Выступление на педагогическом совете Процесс школьной дезадаптации
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Процесс учебной дезадаптации»
Подготовила
Классный руководитель 8 «Б» класса
Тишакова Л.В.
2016-2017 уч.годБольшинство взрослых считают, будто чувства подростков несерьезны и все эти душераздирающие страсти — ярость, ненависть, смятение, ужас, безнадежность, отвергнутая любовь — лишь игра гормонов, тренировочный забег перед Настоящим, из этого вырастают. Это неверно. В тринадцать лет все серьезно, у всего острые края, о них можно порезаться.
Джоанн Харрис. Джентльмены и игроки
Я, являюсь классным руководителем данного коллектива с 2014 года. Коллектив состоял из 21человека. Из них 14 мальчиков и 7 девочек. В период в 2014 г до 2016 года в класс прибыло 11 человек из других образовательных учреждений города, из Украины, а также в результате расформирования 7 «г» класса в 2015-2016 уч.году. На данный момент в классе 27 учащихся из них 14 мальчиков и 13 девочек.
Тема моего выступления- процесс учебной дезадаптации.(нарушении адаптации) Почему мы говорим сегодня об этой проблеме, так как на протяжении работы с классом я столкнулась с проблемой «принятия» новых учеников в коллективе.
Итак, в первую очередь поговорим об адаптации. Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Но в большей степени хочется поговорить о психологической адаптации. Так как это очень серьёзно влияет на учебную деятельность и на межличностные взаимоотношения среди учащихся.
Мы говорим о «принятии» новых учеников сегодня, как о проблеме. Наблюдая за своими учениками, я пришла к выводу, насколько это важный , трудный момент в жизни детей. Насколько им сложно принять и быть принятыми. Тем более, когда это происходит в подростком возрасте. Когда подросток ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.
В процессе работы, мы имеем как положительный опыт «принятия» детьми новеньких , так и отрицательный. В первую очередь, я считаю всё зависит не только от коллектива, куда приходит новый ученик , но и от самого подростка. Известно, что процесс включения новичка в коллектив может вызывать определенные трудности: новичку нужно привыкать к сложившимся в данном классе традициям, формам и содержанию коллективной деятельности, симпатиям и антипатиям
Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе. Новая школа, новый класс - ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.
Мы имеем дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка – нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении , что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных. Признаки этого явления совпадают с признаками сильного стресса:
заметное снижение работоспособности ребенка;
высокий уровень напряженности сердечнососудистой системы;
изменение функционального состояния центральной нервной системы;
ощутимый спад учебной активности;
резко возросшая утомляемость.
Случается, что на новом месте дети становятся раздражительными, грубят близким, замыкаются в себе, потому что чувствуют себя потерянно. Многим трудно привыкнуть к новой школе. Невольно ребенок сравнивает новую окружающую обстановку с прежней, и все кажется ему чужим и враждебным. Нередко возникают проблемы при знакомстве с одноклассниками: в новой обстановке дети становятся робкими и нерешительными. Их беспокоит, что о них подумают окружающие. Первое время на новом месте дети быстро утомляются. И это не удивительно: масса впечатлений, незнакомых имен и названий.
Зачастую дети не принимают ''новеньких" не потому, что те: чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже "спевшегося" коллектива. Это своего рода проверка: выстоит новичок — примем его в свои ряды, не выстоит - обзовем хлюпиком и дружно отвернемся. И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра "Испытание новичка". Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять. Так чего ж удивляться детям, желая знать, можно новенького "в разведку брать" или нельзя, они просто устраивают ему экзамен.
С такой проблемой мы столкнулись в этом учебном году, когда в класс пришли 7 человек из ранее расформированного класса. Казалось бы, дети знают друг друга, т.к. 7 лет учились в одной параллели, должны относиться друг другу если не как друзья, то хотя бы приятельски. И вот в начале учебного года мы видим насколько новым детям тяжело. Мной были проведены тематические классные часы, совместный поход на природу, множество игр, которые помогают детям сблизиться в общении. Но в итоге, случился небольшой конфликт и старожилы класса во всём обвинили новеньких детей. Естественно, возникла стрессовая ситуация, которая могла перейти в более длительный конфликт. Но ,быстрая реакция со стороны классного руководителя и школьного психолога, помогла разрешить конфликт. Вместе с Матушкиной В.В. мы составили план работы с классом, с целью наладить благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, помочь новым ученикам адаптироваться в коллективе.
А именно, еженедельно школьный психолог проводит с ребятами занятия, в виде специальных диагностик, тренингов, и игр. В свою очередь, и я на классных часах, с помощью специальных игр, упражнений, стараюсь смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации новых учеников в классе, а также научить одноклассников проявлять понимание и сочувствие новеньким.
Как могут помочь педагоги
Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда - враждебным, редко - доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество может классный руководитель. Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно.
Некоторые педагоги считают, что не надо заострять внимание на проблемах нового ученика: новичок сам привыкнет, постепенно вольется в коллектив. Но это совсем не правильно. Педагог может помочь новичку преодолеть трудности адаптации, сделать так, чтобы дети решили, что новичок достоин их внимания и дружелюбного расположения. Учитель может создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать. И тогда ребенок, который пришел в новый класс сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива. Дружный коллектив учащихся теплее принимает новичка. Учитель может убедить ребят, что новичку тяжело, ему нужна помощь и поддержка. Никто еще не знает новичка, его положительных качеств, поэтому следует попытаться узнать его поближе, подружиться с ним, не делать поспешных выводов о новеньком.
Поэтому от нас, как от педагогов зависит , каким будет классный коллектив. Только ежедневная работа в тандеме «учитель- классный руководитель -школьный психолог» поможет избежать конфликтных ситуаций в учебном процессе.
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
С. Харрисон