Презентация по логопедии на темуКоррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми
Коррекционно-педагогическая работа С заикающимися детьмиВыполнила: Мухутдинова Элиза Абузаровна.
Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешние проявления - речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, по форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.). Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность.
- Дыхательные судороги - Голосовые судороги- Артикуляционные судорогиПо месту локализации различают:Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом в процессе речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Чаще они внешне малозаметны и сопровождаются ощущениями чувства напряжения в груди. Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речи. Воздух шумно и резко проходит через раскрытую голосовую щель. Сопровождается ощущениями напряжения мышц брюшного пресса, сжатия грудной клетки, нехватки воздуха. Голосовая смыкательная судорога возникает в момент резкого смыкания голосовых складок, препятствуя прохождению воздуха. В речи наблюдается полное отсутствие звука, молчание. При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося напряжено, присутствует ощущение чувства напряжения в области гортани, груди, брюшных мышц. Вокальная судороги возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. В речи наблюдается необычная продолжительность вокализации гласного звука. При попытке произнесения гласного звука может возникать толчкообразный гортанный спазм и тогда речь прерывается в виде дрожащего прерывистого звука. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость и ритмическое отбрасывание или опускание головы. Судороги голосового аппарата возникают обычно в момент произнесения гласных звуков. лицевые (губы, нижняя челюсть) проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются. При этом нарушается произнесение губных звуков Язычные наблюдаются при произнесение звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Они могут возникать в различных группах мышц — судороги кончика языка, его корня, подъязычная судорога. судороги мягкого неба придают звукам нозализованный оттенок. Ритмическая дыхательная судорогаДрожащий или толчкообразный гортанный спазм
Основные направления коррекционно-педагогической работы
I направление. Создание охранительного речевого режима.
Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.Упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рукдля ногдля всего туловищадля верхнего плечевого пояса и шеидля артикуляционного аппаратаОбучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением.
Небезуспешно в работе с заикающимися используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. Но в то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное внимание и инструкции должны касаться выдоха.
II направление. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи.
Работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы).называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации; Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом;Произнесение речевого материала вслед за логопедом;Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи - слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук.
Пересказ коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезкиРабота над пересказом прослушанного текста включает:пересказ текста с опорой на наглядный материал; пересказ текста по плану;пересказ прослушанного текста без опоры; пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.
Воспитание личности заикающегося ребенка.Цель - воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Основной метод - психотерапевтическое воздействиеВажный момент - каждое логопедическое занятие носить психотерапевтическую направленность и включает элементы психотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организационный момент, элементы суггестивной психотерапии - внушения). Элемент аутогенной тренировки:«С каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно, уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будет плавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мне нравится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи».
Комплексный подход в преодолении заикания требует от логопеда использования в своей работе достижений в этом направлении других специалистов. В настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в некоторых областях медицины. Так логопеды все чаще используют: некоторые психотерапевтические приемы, логоритмические упражнения, приемы массажа и т. д. Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект.В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Каждое логопедическое занятие независимо от возраста заикающегося и методики работы должно быть максимально насыщено психотерапевтическим воздействием, давать заряд положительных эмоций, вселять веру в свои силы и возможности.
Эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-педагогического коллектива общеобразовательного учреждения и родителей.Заключение
Литература1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. 2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб., - 2005. 3. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений., - М., - 2004. (Коррекционная педагогика). 4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002. 5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000.6. Сикорский И. А. О заикании. - СПб., 1889 //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997