Принципы организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка


Принципы организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка.Подготовил учитель французского языкаПучкова Е.С. «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»Китайская поговорка Самостоятельная работа – разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой по заданиям без непосредственного участия учителя. Однако Задача «учить учиться» предполагает чёткое руководство самостоятельной работой со стороны учителя. Подготовительный (цель, мотивация, способы достижения цели, возможные результаты, дополнительныя литература)Сам процесс самостоятельной работы (создание условий для продуктивной работы)Итогово-обобщающий (контроль, самоконтроль, переход к творческой работе)Заключительный (творческая работа)Этапы организации самостоятельной работы. осознание цели заданий;знание процедуры их выполнения;умение пользоваться средствами обучения;умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;учёт соответствующих дидактических условий.Требования к организации самостоятельной работы. ФронтальнаяИндивидуальнаяГрупповаяФормы организации самостоятельной работы. Одним из средств формирования методики самостоятельной работы по иностранному языку являются памятки для учащихся. В современной методической теории различаются следующие виды памяток:памятки-алгоритмы, памятки-инструкции, памятки-советы, памятки-показ,памятки-стимул. Памятка 1.Общие указания по выполнению домашнего задания.§  Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно.§  Изучи сначала устный материал, а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения.§  Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати наибольшее внимание именно на этот вид деятельности.§  Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику.§  Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура.§  Внимательно и точно следуй всем указаниям преподавателя.При подготовке устного сообщения по прочитанному тексту учащемуся нужно показать, как следует сократить текст, чтобы передать только главное, опустив второстепенную информацию; рекомендовать записать план пересказа и ключевые слова, что поможет ему при устном сообщении. При подготовке устного сообщения:§  Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.§  Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения.§  Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.§  Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение.§  Составь план сообщения, запиши его.§  Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом. При аудировании текста:§  Внимательно прослушай текст, не останавливая плёнку. Постарайся понять содержание произносимого текста.§  Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая плёнку, чтобы понять текст более полно.§  Останавливая воспроизведение плёнки, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.§  Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.§  Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления.§  Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию§  С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст. При работе с грамматическим материалом:§  Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру.§  Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное.§  Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры.§  Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.§  Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.§  Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру. При работе с новым лексическим материалом:§  Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю.§  Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.§  Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.§  Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.§  Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т. е. его буквенный состав.§  Напиши слово по памяти.§  Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.§  Проследи, как данное слово употреблено в предложении.§  Попытайся составить насколько предложений с новыми словами.