Статья на тему: Взаимодействие учителя начальных классов и логопеда в условиях общеобразовательной школы
Статья на тему: «Взаимодействие учителя начальных классов и логопеда в условиях общеобразовательной школы»
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении устной письменной речью. Так, например, в этом учебном году среди первоклассников их 35%.
Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.
Поэтому при коррекции речевых нарушений необходимо правильно выстроить процесс взаимодействия между учителем и логопедом.
При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.
Проведя диагностику в начале учебного года, логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.
После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
Логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целю которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:
«Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
«Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
«Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.
«Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
«Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.
«Правильное дыхание – основа правильной речи».Логопед знакомит учителей с особенностями речевого дыхания, показывает ряд упражнений для отработки плавного выдоха. Упражнения можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математики. Физкультуры.
«Профилактика дисграфии и дислексии младших школьников».Логопед раскрывает некоторые виды работы по предупреждению нарушений чтении и письма, которые учитель может использовать на уроках.
«Формирование навыков чтения младших школьников». Логопед знакомит учителей с различными приемами и упражнениями, формирующими навык правильного и осознанного чтения.
Учитель начальных классов может и должен обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не занимаются на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.
По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходима для оптимизации учебного процесса.
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся массовых школ. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать учителя, невнимательностью, небрежным отношением к работе и др.
Проанализировав ошибки детей в письменных работах, при проверке техники чтения я внесла изменения в коррекционную рабочую программу; на ШМО учителей начальных классов мы ищем формы, повышающие качество письма и чтения. Например, проводим ежемесячный мониторинг техники чтения и списывания. Это дает положительную динамику.
Для оптимизации обучения младших школьников чтению необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование развивающих игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. У младших школьников с нарушениями речи отмечается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика.
Многиеучащиеся отличаются еще и тем, что имеют слабый, тихий, невыразительный голос. Чрезмерно тихое или торопливое чтение, а также невнятное произношение слов ведут к тому, что слушающие с трудом понимают читаемое, а сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения. Выявленные факты побуждают к поиску таких форм работы по развитию навыков осознанного выразительного чтения, которые помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное удовлетворение.
Одним из компонентов чтения на начальном этапе его формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые смешиваются и заменяются при чтении:
учитель показывает букву, ученик отыскивает её среди других букв ;учитель показывает букву, ученик выбирает из текста или нескольких слов слова, где имеется данная буква, с последующим правильным прочтением;
конструирование букв из палочек, шнурков;
строчки для узнавания правильно и неправильно начертанных букв:
А М Е W O F Р Н И К N
какие буквы спрятались? Напиши (Н, И, Л,П,О)
допиши слова (предложения):
Работа учителя по совершенствованию навыков чтения строится с использованием специальных заданий, направленных как на отработку техники так и на понимание прочитанного.
Целесообразно использовать разные виды заданий:
чтение форм одного и того же слова (стол, стола, к столу, на столе,в столе );
чтение разных слов с одинаковым окончанием (книгами, сказками, играми, руками);
чтение однокоренных слов (сад, садовый, садовник, садик); слов, имеющих одинаковые приставки или суффиксы, но разные корни ( доехать, доделать, добежать; серенький, маленький, старенький);
чтение однокоренных слов, образованных от разных приставок и суффиксов (зашел, пришел, дошел; лист, листок, листочек).чтение составленного предложения из слов обычным способом и наоборот по буквам;
чтение текста из книги «вверх ногами». Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя;
составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках;
чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам;
чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней или нижней половиной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя;
чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлагается читать не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово.
В результате систематической и целенаправленной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении, вы получите следующий результат: формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие эмоционального напряжения и тревожности.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т.е. происходит интеграция коррекционной логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Приложение 1 Памятка для учителя
Типология специфических ошибок на письме.
1. О ш и б к и на уровне буквы и слога
Ошибки звукового анализа:
пропуски /зимука – зимушка, похлодало - похолодало/
перестановки /снежным корвом/
вставки /декабарь – декабрь, девочонки – девчонки
Ошибки фонематического восприятия:
смешение букв по акустико – артикуляционному сходству /дедошка, вертолот, тавно , фисит, вонарь/
Смешение букв по кинетическому сходству / тетродь, рыдоловы,габота/
Персеверация / застревание/:
в пределах слова / магазим, на нашиме/
в пределах словосочетания / У молодого майца.
в пределах предложения /Аня посадила арис. Кактус у Кани./
Антиципация / упреждение, предвосхищение/
в пределах слова / деверья, родмыми/
-в пределах словосочетания, предложения / жухчат ручейки, жалоб
2. О ш и б к и на уровне слова
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку / ваквариуме, на ступила, в зяла, подороге./.
Контаминации / стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима/
Нарушение функции словообразования / ледик, ногища, лисовый хвост
О ш и б к и на уровне предложения.
Отсутствие обозначения границ предложений /заглавных букв, точек/
Аграмматизмы – нарушение связи слов в предложении / на ветки деревьях, упал с санки, большой самосвала, я буду сделаю. Дети собирает цветы.
ВЫВОД: с помощью такой дифференциации ошибок учитель начальных классов сам может выявить детей, требующих логопедической помощи.
ОДНАКО:необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.
Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне
Дети знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования звуков речи, познают взаимосвязь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.
Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство /л-м, п-т, и-ш, и-щ, ц-щ, б-д, в – д, у –ч, г-р/.
Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство / в первую очередь гласных первого и второго ряда/. Дети знакомятся с обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда / е, е, ю, я, и / и мягкого знака.
Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, устраивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально- префиксальным, учатся подбирать родственные слова.
Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне
Третий этап начинается с работы над предложением. У детей формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, они учатся правильно согласовывать различные части речи.
Немаловажное значение отводится работе с предлогами.
На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.
Реализация коррекционной программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Приложение 2.
Филворд1.Найди и выпиши названия школьных принадлежностей.
О РД О С К А Т
К ПА РТ А ПФ
ШТ О Л М Е Л С
У Т Е Т РА Д Ь
О РУ Ч К А М Т
ША ЗБ У К А РПТ О Ч И Л К А
У Г Л О Б У С Л
2. Найди и выпиши названия месяцев.
Е С А С О Ь Н О Ь
Н Т ПЬ К Л Н Я Ь
Т С РРТ А РБ ЮЯ У Е Б Я РЬ Е И
Б Г Л Я Н В М А РРВ Ь М В Е Б РТ
Ь А Ь А А Ф А Ь Г
И ЮЛ Й РЬ К Е Д
3.Упражнение “Найди спрятанное слово”. Необходимо среди буквенного текста найти и подчеркнуть слова:
Тдксолнцеьблджщцкуыветерфкхъпсдцйщэдождьюъзгнхцйёрнвьюгажэхъкшгнпо
Найдите все слова в цепочке.
Прочитайте зашифрованную пословицу:
«Буквы - прилипалы»
1.Вычеркни повторяющиеся буквы , составь предложения.
Прочти рассказ и запиши.
В 1-м предложении вычеркни букву Л.
Во 2-м предложении букву Ы.
В 3-м предложении букву А.
1. Слколро нлалстлулплиллт злиллмлал.
2.Уыпыадуыты ныа зыемылыю сынеыжыинкыи.
3.Лаеса аиа паолае баудаута баелыамаи.
«Буквы потерялись»
Слова и тексты с пропусками гласных.
1. Спишите слова, вставьте пропущенные гласные. Подчеркните их.
Вор_на, лоп_та, б_бушка, сор_ка, чемод_н, лош_ди, н_точка.
2. Спишите предложения, вставьте пропущенные гласные. Подчеркните их.
На цвет_к с_ла б_бочка. Ск_ро наст_пят холод_. Д_ет с_льный в_тер.
3. Внимательно прочитай предложения. Найди допущенные ошибки.
Лось пробжал мимо деревни. Сильнй втер загудел в вышине. Быстро пролетло лето.
Тексты без границ слов.
1. Найди слова в предложении, раздели их. Спиши правильно предложения.
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.
Снялизверькипушистыешубки. Всюзимубелкижиливлесу.
Тексты без заглавных букв и границ предложений.
1. Найди границы предложений. Поставь точку. Начало предложения пиши с заглавной буквы.
Зима в лесу.
выпал снег стало в лесу светло прилетели снегири они летят к красной рябине и клюют плоды в берлоге спит медведь в своей норке ёж накрылся листьями голодный волк бродит на лесной опушке
Найди ошибки.
1. Прочитай предложения. Исправь смысловые ошибки.Запиши новые предложения.
Коля кормит кошка. Дует теплая ветерок. Льет сильные дождь.
Ребята идут в школа. Ночью ударил морозы.
2.Прочитай предложения. Замени данные в скобках слова. Запиши новые предложения.
Незнайка надел новую (пляшу). Шустрая (камыш) юркнула в норку.
В реке плавают колючие (реши). Пожарный (шутит) пожар.
Расшифруй слова.
1.Спишите стихотворение, вставляя вместо _ букву Ю, а вместо / букву У.
На /роке.
На /роке я чита_
И рис\_ , и по_ .
Р/к/ тихо поднима_ .
Если спросят отвеча_ .2.Спиши предложения, вставляя вместо ↔ букву Ж, а вместо ↕ букву Ш.
Сере↔а и Ми↕а побе↔али к ма↕ине.
Да↕а вя↕ет деду↕ке ↕илет.
3. Спишите. Вставляя вместо ˂ букву С, а вместо ˅ букву Ш.
˅утка.
Ве˂ёлая ˂тару˅каВе˅ь день ˂егодня шьёт .За кругленькой кату˅кой
˂ледит пу˅и˂тый кот.