Мастер — класс «Полёт фантазии». Отработка технологических навыков в рамках ФГОС НОО системно — деятельностного подхода


Гладких Инесса Викторовна
МБОУ СОШ №88 с УИОП
учитель начальных классов
Интегрированное занятие на тему: «Полёт фантазии».
Отработка технологических навыков в рамках системно - деятельностного подхода
Технологии, использованные на занятии:
интегрированное обучение;
профилактика подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарные, учебные, мотивационные) – работа ребёнка с позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики, развитие учебной самостоятельности школьников;
организация коллективных форм внутригруппового и межгруппового учебного сотрудничества учащихся;
исследовательское обучение;
здоровьесбережение;
диалоговое обучение;
дифференцированное обучение;
информационно-коммуникационное обучение.
Приступая к интегрированному занятию, следует:
согласовать предметное содержание литературного чтения с технологией;
составить план проведения;
продумать варианты распределения детей по рабочим группам «учитель - ученик» (важно учитывать психологическую совместимость и учебную успеваемость детей).
Цели:
познакомить с особенностями волшебной сказки;
учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;
обогащать словарный запас;
развивать внимание, память, творческие способности;
познакомить с особенностями конструкций мостов разных видов в зависимости от их назначения;
формировать на практическом уровне умение использовать новый вид соединения материалов;
создать модель моста, соблюдая основные конструктивные особенности;
учить подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объёкта, и заменять их при необходимости;
познакомить с видами мостов и их конструкцией.
Задачи:
Задачи, направленные на достижение личностных результатов: формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности; способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие творческого мышления; проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности; определять причины успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; оценивать собственную деятельность и деятельность других учеников; соблюдать правила безопасного пользования инструментами и материалами для качественного выполнения изделия; проявлять интерес к конструктивной и творческой деятельности; уважительно относиться к людям и результатам их трудовой деятельности; учитывать при выполнении изделия собственные интересы, склонности и способности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: умение определять цель занятия с помощью учителя, уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие формирования умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты; проводить защиту проектов по заданному плану.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, понимать и принимать его точку зрения, находить точки соприкосновения различных мнений; оценивать высказывания и действия партнёров, сравнивать их с собственными высказываниями и поступками; строить монолог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ, задавать вопросы на уточнение и углубление получаемой информации; уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формировать умение действовать в группах. Уровень коммуникативной компетенции школьников, по мнению А.Г. Асмолова, «далёк от желаемого», и «это побуждает… считать эту сторону развития одной их приоритетных… задач школьного образования». [1, 1] В соответствии с ФГОС «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий » [2, 1], в том числе коммуникативных.
Оборудование: обучающий центр SMART Table, телевизор SAMSUNG, ноутбук HP, фотоаппарат CASIO.
К Вашему вниманию предлагается интегрированное занятие литературного чтения и технологии «Полёт фантазии».
«Если Вы хотите построить корабль не надо созывать людей, чтобы всё спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, - надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль» (Антуан де Сент-Экзюпери). Моя работа основана на этом принципе позволяет получать отличный результат обучения и воспитания моих учеников.
Тип и форма проведения занятия способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений к самостоятельным и коллективным работам.
Класс разделён на три группы постоянного состава. Группы путём голосования избрали капитана, придумали название и девиз.
Представление групп.
Команда «Светлячки». Девиз: «Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны».
Команда «Радуга». Девиз: «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда».
Команда «Дружба». Девиз: «Все за одного, один за всех, тогда в команде будет успех!».
Команда наставников – это Вы, мои коллеги.
Вы можете предложите своё педагогическое кредо в качестве девиза команды.
У нас есть маршрут, по которому мы отправимся в путь, но мы можем путешествовать и по маршруту, предложенному командой наставников.
Прокладывание маршрута по карте.
Посмотрите на маршрутный лист и определите путь нашего следования. (У каждой команды свой мини лист, большая карта на доске). Путешествуя по стране фантазии, мы побываем в саду «Волшебных сказок» с Иваном-царевичем, Жар-птицами и царём Афроном. Через чудесный мост, сделанный своими руками, попадём в математическое кафе. «Посидим» за столиками SMART.
Работа по маршрутному листу.
Сад «Волшебных сказок».
Инсценировка русской народной сказки «Иван – царевич и Серый волк». Действующие лица: сказочница, Иван-царевич, Жар-птицы, царь Афрон, стражники.
Мост (волшебство сделанное руками человека)
Защита проекта «Жемчужный мост».
Отдых в кафе SMART.
Работа на обучающем центре SMART Table.
Наше путешествие подошло к концу. В завершении хочется обратиться к нам, взрослым. Учительство – это власть! И от того, как распорядиться учитель данной ему властью, зависит, сколько гениальных, счастливых людей выйдут их школы. Не надо заставлять детей, что-либо делать. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю! И тогда они всё сделают сами! Спасибо за внимание, за активное участие, за дружную работу.
«Истинное предназначение школы состоит в раскрытии, выращивании залаженных в ребёнка потребностей и способностей; и тогда содержание образования в его классическом представлении есть только средство для этого развития» [3, 1].
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. С. 117.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. С. 71.
Львов М.Р. Школа творчекого мышления: Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. – М.: Диктант, 1993. – С.17.