«Технология проблемного обучения.Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе».


МБОУ «СОШ №43»
ДОКЛАД на тему:
«Технология проблемного обучения.Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе».
Материал подготовлен
учителем
украинского и русского языка
Юрченко А.И.
Симферополь
2015
Литература
1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе
Методическое пособие по спецкурсу .Л.,1973.
2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения
М: Педагогика ,1977.
3)Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
М: Педагогика ,1972.
4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.
М:Педагогика ,1980.
Электронный ресурс
http://ref.by/refs/62/30069/1.html
А у Вас завтра снова урок…
Нужно все начинать будет с азбуки…
Ведь стает все мудренее мир…
Ведь стает все трудней ученик…
Эти слова поэта Николая Лукова как нельзя более отражают ситуацию,в которой оказались педагоги Крыма и всей Российской Федерации в связи с введением ФГОС.
Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в условиях рыночной экономики, умеющего создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей Родины и законопослушным гражданином.
Только личность, обладающая такими качествами, как :находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, склонность к проблемному видению ситуации, мобильности, гибкости ума, обладающая информационной и коммуникативной культурой, умением выходить из тупиковых ситуаций, способностью к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию на практике, имеющая стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными жизненными реалиями .
Программа по русскому языку для 5-9 классов основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения должна быть реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным подходом.
Таким образом, главной направленностью школьного курса русского языка является направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.Одной из возможностей развития и достижения перечисленных качеств личности учащихся является технология проблемного обучения, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Безусловно, верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».Технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают все трудности, активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.
Повышенная эмоциональная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.Технология проблемного обучения, что очень важно, готовит учащихся к самоменеджменту, и позволяет:- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;- выбирать для себя оптимальные формы деятельности и поведения в конкретной ситуации.Технология проблемного обучения.Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
Главные цели и задачи проблемного обучения1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3.Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4.Развитие профессионального проблемного мышления.

Центральные понятия проблемного обучения:- проблема;- гипотеза;- проблемная ситуация;- проблемный вопрос;- проблемная задача;- творческая задача;- самостоятельная работа.Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблема может быть научной и учебной. Научная проблема – «белые пятна», неисследованные участки известных знаний. Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:- выявление проблемы;- формулирование;- поиск решения;- решение.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…». Например: предположим, что среди частей речи отсутствовали бы личные местоимения,что тогда? Алгоритм по работе с гипотезой:- выдвижение гипотезы;- ее теоретическое обоснование;- экспериментальная проверка гипотезы.Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.Признаки проблемной ситуации:
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
Наличие неизвестного для учащегося.
Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.*Прокомментируйте высказывания знаменитых писателей о Родине, как вы их понимаете?
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.Творческие задачи позволяют:- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;- формировать навыки совместной работы;- устанавливать межпредметные связи.
*Изучая особенности гласных и согласных звуков в 5 классе,попросить найти стихотворения о природе,проанализировав,какие звуки повторяются чаще других,объяснить ,как они помогают передать настроение поэзии.Используя словарь лингвистических терминов,выяснить,как называются повторы гласных и согласных звуков.Методы проблемного обучения:
проблемное изложение знаний;
изложение с проблемным началом;
частично-поисковый или эвристический метод;
исследовательский метод.Некоторые примеры приемов создания проблемных ситуаций в
5 классе на уроках русского языка: 1.Учитель сам ставит проблему«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? 2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
Например,дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари,Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение.Далее следует задание :
Витя и Маша прочитали предложение в книге.Витя согласился с тем,что выделенное слово написано правильно,а Маша решила,что допущена ошибка.А как считаете Вы?Почему?Используйте в ходе работы толковый словарь.Что ввело в заблуждение Витю?
*Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью,поэтому не удивительно,что девушка,даже когда выросла,оставалась наперсницей обожаемой тетушки. З.Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
Обратие внимание на перечисленные слова.Определите лишнее в каждой строке.Выбор объясните.
1)Пролагать,излагать,прилагать,отложить.
2)Доложить,выложить,слагать,уложить.4.Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.9.Проблемные задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
Привести пример текста-описания,попросить убрать все прилагательные.Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.«Активные» методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке.Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. «Активные методы» - совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.Активные методы позволяют на уроке:- формировать собственное мнение. Высказывать его, уметь аргументировать;- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.Например: «коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок. Дейл Карнеги, основоположник американской теории и практики менеджмента, советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?»Основные направления коммуникативной атаки:
1.Захватывающий аудиторию факт, вопрос.
2.Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися.
3.Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.
4.Оригинальное, яркое, необычное начало урока, притягивающее внимание аудитории, своей неожиданностью.
Например,показать видеоролик о человеке,еще недавно бывшем нищим,а на данный момент ставшим богачем,- «Круг добра». Попросить вспомнить свои добрые и злые дела,совершенные в течение прошлого дня.Какие из них могут вернуться в ближайшее время?Далее следует написать сочинение-повествование с элементами рассуждения «Круговорот добра»
Моделирование.Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование.«Что могло произойти, если бы…»Как поступили бы вы ?- …в разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране, матери, подруге? Учебный мозговой штурм (УМШ)Основная цель: развитие творческого мышления.Дидактические ценности УМШ:- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;- учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.Технология УМШ (кратко)Обычно штурм проводится в группах численность 7-9 учащихся.До штурма:
1.Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе – Никакой критики!
2.Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи.
3.Учитель определяет время (до 20 минут)
Первый этап. Создание банка идей.Цель – наработать как можно больше возможных решений.Второй этап. Анализ идей.Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать.Третий этап. Обработка результатов.Цель – отобрать от 2 до 5 самых интересных решений и назначить спикера, который расскажет о них классу и учителю. Как выбрать задачу для УМШ?Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.
*Что означает фразеологизм «первый блин всегда комАм»?Правильно ли записано последнее слово?Почему?
Итак, технология проблемного обучения сводится к следующей схеме:ИнформацияНовые ЗУН, СУДРешение проблемыПоискНовые ЗУН, развитые СУДleft000left000left000left000left000left000left000left000 ПомощьПроблема(осознание неизвестного)left000left000left000у Анализleft000left000учитель Педагогическая проблемная ситуацияПроблема(осознание неизвестного)left000left000left000left000 УченикИтак,технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование между целями и возможностями субъекта.