Работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни



Отчет о работе по формированию культуры здорового образа жизни
Классный руководитель Евсюкова Ольга Викторовна
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Рост социальных проблем, ухудшение экологического состояния окружающей среды, экономические трудности привели к тому, что за последние годы отмечается стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья детей. Снизилось число абсолютно здоровых детей, увеличилось число детей с функциональными и хроническими расстройствами, отмечается снижение уровня физической подготовленности и физического развития подростков.
Особую категорию составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушение интеллекта.  У них помимо органических поражений ЦНС в 90 % имеются хронические формы соматических заболеваний. Для таких детей укрепление состояния здоровья непрерывно связано с процессом коррекции недостатков психического и физического развития.
Одним из приоритетных направлений работы школы является организация работы по формированию культуры здоровьесбережения учащихся. В течение последних лет, работая по данному направлению, я накопила определенный практический опыт, которым хотелось бы поделиться с педагогами.
Свою работу по формированию здорового образа жизни учащихся своих классов я осуществляю в соответствии со школьной программой «Формирование здорового образа жизни учащихся
Цель программы:  сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Задачи:
формирование активной мотивации на заботу о здоровье;
воспитание норм и ценностей здорового образа жизни;
развитие и совершенствование двигательных умений, навыков, качеств учащихся;
организация закаливания, повышение сопротивляемости защитных сил организма;
формирование интереса к регулярным занятиям физкультурой и потребности к ведению здорового образа жизни.
Основные направления работы:
организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья;
работа по совершенствованию медицинского обслуживания детей ;
организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
оздоровление учащихся средствами физкультуры;
пропаганда здорового образа жизни.
Об эффективности работы по формированию культуры здоровьесбережения можно судить по следующим данным.
1. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья
Мы используем все возможности школы для формирования здорового образа жизни:
-правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности, физкультурных пауз, минуток релаксации на уроках;
- обеспечение  необходимого температурного режима ; правильного освещения классной комнаты;
-использование спортивной базы школы
- работа кабинета психолога, где проводятся индивидуальные и групповые занятия, а также релаксационные занятия для детей.
Школа на протяжении ряда лет сотрудничает с центром «Исток», противотуберкулезным и наркологическим диспансерами. Специалисты этих организаций неоднократно проводили беседы и лекции по профилактике компьютерной зависимости, табакокурения, наркомании, по профилактике токсикомании и употребления ПАВ, как с учащимися так и с родителями на родительских собраниях.
Ежегодное анкетирование учащихся класса по теме: «Имеешь ли ты вредные привычки?», показывает, что за последние 3 года число курильщиков уменьшилось на 2%.
2. Совершенствование медицинского обслуживания детей и подростков (В соответствии с программой в течение учебного года проходят медицинские осмотры всех учащихся, ежегодная вакцинация детей. В течение года некоторые учащиеся проходят курсы лечения, которые проводят врач и медсестра школы по назначению врачей-специалистов после профилактического осмотра.
Благодаря использованию элементов закаливания и профилактики простудных заболеваний снизилась заболеваемость учащихся  ОРВИ и гриппом.
Медицинский работник школы осуществляет постоянное наблюдение за нервно-психическим состоянием учащихся. При необходимости и по показаниям в течение года учащиеся проходят обследование и лечение. Если есть необходимость, то учащиеся проходят и санаторно-курортное лечение.
Проводится большая работа  по профилактике инфекционных заболеваний,  травматизма: встречи с инспекторами ГИБДД, сотрудниками службы пожарной безопасности; экскурсии в  музей «Противопожарной безопасности», инструктажи с учащимися по профилактике дорожного травматизма и пожарной безопасности.
3. Организация полноценного сбалансированного питания учащихся
Учащиеся класса в школе проводят практически целый день, и не каждый ребенок может принести с собой еду. Поэтому организация 2-х разового горячего питания очень важна для нас. Дети получают полноценный горячий завтрак и обед, что я также отношу к этапам здоровьесбережения. Особое внимание уделяется работе с родителями . Не все родители в классе ведут здоровый образ жизни, а дети в первую очередь смотрят и берут пример с тех с кем живут. Поэтому для родителей проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации с привлечением специалистов, посещение семей по месту жительства, дни открытых дверей, а так же совместные мероприятия для детей и родителей.
4. Оздоровление учащихся средствами физкультуры.
Кроме уроков физкультуры , предусмотренных расписанием,  разработана система внеклассных занятий по физическому воспитанию. Двигательная активность учащихся повышается путем включения физических занятий в режиме дня. Это и утренняя гимнастика, и разнообразные динамические паузы, физкультминутки во время уроков,  подвижные игры на переменах и в ГПД, спортивные часы и занятия в спортивных секциях. В спортивных секциях занимается 90% класса. Это и футбол, и волейбол, баскетбол. Ребята выступают на соревнованиях, завоевывают призовые места. Участвуют в днях и уроках здоровья, которые проводятся в школе.
Некоторые учащиеся посещают занятия танцевального кружка, где также осуществляется коррекция недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
5. Пропаганда здорового образа жизни
Ежегодно в школе проходят  месячники здоровья. В рамках месячников проходят различные мероприятия: беседы –  лекции, анкетирование родителей учащихся по темам: «Здоровье ваших детей – в ваших руках», «Я выбираю здоровье», «Ведете ли вы здоровый образ жизни?», а так же спортивные соревнования по различным видам спорта, спортивные праздники , экскурсии в парки. В течение месяца выпускаются плакаты,  посвященные здоровому образу жизни; проходят конкурсы сочинений учащихся «Береги свое здоровье». Родители и учащие всегда могут получить информацию по пропаганде ЗОЖ. Классный руководитель, социальный педагог, психолог  проводят консультации для родителей.
В течение года выпускаются санбюллетени по профилактике травматизма, йодо-железодефицита, туберкулеза, вирусных заболеваний и гриппа.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье

Результативность работы:
за последние 3 года число курильщиков уменьшилось на 2%;
снизилась заболеваемость учащихся  ОРВИ и ОРЗ;
100% учащихся класса провакцинированы от гриппа;
для всех учащихся (охват 100%) организовано 2-х разовое горячее питание;
рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
возросла активность детей-инвалидов ( Панкратов)  в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми;
охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 92%.
Пономарев, Буторин, Роганов – участвуют в соревнованиях практически по всем видам спорта.