Отчет о работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ работы
методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Туймазы за 2013/2014 учебный год
Состав М/О:
Багаутдинова Рима Карамовна
Камалиева Альбина Ришатовна
Борисова Тамара Ивановна
Иркабаева Татьяна Денисовна
Яушева Гульчачак Муллагалиевна
Биктимирова Динара Сарватовна
Дронова Екатерина Анатольевна
В 2013/2014 учебном году коллектив школы продолжил работу над методической темой: «Эффективность образовательного процесса в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения». Проблемная тема ГРМО: «Реализация современных подходов в обучении русского языка и литературе с использованием новых учебно-методических комплектов». В соответствии с темами проводилась работа М/О учителей русского и литературы в мероприятиях школы и города.
Проблемная тема МО: «Развитие учителя – словесника в ходе реализации современных подходов в обучении русского языка и литературе с использованием новых учебно-методических комплектов».
Цели работы МО:
Формирование коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций учащихся.
Активное внедрение ИКТ в процесс обучения.
Задачи:
1. Информировать преподавателей о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики.
2. Подготовить методическое обеспечение для осуществления образовательного процесса.
3. Формировать в педагогическом коллективе единый, но не однообразный подход к решению актуальных педагогических проблем, стоящих перед школой.
4. Способствовать созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителя.
5. Способствовать формированию педагогического самосознания учителя как педагога организатора учебно-воспитательного процесса, строящего педагогическое общение на гуманистических принципах сотрудничества
Также в соответствии с методическими темами были выбраны темы для самообразования учителей М/О:
Багаутдинова Рима Карамовна – «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе внедрения программы и использование учебного комплекта Н.Г.Гольцовой и И.В. Шамшина»
Борисова Тамара Ивановна – «Формирование языковой компетенции через совершенствование орфографических навыков»
Камалиева Альбина Ришатовна – «Новые аспекты в преподавании русского языка: внедрение программы и учебно-методического комплекта Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой»
Иркабаева Татьяна Денисовна - «Влияние литературы на формирование внутреннего мира подростка, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине»
Яушева Гульчачак Муллагалиевна - «Развитие речи на уроках русского языка и литературы»
Дронова Екатерина Анатольевна - «Овладение информационной и коммуникативной компетенциями на уроках английского языка»
Биктимирова Динара Сарватовна – «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»
По итогам работы за 2013-14 учебный год учебные программы выполнены полностью. Качественная успеваемость по предмету русский язык в среднем за год 48,97 %, успеваемость - 100 % , по предмету литература 60,5% успеваемости 100%. Качество знаний по предметам приведено в таблице (Приложение 1)
Работая в этом ключе, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности обучающихся, обращали особое внимание на работу по схеме «учитель – ученик» в свете решения конфликтных ситуаций и создания благоприятных условий для обеих сторон.
Учителя старались применять на уроках дифференцированный подход к каждому ученику, изучали методы проведения современного урока, проводили и посещали городские семинары, совершенствующих процесс преподавания и изучения русского языка и литературы, а именно:
- Практический семинар в МБОУ СОШ №5 г. Туймазы;
- Практический семинар для учителей русского языка и литературы в МБОУ СОШ д. Татар – Улканово.
Особенно хотелось бы отметить, что учителя русского языка и литературы в течение года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия, как с мотивированными, так и с неуспешными обучающимися:
- Индивидуальная работа;
- Помощь в выполнении домашнего задания;
- Проведение консультаций по всем вопросам в любое время;
- Привлечение обучающихся к творческим работам;
- Подготовка к контрольным диктантам и тестам;
- Индивидуальная подготовка к промежуточной и итоговой аттестации;
- Консультация для обучающихся 9-х классов к ГИА по русскому языку;
- Консультация для обучающихся 10, 11-х классов по работе с материалами ЕГЭ;
- Подготовка к олимпиадам;
- Работа с родителями по организации учебной деятельности обучающихся дома;
- Участие в различных творческих конкурсах, интернет олимпиадах;
- Публикация творческих работ учащихся в интернет сайтах;
- Публикация методических разработок учителями на различных интернет сайтах.
Учителям удалось добиться создания комфортного психологического климата в классах, повысить учебную мотивацию неуспешных и уровень подготовки мотивированных обучающихся, что отразилось в повышении качества знаний по предмету в течение года.
При проведении уроков и мероприятий основное внимание учителей МО было
Привлечение как можно большего количества обучающихся к активной деятельности;
Использование активных демонстраций умений обучающихся по предмету;
Обязательное поощрение обучающихся за достигнутые успехи по предметам.
Учителя русского языка и литературы принимали активное участие в муниципальных и республиканских конференциях, где показали хорошие результаты. ( Приложение 2)
А также учителями были организованны и проведены школьные конкурсы чтецов и сочинений ко Дню Матери, ко Дню Великой Победы и другим памятным датам.
Все учителя ежегодно пополняют свою копилку дидактического материала и тестов, используют технические средства и наглядные пособия современного уровня для большей заинтересованности обучающихся.
Программный материал по итогам 2013/2014 учебного года выполнен.
Обучающиеся 5 - 11 классов принимали участие в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам русский язык и литература. По результатам школьного тура лучшие получили возможность показать свои знания на муниципальном уровне. Ученики нашей школы стали победителями и призерами.( Приложение 2)
Не остались в стороне наши ученики и на научно-практической конференции «От знаний – к творчеству», в Российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура - Башкортостан».
Также приняли активное участие в республиканских конференциях «Ломоносовские чтения » и «Щербаковские чтения», где наши обучающиеся показали следующие результаты (Приложение 2)
Наши обучающиеся приняли участие в «Республиканском, районном конкурсе сочинений, посвященном Году защиты окружающей среды».
Обучающиеся принимали активное участие в интернет олимпиадах по русскому языку и литературе им. Гагарина и им. М. Акмуллы(Приложение 2). Итоги качества говорят о стабильности знаний обучающихся, в некоторых параллелях они на достаточно высоком уровне, что говорит о плодотворной работе учителя. В некоторых параллелях качество обучения низкое, мы видим причину в немотивированности обучающися, нежелании учиться. Над этой проблемой предстоит работа в следующем учебном году.
Вся работа, проведенная в 2013/2014 учебном году, отражена в протоколах заседаний методического объединения (проведено 5 заседаний в соответствии с планом работы).
Анализируя проведенную работу, можно сделать вывод о следующих проблемах, стоящих перед М/О учителей русского языка и литературы, на 2014/2015 учебный год:
План работы на 2014-2015 учебный год
Содержание
Сроки
Форма и методы
Ответственные
1
Обсуждение КТП, рабочих программ и кружковых занятий, планов индивидуальных занятий
сентябрь
Заседания школьных МО
Руководитель ШМО
2
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения, новых программ (Львова, Бунеева)
В течение года
Самообразование педагогов, открытые уроки, заседания МО
Зам.директора по УВР,
руководитель ШМО
3
Проведение декадника
По графику
Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам
Руководитель ШМО
4
Обсуждение докладов и выступлений
коллег на конференциях, семинарах,
заседаниях педагогического совета
По графику
Заседания школьных МО
Руководитель ШМО
5
Обсуждение экзаменационных материалов
Март-апрель
Заседания школьных МО
Руководитель ШМО
6
Отчеты учителей о работе по самообразованию
По графику
Заседания школьных МО
Зам.директора по УВР, рук-ль ШМО
7
Совершенствование оснащения учебных кабинетов
В течение года
Заседания школьных МО
Зав. кабинетами
8
Ознакомление с новинками методической литературы
В течение года
Заседания школьных МО
Руководитель ШМО
Задачи методической работы ШМО:
Продолжить работу над темами по самообразованию педагогов; дифференцированный подход к обучению;
современные технологии на базе развивающего обучения.
Организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов.
Регулярно проводить заседания ШМО с целью обсуждения методических проблем педагогов и новых направлений в методике преподавания.
Продолжить работу по оснащению кабинетов дидактическим материалом.
Продолжить работу по использованию современных технологий на базе развивающего обучения.
Задачи по совершенствованию образовательного процесса:
Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности.
Воспитывать уважение и любовь учащихся к русскому языку и литературе.
Систематически анализировать качество обучения обучающихся по итогам посещения уроков и мероприятий.
Провести традиционный предметный декадник русского языка и литературы.
Продолжить работу по оформлению кабинетов.
Продолжить работу по созданию видеотеки экранизаций произведений худ. литературы.
Совершенствовать работу с одаренными учащимися через факультативы, олимпиады, творческие конкурсы.
Организовать работу с одаренными детьми, провести школьные олимпиады, подготовить учащихся для участия в городских предметных олимпиадах.
Организовать научно-исследовательскую работу по русскому языку и литературе среди обучающихся
Руководитель ШМО А.Р.Камалиева
15