Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися детьми
Доклад на методическом объединении учителей-предметников
Тема: Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися детьмиУчитель музыки и логоритмики Беляева Н.М.
2013
Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления заикания, специфической формой лечебно-педагогического воздействия. Специализированная методика логопедической ритмики является средством перевоспитания речи заикающихся через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.
Занятия логоритмики необходимо направлять на переключение внимания больных с собственно речевого процесса и с техники выполнения двигательных задач на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом можно вводить комбинации речевых и двигательных заданий.
При заикании необходимо выработать четкие, координированные и ритмичные движения в темпе и ритме музыки, организовать, прежде всего, моторную деятельность, стремится развить музыкально-ритмические способности.
Следует начинать с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства, и постепенно переходить упражнениям со сменой темпа и ритма. После ритмических упражнений, постепенно вводятся речевые задания, в начале элементарные, с очень постепенным усложнением задач.
Проговаривание идет только под музыку или в сочетании с элементарными движениями. Это способствует упрочению программы действия в речевой функциональной системе, ее стабилизация.
Основной задачей логопедической ритмики является содействие преодолению речевого дефекта ребенка на основе и при помощи развития и совершенствования необходимых качеств общей и речевой моторики на логоритмических занятиях. Эта задача решается в процессе поэтапного обучения заикающихся.
На ряду с традиционными видами упражнений (ходьба, бег, построения, пение, музыкально-ритмические игры, упражнения на координацию движений с речью и т.п.), шире использовать в занятиях элементы дыхательной, артикуляционной, мимической гимнастики, разнообразить речевую работу и использовать различные сочетания перечисленных упражнений.
Ходьба. Используется как вступительное и заключительное упражнение на каждом занятии. Используется как обычная маршировка, так и маршировка с изменением темпа, с чередованием бега, подскоков, с включением ритмических рисунков, а так же речевых упражнений.
При выполнении этого упражнения создается возможность работы над осанкой, дыханием, координации движений, чувством темпа и ритма.
Счетное упражнение. Сочетаются речевые упражнения с движениями, действиями с различными предметами.
Помогают настроится на единый коллективный темпо-ритм. Проводятся как с муз. сопровождением, так и без него.
Упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса. Упражнение «Цветочек» (цветок рос, рос, и завял), Упражнение «Снеговик» и т.д.
Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией.В этих упражнениях дыхание осуществляется в сочетании с работой голоса и артикуляцией на фоне музыки и на основе музыкального ритма. Это позволяет детям в подобных облегченных условиях вести работу до автоматизации продолжительного речевого выдоха, работу над логическим членением речи.
Упражнение «Пушинка», упражнение «Ослик».
Упражнения для развития навыков движения и действий в коллективе. Способствуют развитию свободы и точности движений, совершенствованию координации движений, регуляции мышечного тонуса, чувства темпа и ритма. «Лягушки», «На лесной полянке».
Упражнения для работы над чувством темпа и ритма. На занятиях логопедической ритмикой создаются весьма благоприятные условия для коррекции темпо-ритмических нарушений. Основой логоритмических занятий является точное совпадение ритма движений и речи с музыкальным ритмом. «Паровозик», «Самолетики» и др.
Упражнения для развития и совершенствования координации движений. Тесно связанны со всеми остальными компонентами ритмической работы.
Упражнения для развития и совершенствования мимической моторики. Упражнения выполняются с начала в медленном, а затем в среднем темпе. «Петрушка», «Мишка с куклой».
Упражнения с предметами. Эти упражнения тесно связаны с работой над координацией движений, с работой над чувством темпа и ритма, с развитием произвольной регуляции мышечного тонуса. Поэтому на основе упражнений с предметами можно успешно строить речевые упражнения.
Групповые упражнения с элементами танцев. В качестве материала могут быть использованы различные построения и перестроения, включающие несложные элементы танцев («Летка-Енька», «Хоровод» и пр.).
Распевание и песни. Длина строк динамика и характер исполнения должны меняться в зависимости от уровня подготовки детей, от простых к более сложным.
Речевые упражнения. Мелодекламации. Стихотворные, прозаические. Чтение стихов с музыкальным сопровождением («Гномики», «Чудики»).
Заключительные упражнения имеют целью приведение детей в спокойное состояние после выполнения целого ряда речевых и двигательных заданий.
Подобная работа проводимая в процессе занятий логопедической ритмикой, позволяет разнообразить последние, что повышает интерес детей к занятиям и усваиваемость материала. Кроме того, создаются наилучшие условия для равномерного насыщения занятия речевой работой, а также благоприятная обстановка для необходимой дозировки моторной и речевой нагрузки для каждого ребёнка.
Дифференцированная логопедическая работа, правильное построение курса логопедической ритмики способствуют повышению эффективности логопедической работы по преодолению заикания.