Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми 5-6 лет на тему Животные холодных стран
Конспект логопедического занятия
с заикающимися детьми старшей группы
на этапе контекстной речи
Лексическая тема «Животные холодных стран»
Составила:
учитель – логопед
Пономарева Светлана Владимировна
МБДОУ детский сад № 44 г. Саров
Задачи:
(П) Продолжать знакомить с животными холодных стран, закреплять умение отличать их по внешнему виду.
(Р) Совершенствовать умение детей отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при рассматривании картинок и без них, пользоваться для ответов обобщающими понятиями.
(Р) Побуждать детей образовывать притяжательные прилагательные, прилагательные в сравнительной степени. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, сложных слов, в подборе предлогов. Побуждать употреблять предложения с союзами потому что, для того чтобы, при объяснении причинной зависимости.
Тренировать удлиненный речевой выдох при произнесении фразы из трех и более слов с плавным переходом от одного слова к другому без добора воздуха между ними, с утвердительной интонацией.
(ФР) Способствовать развитию мелкой и общей моторики, координации речи с движением, психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
(С-К) Формировать навыки инициативности, сотрудничества, уверенности. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование и материалы
Метроном.
Наборы картинок:
- животные холодных стран;
- силуэтное изображение животных холодных стран;
- разрезные картинки
- игрушка пингвин, макет льдины,
-схемы слов, цветные фишки
- цветные карандаши.
Словарная работа
Словарь: Существительные: белый медведь, морж, тюлень, северный олень, морской леопард, кит, бивни, клыки, копыта, хвост, ласты, север, мех, шерсть, лапы, ласты, уши, когти, детёныши (их названия), хищник, пасть, туловище, рога, животные, сюртук, Антарктида.
Глаголы: скачет, прыгает, плавает, бежит, спит, рычит, боится, спасается, охотится, ловит, прячется, ловит, крадётся, спасается, защищается.
Прилагательные: храбрый, ловкий, пушистый, мягкая, меховая, острый, мохнатый, огромный, добрый, умный, белый, неуклюжий, пугливый, ловкий, опасный, передние, задние, крепкие
Наречия: страшно, ловко, тепло, быстро, медленно, громко, тихо, удобно, осторожно, опасно.
Пропедевтическая работа
- Беседа о животных Арктики и Антарктики.
- Чтение: Л. Белоусова «Белый медвежонок», Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Хитрый поморник».
- Рассматривание картинки одежды - сюртук.
- Обучение нахождению места звука в слове.
- Нахождение маленьких слов (предлогов) во фразах.
Ход занятия
1-я часть – подготовительная
Организационный момент.
Логопед: Ребята, встаньте свободно. Сегодня мы будем говорить о животных холодных стран. Обнимем себя руками, как моржи ластами: «мммм», «мммм», «мммм».
А теперь мы как тюлени-лежебоки сладко зевнём: «аааа», «аааа», «ааааа».
Молодцы, хорошо расслабили голосовые связки.
Логопед: Я напомню вам правила речи:
«Внимательно слушай, другим не мешай,
когда тебя спросят, тогда отвечай».
Логопед: В холодных странах, на севере живут удивительные животные.
Дорогие мои дети,
я вас спрошу, а вы ответьте:
Логопед: На севере встретишь тюленя?
Дети: На севере встретишь тюленя.
Логопед: На севере встретишь белого медведя?
Дети: На севере встретишь белого медведя...
Логопед: Правильно. Садитесь.
2-я часть – основная
1.Упражнение «Чья тень?» (развитие речевого дыхания)
Логопед:
- Внимательно посмотрите на наборное полотно. Вы узнали, чьи это тени? Дети:
-Я узнал тень песца.
- Я узнал тень моржа.
-Я узнал тень тюленя. И т.п.
(Перед каждым ответом логопед быстро поднимает руку вверх (сигнал для вдоха) и медленно опускает на выдохе).
2.Упражнение «Сравнения»
Логопед: Да. Вы правильно назвали животных севера. А теперь попробуем их сравнить.
- У северного оленя мягкая шерсть, а у песца ?
Дети: - А у песца мягче.
Логопед: - У тюленя крупное тело, а у моржа?
Дети: - А у моржа крупнее.
Логопед: У белого медведя широкая пасть , а у кита?
Дети: -А у кита шире.
3. Дидактическое упражнение «Чьи части?»
Логопед:
- Ребята, я сложила картинки животных, но у меня выпали части. Помогите вставить их на место.
- Чья это голова?
Дети:
-Это медвежья голова.
Логопед: - Чьи это ласты?
Дети:
-Это тюленьи ласты .
Логопед: - Чей это хвост?
Дети:
- Это песцовый хвост.
Логопед: Хорошо. Теперь все картинки собраны.
4. Дидактическое упражнение «Назови одним словом»
Логопед:
- Видите, у медведя толстые лапы. Скажите одним словом он какой?
Ребенок:
- Толстолапый.
Логопед:
- У моржа длинные усы. Он какой?
Ребенок:
- Длинноусый. И т.п.
5. Отгадать загадку
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин,
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Птицу важную ... (пингвина)?
Логопед:
- Какие слова помогли отгадать загадку? (ласты, сюртук, птица, крылья вместо рук, Антарктида)
-Вот сейчас мы с вами и отправимся в холодную страну на самом юге нашей планеты – Антарктиду и познакомимся с пингвинами. Летим на самолете: ЛЛЛЛЛ, ЛА-ЛЫ-ЛЭ. Прилетели. Едем по снегу на тракторе : РРРРРРР-РО-РУ-РЫ. Приехали.
6.Физминутка
Дуют ветры ледяные, (Взмахи руками в разные стороны)Горы снежные, крутые, (Медленно поднять руки)
Там о лете не слыхали, (Приложить то правую ладонь к уху, то левую)Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)
Он не мал и не велик, (Свести и развести руки)Этот снежный материк. (Ритмично хлопать в ладоши)
7.Темпо-ритмическое упражнение «Пингвин».
Логопед: Мы в Антарктиде. Только тут живут императорские пингвины (выставляется картинка). Пингвины – это птицы. Они не умеют летать, и очень неуклюжи на суше, ходят вперевалочку. Давайте изобразим, как ходят пингвины, в разном темпе (под метроном).
Скользкий лёд, скользкий лёд,
Но пингвин не упадет. (Медленно, быстро, в среднем темпе).
- Какой темп лучше для пингвина и нас?
- Средний.
Логопед: Садитесь. Давайте поиграем с пингвином и льдиной.
8.Дидактическое упражнение с демонстрацией действия
«Добавь маленькое слово в мою фразу».
Пингвин спрятался. . . льдину. (За)
Пингвин нырнул . . . льдину. (Под)
Пингвин плавает. . . льдины. (Вокруг)
Пингвин спрыгнул. . . льдины. (С)
9.Обсуждение рассказа
Логопед:
- Пингвины едят рыбу. Им постоянно приходится прыгать с льдин в воду.
Послушайте рассказ Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Вопросы для обсуждения:
- Какой был пингвиненок?
- Что делали взрослые пингвины?
-Почему пингвиненок не сразу прыгнул в воду?
- Как пингвиненок искупался в холодном море?
- Почему рассказ называется «Отважный пингвиненок»?
- Подберите слова похожие по смыслу (отважный, смелый, храбрый).
3-я часть – заключительная
Логопед: Вам понравился рассказ?
Дети: Да.
Логопед. Очень забавные это птицы и название у них интересное.
- Найдите место звука Н в слове ПИНГВИН (Работа со схемой слова)
Закрасьте нужные клеточки синим цветом.
Итог занятия.
Логопед: настало время вернуться назад: встаньте, вокруг себя обернитесь,
в детский сад вернитесь.
- Что интересного узнали в путешествии?
- Какое правило выполняли?
- Чьи ответы понравились больше всего? Почему?
15