Материалы и оборудование: цветовые карточки М. Люшера.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти восемь карточек. Выберите наиболее симпатичный, приятный вам в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами: цвет одежды, машины, стен и т.д. Выбирайте цвет наиболее приятный сам по себе. Запишите его той цифрой, которой он обозначен. (Серый цвет – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7). Хорошо, теперь выберите наиболее симпатичный цвет из оставшихся. Запишите его номер, через запятую». Эта инструкция повторяется до тех пор, пока не будут выбраны все цвета.
Обработка результатов: По каждому индивидуальному выбору высчитываются следующие показатели: утомление, стресс, тревога, напряжение.
Тревога присутствует, если синий цвет (1) стоит перед желтым (4). Если 4 стоит перед 1, то тревога не выражена. Если желтый цвет стоит сразу после синего – 1,4, то показатель тревоги равен 3. Если между синим и желтым находиться еще какой-либо цвет, то к 3 прибавляется 1 и показатель тревоги равняется уже 4. Если между 1 и 4 стоит два цвета, то к 3 прибавляется 2 и показатель тревоги равен 5. Таким образом, высчитывая показатель тревоги необходимо к 3 прибавить количество цветов стоящих между 1 и 4. Минимальный показатель тревоги равен 3, максимальный – 9.
Утомление выражено если зеленый цвет (2) стоит перед красным (3). Если красный стоит перед зеленым, то утомление отсутствует. Если красный стоит сразу после зеленого – 2,3, то показатель утомления равен 2. Если между зеленым и красным находиться еще один цвет, то к 2 прибавляется 1 и показатель утомления равняется уже 3. Таким образом, высчитывая показатель утомления, необходимо к 2 прибавить количество цветов стоящих между зеленым и красным (2 и 3). Минимальный показатель утомления равен 2, максимальный – 8.
Напряжение определяется подсчетом количества цветов, стоящих между коричневым и фиолетовым. Если фиолетовый цвет стоит сразу после коричневого – 6,5, то показатель напряжения равен 2. При наличии других цветов между коричневым и фиолетовым к 2 прибавляется количество цветов, стоящих между 6 и 5. Таким образом, минимальный показатель напряжения равен 2, максимальный – 8.
Стресс высчитывается аналогичным способом, определяя количество цветов, стоящих между черным и серым (7 и 0). Минимальный показатель стресса равен 1, максимальный – 7.
Схематично это выглядит следующим образом:
1 4 +3 МАХ=9 Тревога
2 3 +2 МАХ=8 Утомление
6 5 +2 МАХ=8 Напряжение
7 0 +1 МАХ=7 Стресс
Результаты методики заносятся в таблицу:
№№ учащихся Тревога Утомление Напряжение Стресс
В конце таблицы в каждом столбце высчитывается процент учащихся, имеющих показатели по данным характеристикам. Аутогенная норма определяется при отсутствии у учащегося тревоги, напряжения, утомления и стресса.
Эмоциональное и функциональное состояние учащихся образовательных учреждений – это степень выраженности показателей тревожности, психического напряжения, утомления и стресса, а также показателя аутогенной нормы (доли испытуемых, находящихся в удовлетворительном состоянии). Эти характеристики позволяют судить о мотивационной готовности детей к обучению, их способности эффективно организовывать собственную деятельность, контролировать собственное поведение и эмоциональные проявления.
Тревожность – склонность к переживанию беспредметного страха, возникает это состояние в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.
Психологический стресс – это состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Психологический стресс может оказывать как положительное мобилизирующее, так и отрицательное влияние на учебную мотивацию и деятельность.
Психическое напряжение рассматривается как состояние предвосхищения неблагополучия для человека развития событий и может сопровождаться тревожностью, страхами. Наличие напряжения у определенной части учащихся свидетельствует о мобилизации усилий для преодоления сложных ситуаций (контрольная, экзамены). Напряжение также свидетельствует о мотивации к преодолению этих трудностей. Если взрослые (педагоги, родители) продолжительное время стимулируют это напряжение, то оно переходит в психологическое утомление, апатию. Это свидетельствует о недостаточном использовании в педагогическом процессе чередования напряжения с расслаблением в деятельности учащихся. Следствием этого становится снижение мотивации к учению как защитная реакция организма.
Повышение показателей тревоги и утомления у первоклассников свидетельствует о трудностях адаптации, дети в такой ситуации требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психолога.
Аутогенная норма отражает количество (в процентном выражении) субъектов, чье эмоциональное состояние характеризуется уравновешенностью и относительным спокойствием, т.е. отсутствием показателей тревоги, стресса, утомления и напряжения.
2. Методика "Лесенка" (Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей/Психология личности: теория и эксперимент, М., 1982.)
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материалы и оборудование: Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Инструкция: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?»
Обработка и анализ результатов:
Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности.
Об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые. Для ощущения чувства защищенности ребенка важно, чтобы кто-то поставил его на самую высокую ступеньку.
Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых они ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учительница?» - помещение на одну из нижних ступеней нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.
Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».
Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
— действительно благополучных;
— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);
— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).
И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.
Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.
Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.
Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.
1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
5-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Подобным образом можно попросить ребенка оценить такие характеристики, как «умный - глупый», «добрый - злой» и т.д.
Проективная методика «Дерево с человечками»
Цель: выявить степень комфортности пребывания учащихся в классном коллективе при переходе в основную школу.
Инструкция:
«Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.
Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)
А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Комментарий
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево с человечками» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Детям для работы даются бланки без нумерации (представлен ниже).