Урок по живому миру Дикие животные зимой
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида МО «Ленский район»
Открытый урок по живому миру
2 класс
«Дикие животные зимой »
Учитель начальных классов
Ащеулова Любовь Петровна
г. Ленск, Саха (Якутия)
2016
Урок « Дикие животные зимой»
Цель урока: 1)Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких с приходом зимы, о природных связях.
2)Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать, делать выводы.
3)Воспитывать любовь к животным, формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
Оборудование: Видеоклипы «Дикие животные», «Зима», «Голоса диких животных», фотографии животных, зимнего леса, загадки.
Ход урока:
1.Оргмомент
а)Прозвенел звонок весёлый,
Начинается урок.
б)А сейчас проверь, дружок,
Начинается урок.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль мы правильно сидим,
Все ль внимательно глядим?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2.Опрос домашнего задания.
а)Слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости. К кому?
Для этого вам предстоит отгадать загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром.
(Зима)
-Верно, мы отправимся к зиме, в её царство- зимний лес.
А прежде чем туда отправиться, мы с вами вспомним, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?
б)1. Назовите зимние месяцы.
2. Какой сейчас месяц?
3.Как называются в природе декабрь, январь, февраль
4.Когда начинается зима по календарю?
5.Как считают учёные и почему?
6.А по народным приметам?
в) Продолжи фразу:
1)Солнце…..(низко над горизонтом.
2)Дни…….(короче)
3)Ночи…….(длиннее)
4)Почва и водоёмы …..(замёрзли)
5)Температура воздуха….(ниже нуля)
г)Отгадайте природные явления:
1)Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый , как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь. (снег)
2)Чтобы осень промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.(мороз)
3) Не идётся и не едется,
Потому что….(гололедица).
Но зато прекрасно падается,
Почему никто не радуется?
3.Новый материал.
а)Слово учителя
Вспомним, какие царства относятся к живой природе?
(Растения, животные, человек, грибы, микробы, бактерии)
б)Игра «Дикие и домашние животные»
На доске висят картинки животных. Уберите картинки домашних животных. Картинки каких животных остались на доске?
в)Класс украшен картинками зимнего леса.
г)Видеоклип «Зима»(до воя волка)-просмотр
д)Физкультминутка
А теперь, ребята, встали
Руки быстро вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель:
а)Сегодня мы с вами узнаем, как проходит жизнь диких животных в лесу.
Назовите диких животных, каких вы знаете.
б)Показ видеоклипа « Дикие животные зимой». Пояснения учителя к этому видеоклипу.
в)Загадки о диких животных. Дети отгадывают и рассказывают о них. Учитель добавляет.
1)Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.(белка)
(Белка сменила окраску и стала серенькая. Это очень быстрый зверек. Хорошо прыгает с дерева на дерево. Хвостом управляет, как рулём. С осени много грибов развесила по лесу, много орехов закопала она в разные места. Живет белка в дупле или гнезде, которое называется ГАЙНО. В сильные морозы белка спит 20-22 часа в сутки.
2)Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой(медведь)
(Почему зимой медведь лапу сосет?)
3) У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода -кора.(заяц)
(Заяц- питается зимой веточками осины, березы, ивы. Наведывается в сады, где обгрызает кору с молодых деревьев. Заяц легко передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы не проваливаются в снегу, так как они обросли густой шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайца от хищника спасают ноги. За время погони он может пробежать за час 70 километров. Зайцы сменили окраску с серой на белую. Они спят с открытыми глазами.)
4)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса,
А зовут её….(лиса)
(Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Любит ,как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. У лисы отличный нюх. Мышиный писк она слышит за 100 метров. От непогоды лисица прячется в нору.)
5)Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …( волк).
(Волк- сильный и умный хищник. Его добыча не только зайцы , но и крупные звери- лоси, кабаны. Волки живут в стае. 10-12 волков преследуют свою добычу. Но часто остаются голодными. Поэтому в народе говорят: «Волка ноги кормят»
Не голос- громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось.
Раз он сохатый, значит....(лось)
(Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая ветви. Если встретит поваленную сосну, обглодает кору. Чтобы насытиться, лось съедает более тысячи веток. В начале зимы он сбрасывает рога. Новые рога вырастают к следующей осени.)
4. Презентация «Голоса диких животных» (прослушать)
5.Как человек зимой заботится о диких животных?
(Просмотр части презентации « Дикие животные зимой».
6.Рефлексия. Самооценка.
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке.
У Вас на столах лежат квадратики цветные. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.
Кто сделал для себя открытие?(синий)
Кто активно работал на уроке?(красный)
Кому на уроке было интересно?(зеленый)
Кому урок подарил хорошее настроение?(жёлтый)
7. Домашнее задание.
Раскраска дикого животного дома. Приготовить сообщение об этом диком животном.