Взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи в УДО

Взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи в УДО
Е. В. Хаванская,
г. Мариинск, Кемеровская обл.

Обновление системы образования обусловило необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей. В семье дети находят примеры для подражания, здесь происходит их социальное рождение.
С принятием Концепции развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. №1726-р, включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду учреждения дополнительного образования позволяет не только «расширить возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования», но и качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. К сожалению, достичь гармоничных отношений с родителями не всегда удается. Именно поэтому происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи  от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
В 2014 году для создания модели взаимодействия педагога творческого объединения «Выжигание» МБОУ ДО «ДДТ» Мариинского муниципального района и семьи был рассмотрен подобный опыт учреждений дополнительного образования Кемеровской области. В ходе рассмотрения установлено:
взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: - с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»; - с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности творческого объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку. 
взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
-информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении;
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В соответствии с основными направлениями реализации Концепции развития дополнительного образования, а именно, поддержкой «дополнительного образования в семьях, проведения информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышение родительской компетенции в воспитании детей» определен алгоритм действий педагога:
1.Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с ДДТ.
2. Нужно выбрать какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективнее использовать в работе.
3. Определить, в каком направлении поддерживать семью.
В начале учебного года изучаются семьи учащихся. В течение года проводится диагностика характерологических особенностей личности учащихся для организации эффективного подхода к каждому ребёнку, диагностика способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей учащихся, творческого потенциала учащихся. Информация о семье необходима для решения педагогических задач: для понимания истоков и причин пути развития личности учащихся, выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями. Вторичная диагностика в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведённой за год работы.
В работе по психологическому просвещению родителей используются различные варианты сочетания разнообразных методов:
-информационных (информация предлагается в готовом виде);
-поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);
-дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);
-взаимного просвещения (обмен опытом и литературой).
Взаимодействие семьи, творческого объединения и как следствие, учреждения дополнительного образования, направлено и на оказание действенной помощи в укреплении материально-технической базы объединения и контроле над качеством и условиями образования.
Практика показывает, что наиболее эффективным является сотруднический тип взаимоотношений родителей и педагогов. Конечно, формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, но тем значительнее и эффективнее показатели результативности данного сотрудничества:
Удовлетворённость родителей оказанной помощью, характером сложившихся взаимоотношений.
Повышение родительской посещаемости совместных мероприятий, что говорит об активной субъектной позиции родителей: желание вступать в контакт, готовность к взаимодействию.
Позитивные изменения в отношении к педагогу.
Смена социальных ролей и позиций родителей в рамках сотрудничества. Родитель может выполнять несколько ролей при взаимодействии с учреждением: спонсор, помощник, активный участник, собеседник, наблюдатель.
В заключении, хочется напомнить золотые правила, которые помогут эффективно взаимодействовать с родителями учащихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Литература:
1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «психология – родителям» [Текст] / Е. Г. Бутакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2011.
2. Концепция развития дополнительного образования. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
3. Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.

Заголовок 115