Использование игрушек в формировании у детей эмоционально-положительного состояния в период адаптации
Доклад
На тему: «Использование игрушек в формировании у детей эмоционально-положительного состояния в период адаптации»
Выполнила: воспитатель I категории
МБДОУ № 100
Меркурьева Т.Ж.
Миасс, 2014
В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной – и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка. Многими психологами и педагогами было доказано, что эмоциональное состояние во многом определяет направления развития ребенка, как физического, нравственного, умственного, эстетического, так и развития его психики. Изучением проблемы эмоций занимались такие авторы, как Л.С Выготский, В.К Вилюнас, И.А Васильев, К.Е Изард, А.Н Леонтьев, Б.И Додонов, Э.А Костандов, В.А Лабунская, П.М. Якобсон и др.
Игра – главное, что готовит наших детей к жизни в большом мире, важно только её правильно организовать.
Важным педагогическим условием, способствующим в группе раннего возраста эффективному воспитанию и развитию детей, формированию эмоционально-положительного состояния является подбор игрушек. Игрушка – не балушка, говорит народная мудрость о значении игрушек для развития маленького ребёнка. С ней значительно проще решить задачу профилактики психоэмоционального напряжения у детей, создания положительного эмоционального фона , чувства радости и веселья.
Игрушкам принадлежит особая роль в развитии малышей, при этом они должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Игрушка - спутник жизни ребёнка, она вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображённых в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Проигрывая различные сценки со своими игрушками, детки учатся любить и заботиться. Все маленькие детки любят мягкие игрушки. Они тёплые, гладкие, нежные, вызывают массу эмоций у малыша, они безопасны, защищают от стресса и придают им чувство комфорта.
Таким образом, малыш начинает выражать свои ответные чувства. На примере различных настроений игрушек, можно объяснить малышу, при каком состоянии игрушка может грустить или радоваться.
Если «мишку» гладить, обнимать, то он будет радоваться и улыбаться, если кидать, то ему может быть больно. Проигрывая различные сценки со своими «мягкими друзьями» , детки учатся любить, дружить, говорить, петь и танцевать.
В этом возрасте необходимо создавать условия для экспериментирования ребёнка со звуками. Музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, дудочки, бубен, погремушки, металлофон, деревянные ложки) вызывают у ребёнка положительные эмоции и стимулируют к игре.
«Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интересней для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности» - (Е.А.Флёрина.)
Ребёнок нуждается в среде, снабжённой стимулами, стремится также к определённому оптимальному уровню стимуляции, а мы, воспитатели, этот уровень также обеспечиваем. В период адаптации очень важно помочь малышу привыкнуть к новым условиям и к новым людям. В своей работе я установила, что использование игрушек способствует утешению малыша, вызывают чувство радости, смех при наблюдении за действиями взрослого с игрушкой и при знакомстве с ней. Вызывая интерес к игрушке, и сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, я организую игры. Игра- это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идёт в детский сад. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет...»
В игре ребёнок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, « что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, музыки, фантазии, творчества, игры. Без этого он - засушенный цветок».
В нашей группе имеется предметно-развивающая среда, наполненная разнообразными игрушками. Это игрушки- персонажи, кроватки и коляски для кукол, мягкие игрушки, кухонная мебель и наборы игрушечной посуды, гладильная доска с утюгами, ванночки для купания кукол, швейная машинка, каталки, мячи, имеется как традиционный строительный материал (конструкторы, кубики), так и нестандартный - это обычные губки для мытья посуды- они легки, устойчивы, яркие. Дети проявляют неугасающий интерес к игровому материалу с песком (совочки, ситечки, формочки, воронки) и с водой (рыбки, лодочки, заводные игрушки, ведёрки и т п ).
От совместных игр с каталками, с игрушками - дергунчиками, качалками дети получают много положительных впечатлений, появляется желание повторять слова потешек, стихов.
И самое главное - эмоциональное состояние малышей становится лучше и лучше, адаптация проходит безболезненно.
Дарите детям радость.
Забудьте, что вы взрослые!
Радуйтесь вместе с детьми!
Импровизируйте, удивляйте, смешите малышей-
Они будут вам благодарны
И надолго запомнят эти счастливые дни!
15