Статья «Внедрение нетрадиционных творческих приемов и методов в работу логопеда»

« Внедрение нетрадиционных творческих приемов и методов в работу логопеда».

Нетрадиционные методы воздействия на ребенка в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умея использовать новые возможности, включать действенные методы в системе коррекционно - развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Кроме того, альтернативные методы помогают организовать занятие интереснее и разнообразнее.
Известно таких методов довольно много.
Фитотерапия.
Музыкотерапия.
Пескотерапия и многие другие виды работ.
Я хочу остановиться на одном из современных, но очень эффективных методах: су джок терапия.
Цель: нормализовать мышечный тонус.
Опосредованно стимулировать речевые отделы в коре головного мозга.
Это направление объединяет в себе древние знания Востока и последние достижения медицины. «СУ» - по корейски «кисть», «джок» - стопа. Стопа и кисть – уменьшенные проекты тела человека.
Су – джок терапия направлена на стимуляцию высоко активных точек соответствующим всем органам и системам, расположенным на кистях и стопах.
Можно использовать для воздействия на точки грецкие орехи, колючие мячи, сухие шишки, шарики. Эффективен и ручной массаж пальцев рук. Особенно важно воздействовать на большой палец, т. к он отвечает за голову. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Наряду с пальчиковыми играми, су джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Приемы использования су джок терапии на занятиях:
( колючий мяч или шишка)
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

Массаж эластичными кольцами при автоматизации звуков. Например при автоматизации звука Ш.
(ребенок поочередно надевает на пальчик массажное кольцо и читает стихотворение)
Это малыш Илюша,
Это малыш Ванюша.
Это малыш Алеша.
Это малыш Антоша.
А маленького малыша зовут Мишутка.

Это малышка Танюша.
Это малышка Ксюша.
Это малышка Маша.
А меньшую зовут Наташа

По словам Сухомлинского: «Истоки Способностей детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тоненькие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит пальчиковые игры – мощное средство тренировки головного мозга.
На занятиях логопеда нашла широкое применение пескотерапия. Погружение пальцев в песок, пересыпание песка снимают стресс, стимулируют речевые рецепторы.
Также популярны в последнее время игры с соленым тестом. Соленое тесто – очень благодатный материал для работы. Лепим буквы и фигурки, выстраиваем дорожки и ручейки. Это коррекционные приемы для совершенствования речи.
Интересны новые игры для совершенствования артикуляционной моторики. Это занятия с чайной ложкой:
- массаж языка чайной ложкой
- Упрямая улыбка
- Упрямая трубочка
* На ряду с традиционными упражнениями на дыхание используются и нетрадиционные:
« Ракета» - глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх и соединить ладони. Тянуться вверх. Задержка дыхания и выдох гласных звуков. Руки опускаются вниз.
«Болтушка» - прямые руки вверх. Рот широко раскрыт. Язык движется вперед – назад и кисти рук двигаются в такт языку.
« Наказать язык» - прикусить кончик языка зубами. Руки в стороны. В одном ритме прикусывать язык и сжимать кулаки. Эти упражнения способствуют координации речи с движением, нормализации мышечного тонуса, нормализации дыхания.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей – дошкольников, имеется необходимый обширный практический материал и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному развитию речи ребенка, все остальное зависит только от нас: специалистов своего дела.
15