Конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Алгоритмы и исполнители»

Конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Алгоритмы и исполнители»

Босова И.Н. учитель информатики
г.Гуково

Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;
Способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
Способствовать закреплению навыков работы за ЭВМ в программах «Алгоритмика», графический редактор Paint и с мультимедиа презентациями.
Развивающие:
Способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету;
Способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
Воспитательные:
Способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
Способствовать повышению у учащихся интереса к историческим событиям, связанным с происхождениями изучаемых терминов, понятий, законов;
Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной деятельности.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (демонстрация хода решения задач на ЭВМ в среде «Алгоритмика»).
Средства обучения: авторская презентация; учебник (Информатика.5-6 класс./Под ред. Н.В.Макаровой); технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).
Компьютерное программное обеспечение: программно-методический комплекс «Алгоритмика», 5-7 классы; программно-методический комплекс «Мир информатики» 1-2 год обучения компании «Кирилл и Мефодий»; графический редактор Paint; программы PowerPoint и Publisher.
Ход урока:
Организационный момент
“Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок”
Мотивационное начало урока
Тема нашего урока: “Алгоритмы и исполнители”. Основные определения и понятия. Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы с ним встречаемся, что значит выражение “исполнитель алгоритма”. Также познакомимся с типами алгоритма и его свойствами. Узнаем способы представления алгоритмов.
Для достижения цели нашего урока, мы воспользуемся Мультимедийной презентацией “Алгоритмы и исполнители”, поработаем в программах “Алгоритмика”, «Мир информатики, 2 часть» и графическом редакторе “Paint”.
Объяснение темы урока
При объяснении новой темы осуществляется демонстрация слайдов презентации на экране.
Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
Учителям приводятся примеры алгоритмов. По определённому алгоритму осуществляется массовое изготовление обуви и пошив одежды, сборка автомобилей на конвейере, выпечка хлеба и плавка металлов, таким образом алгоритм можно рассматривать как инструкцию из отдельных предписаний.
Типы алгоритмов. Учителям даётся определение линейного, разветвлённого и циклического алгоритма. Рассматривается алгоритм “Пешеходный переход”. Ученики приводят свои примеры линейных, разветвлённых и циклических алгоритмов.
Свойства алгоритма. Учитель на примерах объясняет пять свойств алгоритма: понятность; дискретность; определённость; результативность; массовость
Исполнители. Это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д.
Обобщение и систематизация знаний
Учащимся предлагается поработать за ЭВМ в программно-методическом комплексе «Мир информатики, 2 часть» по разделам: Алгоритм; Способы представления алгоритмов; Исполнители.
Этап закрепления изученного материала.
а) Учащимся предлагается поработать за ЭВМ в программе “Алгоритмика, 5-7 класс”. Составить алгоритмы решений задач: «Перевозчик»; «Водолей» и «Переправа».
б) Индивидуальная работа: в графическом редакторе “Paint” учащиеся выполняют задания из учебника Н. В. Макаровой “Информатика 5-6”. Алгоритм создания орнамента (§2.14, задание 2.24). Алгоритм построения основы крыльев бабочки (§2.15, задание 2.25)
Рефлексия урока.
Какое выражение из записанных на доске характеризуют ваши ощущения после урока:
Я всё знаю, могу объяснить
Я всё знаю, понял, но не уверен
Всё знаю, но не объясню
У меня остались вопросы
Постановка домашнего задания.
Каждый ученик получает карточку с задачей, алгоритм решения которой, должен написать самостоятельно.
Примечание: Для активизации работы головного мозга, снятия напряжения и утомляемости необходимо использовать комплекс физических упражнений до и после урока, а для глаз во время урока.
Используемая литература:
Информатика. 5-6 класс. Учебник под редакцией профессора Н.В. Макаровой, «Питер», 2002г.
Современные открытые уроки информатики. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков, «Феникс», 2003г.