Формирование смыслового чтения у первоклассников в рамках реализации ФГОС
Формирование смыслового чтения учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС
Г.В.Асташина,
МБОУ «Исилькульский лицей», г.Исилькуль, Омская область
Ключевые слова: смысловое чтение, УМК «Школа России», виды заданий, «Тетрадь учебных достижений», «Комплексные работы».
Я работаю по УМК «Школа России» первый год, но заметила, что эта программа имеет широкие возможности для формирования основных умений смыслового чтения.
Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика. Уже на этом этапе обучения начинаются первые трудности при работе с текстом.
Из личного опыта работы на уроках обучения грамоте (чтение)
Возникает проблема: ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает его смысла.
Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.
Поняв значение слова, дети приступают к прочтению текста и его осмыслению. Пример из учебника «Азбука. [3, с.56]»
Из личного опыта работы на уроках литературного чтения
Основным приемом, обеспечивающим развитие читательской компетентности является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок откроет в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Виды работ с текстом делю на два этапа прочтения: первичный и вторичный. Например, после первичного прочтения использую чтение - «спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», обучающиеся ищут ответы на заданные вопросы. После вторичного прочтения обучающиеся пользуются методическим блоком учебника по данному произведению.
Например, «Литературное чтение». [6, с.14-15]
Существуют различные типы заданий, которые позволяют формировать навык смыслового чтения. Например, задания «множественного выбора»:
- выбрать правильный ответ из предложенных вариантов [6, с.46]
- установить истинность/ложность информации по отношению к содержанию текста [6, с.32]
- определить варианты утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношение к тексту [7, c.54]
Задания «на перенос информации»:
- заполнить таблицу на основе прочитанного [7, с.32]
Задания «на дополнение информации»:
- заполнить пропуски в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
- дополнить (завершить) предложения [6, с.62]
Задание «Быстрое многократное произнесение предложений» [6, с.24]
Это задание, так же как и работа со скороговорками, развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.
Из личного опыта работы на уроках русского языка
На уроках русского языка сама создаю проблемную ситуацию, которая требует от обучающихся поискового чтения, которое осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения.
Так, при изучении темы «Что такое текст? Что такое предложение?» ставлю проблему: «Из записи на доске прочитайте вслух только поговорку».
ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА
ВОРОБЕЙИНАКОШКУЧИРИКАЕТ
Перед учащимися встает проблема чтения. Работая с предложениями, обучающиеся не только разрешают поставленную задачу, но и находят поговорку. [4. с.12]
В учебнике много встречается заданий «на дополнение информации» [4, с.46, 131]
на «восстановление деформированного текста»:
- расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности [4, с.91]
Задание «Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв». [4, с.70]
Безусловно, обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах.
Из личного опыта работы на уроках математики
Также проблема может возникнуть и на уроках математики: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.
Предлагаю разрешение проблемы следующим образом. В первом классе предлагаю родителям в помощь алгоритм действий при работе над разными видами задач (с вопросами и словами для рассуждения). Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запоминанию и самими учениками.
На уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассуждают вместе, учат друг друга, исправляют.
В учебнике «Математика» достаточное количество заданий «на соотнесение»:
- найти соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, частями текста [8, с.10]
- найти соответствующие содержанию текста слова, выражения, предложения [8, с.62]
- соотнести картинки, схемы, диаграммы [8, с.81]
Из личного опыта работы на уроках окружающего мира
Работая по учебнику, я часто использую приём «Поиск в тексте заданных слов». Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к пониманию прочитанного.
Задания «на перенос информации»:
- дополнение таблиц/схем на основе прочитанного [1, c.47]
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, частями текста [1, с.25]
Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. УМК «Школа России» для обучающихся начальной школы имеет тетради для самостоятельной работы на печатной основе (тестовые, проверочные, «Тетради учебных достижений»). Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Немаловажную роль в формирование смыслового чтения играет «Тренажёр по чистописанию» О.Е.Жиренко, Т.М.Лукина. Авторы стремились создать пособие, которое поможет ребенку быстро адаптироваться к учебной деятельности, вызовет интерес. Приведены игровые задания, упражнения для развития логического и вариативного мышления.
Смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы. Мои первоклассники приобретают опыт работы с текстами, используя рабочую тетрадь «Коплексные работы» Н.Н.Титаренко для определения метапредметных результатов в образовании. Эта работа позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребенку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно-оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. После написания нескольких работ можно отследить уровень сформированности универсальных учебных действий, как у отдельных учащихся, так и у всего класса в целом. Регулярная работа с текстом позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов разных жанров.
Итак, смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов. Моя задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения».
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).
Библиографический список
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс, М., «Просвещение», 2015.
2. Апальков В.Г. Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций : доклад [Электронный ресурс]. URL: www.gazpromschool.ru/teachers/pedsovet/pedsovet15.12.2012.html
3. В.Г.Горецкий. Азбука. 1класс, М., «Просвещение», 2015.
4. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 1класс, М., «Просвещение», 2015.
5. В.П.Канакина. Тетрадь учебных достижений. 1класс, М., «Просвещение», 2016.
6. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 1класс, М., «Просвещение», 2015.
7. М.В.Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой. 1класс, М., «Просвещение», 2015.
8. М.И.Моро. Математика. 1класс, М., «Просвещение», 2015.
13PAGE 15
13PAGE 14115