Доклад ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - составная часть Программы развития универсальных учебных действий Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Психологами установлено ФАЗЫ ЧТЕНИЯВосприятие текста, раскрытие его содержания и смыслаЧтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами3. Создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления Уровни понимания текста при чтенииПоверхностный, это понимание фактов, того, о чём говорится.Понимание «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно, подтекста. Осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. Виды чтенияВиды чтения по участию психических процессовВиды чтения по целямВиды чтения по степени осмысления информацииВиды чтения по мотивамВиды чтения по скорости Уровни оценки грамотности чтения Схема уровней грамотности чтенияНахождение информации Наиболее сложным умением при нахождении информации признано умение устанавливать последовательность или комбинацию глубоко скрытой в тексте информации, часть которой может быть задана вне основного текстаИнтерпретация текста Наиболее сложным умением интерпретировать текст признано умение истолковывать оттенки языка или понимать текст во всех его деталяхРефлексия и оценкаНаиболее сложным признано умение рефлексии и оценивания, когда требуется оценить глубокие идеи текста или выдвинуть гипотезы на основе знаний, полученных вне школы; наиболее простым — когда достаточно оценить некоторые особенности текста, основываясь на собственном житейском опыте Приемы определения уровня понимания текстаОбщее пониманиеВыявление информацииИнтерпретация текстаРефлексия относительно содержания текстаРефлексия относительно формы подачи текста Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтенияЗадания «множественного выбора»Задания «на соотнесение»Задания «на дополнение информации»Задания «на перенос информации»Задания «на восстановление деформированного текста»Задания с ответами на вопросы Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. действия смыслового чтения, связанные: с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Цель смыслового чтения Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию Способы смыслового чтения1. Аналитический или структурныйЦель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы2. Синтетический, или интерпретационныйЦель этого способа — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил ихКритический, или оценочный. Цель его — оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. Приемы стратегии смыслового чтенияСтратегии смыслового чтенияН. СметанниковаГ. Граник, Л. Концевая, С. БондаренкоСтратегии предтекстовой деятельности (нацелены на постановку задач чте­ния, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на созда­ние мотивации к чтению)1. Мозговой штурм.2. Глоссарий.3.Ориентиры предвосхищения содержа­ния текста.4. Батарея вопросов: вопросы для при­поминания, предваряющие вопросы.5. Рассечение вопроса1. Учить видеть слово (поиск в тексте непонятных слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п).2. Анализ заголовка текста до начала чтения (ответы на вопросы: Что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? 0 чём можно судить по характеру заголовка?).3. Работа с эпиграфомСтратегии развития словаря1. Обзор словаря.2. Аналогия.3. Постепенная догадка по контекстуСтратегии текстовой деятельности1. Чтение вслух (попеременное чтение).2. Чтение про себя с вопросами.3. Чтение с остановками.4. Чтение про себя с пометками1. Диалог с текстом (перецентровка).2. Прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез.3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов.4. Ответы на вопросы по тексту (вопросы на выявление смысловых связей в тексте, на объяснение фактов и явле­ний, на выяснение позиции автора, на критическую оценку описанных в тексте фактов). 5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту Стратегии послетекстовой деятельности 1. Отношения между вопросом и ответом.2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»),3.Тайм-аут.4. Проверочный лист1.План. 2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам.3. Пересказ.4. КонспектСтратегии компрессии текстаАннотация - краткий пересказ - пересказОбщеучебные стратегии1. Знаю - хочу узнать - узнал.2. Граф-схемы «Кольца Венна» План формирования смыслового чтенияКлассЗадание Предмет ПериодичностьФорма работыОбщее количество заданий5, 6Диалог с текстомЛитература, История, Биология, Физика, Ин.яз.1 раз в четвертьВ группах по 4 чел.205, 6Учимся задавать вопросыЛитература, История, Ин.яз.2 раза в четвертьВ парах/ в группах245 – 8 Озаглавливание текстаЛитература, История, Биология, География, Физика, Ин.яз.1 раз в четвертьИндивидуально/ в группах247ЭпиграфЛитература, История 2 раза в годИндивидуально/ в группах66 – 9 Понимание научного текстаИстория, Биология, Физика 1 раз в четвертьИндивидуально/ в группах208, 9Приемы осмысления текста в ознакомительном чтенииИстория, Физика, Химия, ОБЖ, Музыка1 раз в четвертьИндивидуально/ в группах206 – 8 Задания для освоения приемом логического запоминания информации, извлеченной из текстовЛитература, История, Биология, География, Физика, ХимияИн.яз., ОБЖ, Музыка, ИЗО, Русский язык1 раз в год – по 5 предметов в соответствии с циклограммойИндивидуально/ в группах/ в парах15Итого Пути достижений планируемых результатов освоения учащимися стратегии смыслового чтения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возрастная группаЧему учитьПредметыСтратегииРабота с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоРабота с текстом: преобразование и интерпретация информацииРабота с текстом: оценка информации Внеурочная деятельность{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формы работыФормирование общеучебных умений и навыков смыслового чтенияВозрастные группыСпособы деятельности, приемыПредметные неделиОриентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:находить в тексте требуемую информацию;решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста5 – 9 классыГрупповая мозговая атака.Обучающие игры.Инсерт.Факультативные занятияПроводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы ( в том числе, динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. Интерпретировать текст.5 – 6 классыПостановка целей в процессе знакомства с новой информацией. Кластеры.Таблицы.Инсерт.Работа кружковОвладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобрести опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.5 – 9 классыПрием «Плюс – минус – интересно».Визуальные методы.Прием «Выглядит, как…. Звучит, как….»Классные часыИскать и выделять необходимую информацию, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств5 – 9 классыЧтение с остановками.Ключевые слова.Таблицы.Дискуссия «Совместный поиск»КонкурсыОсознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, строить логические цепочки рассуждений. 5 – 9 классыСтратегия «Зигзаг».Ключевые слова, игра «Как вы думаете». Исследования по вопросам темы. Планируемые результатыРабота с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:а) ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смыслб) находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)в) решать учебно-познавательные и учебно-прак- тические задачи, требующие полного и критического понимания текста: 2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информацииВыпускник научится:а) структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;б) преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;в) интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; ВЫВОДВыпускник получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.