Образовательная программа ОДО туристско-краеведческого направления
Образовательная программа
туристско – краеведческого объединения
дополнительного образования
«Мой край родной, Татарстан»
Возраст детей: 15-16 лет
Руководитель: Плющенко И.В.
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.
Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.
Казань и Республика Татарстан обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника. Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.
Концептуальные особенности программы. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, v общественно значимой и практической туристско- краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости
Учебная программа рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать, количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» — путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Методы работы.
1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
3. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы.
1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.
2. Участие в туристических слётах.
3. Проведение краеведческих конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы
Личностные результаты:
Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий.
Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
По завершении обучения обучающиеся должны
знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Календарно – тематическое планирование первого года обучения
№ п/пСодержание
Тема занятий Кол-во часов Дата
1 Вводное занятие. ТБ и личная гигиена на занятиях. Цели и задачи занятий 2 2 Общая характеристика Республики Татарстан
2 3 Государственная символика РТ, ее городов и районов.
2 4 Города Татарстана
2 5 Составление экскурсионного маршрута по городам Татарстана
2 6 Погода, климат. Основные характеристики погоды.
2 7 Экскурс в историю Татарстана 2
8 Географические особенности нашей республики
2 9 Местные признаки погоды. Организация наблюдений за погодой. ТБ. 2 10 Фенологические наблюдения
2 11 Животные своего края
Редкие животные своего края. 2 12 Экскурсия в природу. Наблюдения за жизнью животных. 2
13 Растения своего края
Лекарственные растения. 2 14 Растения и животные РТ, занесенные в Красную Книгу
2 15 Волжско- Камский заповедник.
2 16 Оформление материалов и экспозиции «Растения и животные нашего края» 4 17 Туризм.
ТБ в походе. Личное и групповое снаряжение. 2 18 Экскурсия в лес. Туристская тропа. 2 19 Общефизическая подготовка.
ТБ и личная гигиена на занятиях в спортивном зале. Спортивные игры. 2 20 Спортивные игры. Мини – футбол, пионербол
2 21 Спортивные игры. Бадминтон, настольный теннис
2 22 Занятия в тренажёрном зале. 2 23 Беседа «Спорт, его значение в формировании ЗОЖ современного человека» 2 24 Фенологические наблюдения. Дневник природы.
2 25 Народы своего края
Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, их обычаями, народными играми, обрядами… 2 26 Русские
2 27 Татары
2 28 Чуваши
2 29 Марийцы
2 30 Другие народы Татарстана
2 31 Работа в краеведческом музее
Экскурсия в музей ДК Железнорожников Юдино2 32 Туризм. ТБ.
Правила преодоления возможных препятствий. 2 33 Экскурсия в природу. Правила преодоления возможных препятствий. 2 34 Охрана природы
Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Изготовление и развешивание кормушек 4 35 Формы поверхности своего края. Экскурсия в природу. Наблюдения, зарисовки 4 36 Экскурсия в Геологический музей
2 37 Печищинский геологический разрез.
2 38 Знакомство с известными людьми нашего края
2 39 Прошлое своего края
Моя родословная. История моей семьи. 4 40 Знакомство с историей сельского поселения. История деревень Татарстана 2 41 Памятники истории. 2 42 Достопримечательности Казани.
6 43 Экскурсия в Национальный Музей РТ. ТБ во время экскурсий.
2 44 Кировский район. Исторические места
10 45 Красная Горка. Аракчино. Юдино. 8 46 Топонимика микрорайона
2 47 Воды своего края.
Значение рек, водоёмов в жизни людей. Знакомство с водной системой республики 2 48 Волга. Режим реки. Значение в жизни людей
4 49 Экскурсия на Юдинский карьер. Зарисовки, наблюдения. ТБ на воде.
2 50 Описание водоёмов РТ, составление фотоотчёта, презентаций
2 51 Почвы Татарстана. Почвы своей местности. Почвенный профиль.
4 52 Вспоминая Победу… 2 53 Ориентирование на местности. Способы ориентирования.
2 54 Азимут. Спортивное ориентирование
2 55 Топографическая съемка. Составление плана местности
2 56 Фенологические наблюдения. Оформление фенологическогодрева2 57 Однодневный поход «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Итоги года 2 Итого 144 Работа с родителями
Организационное родительское собрание, знакомство с программой ОДО (сентябрь)
Привлечение родителей к совместному посещению театров, музеев, экскурсий (в течение года).
Индивидуальные консультации (по ситуации).