Методические основы работы с детьми из группы риска
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Методические основы работы
с детьми из «группы риска»
Составитель: Дунина Н.В., педагог-психолог
Теоретическое обоснование:
Введение
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальностии проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
Типичными- проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Классификация видов девиантного поведения
Агрессивное поведение;
Делинквентное поведение;
Суицидальное поведение;
Зависимое поведение
Причины девиантного поведения подростков
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
Биологические причины девиантного поведения
Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
Патология нервной системы;
Соматическая ослабленность;
Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
Ггенетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношенийребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера.
У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
учебной декомпенсации состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
школьной дезадаптации состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
социальной дезадаптации состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
криминализации среды свободного времяпрепровождения.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
Семейные причины девиантного поведения
Смерть родителей;
Конфликтные отношения между родителями;
Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
Психические заболевания родителей;
Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
Хроническая психологическая травматизация;
Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейых отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи одни правила поведения, для общества совершенно другие;
Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
В сороковых годах нашего века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс предложил классификацию мотивов “плохого” поведения учеников. К ней прилагалась несложная диагностика, которую мог сделать даже начинающий педагог причем без использования опросников. Принципиальность этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос “ПОЧЕМУ” этот ребенок “плохо” себя ведет, сколько указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и
Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:
1. Дети, наши ученики выбирают поведение. Как правило, они делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Это означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
2. Существует всего 4 мотива, по которым дети “плохо” себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи.
Привлечение внимания - поведение по типу “мне нужно твое особое внимание”.
Пожалуй, самое неприятное для любого человека – это чувствовать себя пустым местом. Когда класс, собственные домочадцы не реагирую на наше присутствие: не видят, не отвечают, не замечают, что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос хочется, рассердиться, даже толкнуть невнимательного соседа по трамваю Хочется так или иначе дать понять: я не пустое место!
Личностное внимание нужно младенцам, чтобы они нормально развивались, без него быстро умирают старики, оно является базовой жизненной потребностью для всех, кто родился человеком. Это означает, что хотим мы этого или нет, время от времени, наступает голод на личностное внимание. “Ты чем-то расстроен?”, “Как ты сегодня себя чувствуешь?”, “Грустишь? О чем, интересно знать?” – как нужны бывают эти слова и нам с вами, и нашим детям, и нашим ученикам. Это и есть внимание, голод на которое может привести если не к “дистрофии”, то уж к “гастриту” запросто.
Если потребность базовая, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький еще человечек (ребенок 1,5-2 лет), когда ему нужно внимание. Полуторогодовалый ребенок методом проб и ошибок быстро находит способ получить внимание. Для этого нужно что-то сделать плохо. И тогда мама оторвется от телефона или придет из кухни и даст какое-нибудь внимание - пусть отрицательное, но внимание! В мозгу ребенка формируется устойчивый условный рефлекс: хочешь внимания – веди себя плохо.
Другая причина внаучно-технической революции. Дети даже в благополучных семьях сегодня почти все свободное время проводят у телевизора и компьютера, которые прекрасно структурируют внеурочное время, занимают внимание ребенка, но не дают личностного внимания.
Первый диагностический момент – чувства учителя, наблюдающего это на своем уроке. Что чувствует нормальный человек, которого все время отвлекают? Да, совершенно верно – раздражение. Из него легко рождается негодование и возмущение.
Второй диагностический момент – что хочется сделать? Сделать замечание. Иногда почитать нотацию.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после вашего замечания – мотив другой, читайте о нем далее). Итак, дети привлекают внимание на уроке и основная проблема педагога – как давать внимание (ведь они имеют на него право), не подкрепляя неконструктивный условный рефлекс “хочешь внимания – делай плохо”.
Власть – поведение по типу “ты мне ничего не сделаешь”.
Две главные причины такого большого числа маленьких властолюбцев в школе, следующие.
1.В современной жизни перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Вместо этого все эмансипируются от всех: отец от начальника, мама от отца и так далее. Детям просто некому подражать.
2. Вторая причина – мода на “сильную” личность, на “крутых”. Дети и подростки видят только внешнюю эффектную стороны властолюбивого поведения. Они не знают то, что знают люди мудрые: против лома нет приема, окромядругого лома. Страх – оборотная сторона власти.
Многие молодые родители наивно полагают, что крутой и есть сильная личность, что сильная личность – это человек, который принимает решения за других. Мы-то знаем, что сильная личность ничего не решает за других, просто не позволяет другим решать за себя.
Сравните две формулы:
“Крутой”=уверенное поведение+много агрессии.
“Сильна личность”=уверенное поведение+ много поддержки.
Итак, дети пробуют поведение по типу “ты мне ничего не сделаешь” на учителе – на ком же еще?
При этом активный властолюбец- тот, кто открыто идет на конфронтацию, то есть в одиночку выступает против сплоченного коллектива обиженных взрослых - у меня лично вызывает симпатию, все-таки храбрый и прямой человек.
А вот пассивные властолюбцы – попросту манипуляторы, которые, честно глядя вам в глаза, говорят именно то, что вы хотите услышать, но делают то, что хотят, придумывая впечатляющие оправдания, и действуют исподтишка, - они часто вызывают у педагога чувство беспомощности.
Пассивные властолюбцы очень любят оправдания, в ход идет все: “плохая” память, слабое здоровье, жестокие родители. “Поставьте мне четверку, а то отец убьет, он обещал. Татьяна Петровна, неужели у вас нет сердца? Я так на вас надеялась!”. И что делать Татьяне Петровне? Она ведь видела ее отца.
Первый диагностический момент – чувства учителя, наблюдающего властолюбивое поведение. Это гнев, негодование, возмущение, часто также страх. Добавьте, если я что-то забыла.
Второй диагностический момент – что хочется сделать? Этот момент особенно важен для различения власти и привлечения внимания. Властолюбца хочется “убить своими руками” или, говоря методически правильно – немедленно прекратить выходку, пусть даже с использованием физических действий. Иными словами, когда кулаки сжимаются – имеешь дело с мотивом “власть”.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Эта реакция также весьма характерна - ученик прекратит выходку, когда сам решит. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя – именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается минутами торжества. Почему же он должен прекращать?
Конечно, можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя. А “месть” – более тяжелый, чем “власть”, мотив “плохого” поведения.
Месть - поведение, суть которого “вредить в ответ на обиду”.
Месть похожа на власть, но причины “плохого” поведения глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а, скорее всего, кто-то другой.
Основной социальной причиной роста мстительного поведения в школе считается рост жестокости в мире за стенами школы. Но и непрофессиональное и неэтичное поведение педагога часто также является причиной мести. Иногда учителя говорят: “Я никогда не обижаю своих учеников!”. Точнее было бы сказать –“Я не хочу обидеть”.
Людям свойственно обижаться, наши друзья, родственники, близкие обижаются на нас, мы обижаем их нечаянно. Так же и с учениками.
Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека.
Первый диагностический момент – чувства учителя, наблюдающего мстительное поведение, - это растерянность, или попросту - фрустрация. Гнев, негодование, страх дополняются простой человеческой обидой: “Как это вообще могло со мной произойти?”. Это сильные чувства, они уже не статусные, а глубоко личные.
Второй диагностический момент – что хочется сделать? Как сказала одна учительница, хочется драться на равных – по-партнерски, или убежать и спрятаться. Обычная формула: “В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я”. Драться или убегать - древняя, первобытная формула. Она включается в моменты опасности и изменить ее крайне трудно. Учитель в эти минуты забывает о гуманизме, о том, что перед ним еще ребенок, о том, что из двоих участников конфликта именно он профессиональный воспитатель с дипломом и т.д.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Она та же, что у властолюбца.
Особая проблема – как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые им мстят, как вообще относиться к ним?
Одна их психологических тонкостей здесь следующая. Нужно разделять личность ( в данном случае человека, который пытается выжить, изживая внутреннюю боль через агрессию) и поведение, человека и то, что он сделал. Проступок очевидно нуждается в санкциях, а вот личность – в поддержке. При этом, чем более тяжелым является мотив (а мы описывали мотивы по степени возрастания тяжести), тем больше поддержки нужно ученику. Формула примерно такова:
Мотив Сколько поддержки нужно
Привлечение внимания 1
Власть 10
Месть 100
Избегание неудачи 1000
Избегание неудачи - поведение, суть которого “не буду и пытаться – все равно не получится”.
Ученики с этим мотивом, по мнению некоторых учителей, и не ведут себя “плохо”. В самом деле, они не выкрикивают на уроках, не задирают соседа по парте, они вообще незаметны. Эти тихие на уроке дети вполне послушны, просто они не решают задачи. Не решают, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества, ведь получается у всех, кроме меня!
Социальное происхождение мотива “избегание неудачи” связано с действием великого психологического закона, который я называю Законом “Отмораживания Мотивации”. Звучит он примерно так: “Если вы для блага человека, который только учится чему-то и не чувствует себя уверенно в новой области, с тем, чтобы он делал все лучше и лучше, будете часто указывать на его ошибки, то результатом вашей деятельности будетне его хорошие результаты, а совсем другое, а именно – постепенное “отмораживание” мотивации вообще этим заниматься”. Закон этот универсален и распространяется на взрослых людей тоже. Отношение, приводящее к исчезновению мотивации, психологи называют отношением по типу “красного карандаша”.
Уже к первому классу у многих детей сформирован четвертый мотив. Постоянное ощущение неуспеха, что ты не оправдал чьих-то ожиданий (“Опять не успел сделать все примеры!”, “Почему 4, а не 5?”, “Только ты один, Петров, опять опоздал в школу!” и т.д. заставляет ребенка защищаться: злость или отчаяние в первом классе сменяется со временем защитным безразличием или “скукой”. Это дети, которым уже все равно. Самый страшный мотив, ибо с таким поведением нет шансов выжить.
Первый диагностический момент – чувства учителя, столкнувшегося с “плохим”, все-таки “плохим” поведением по типу “избегание неудачи”. Сначала это жалость, а потом, когда раз за разом нашим попытки позаниматься дополнительно, объяснить еще раз ни к чему не приводят, возникает ощущение полной профессиональной беспомощности.
Второй диагностический момент – что хочется сделать? Хочется отвести его к школьному психологу и получить “индульгенцию” – от не тянет.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Ученик впадает в зависимость. Он готов на все: мыть класс, носить парты, если надо, даже ябедничать, но он по-прежнему не решает задачи.
Привлечение внимание, власть и месть имеют свои “сильные” стороны, то есть дают, пусть и в неприемлемой форме, нечто нужное для выживания.
Сильные стороны разных типов “плохого” поведения:
Привлечение внимания – ребенок нуждается в контактах со взрослым, он ищет этих контактов, поэтому он их и получает.
Власть – всех властолюбцев, - и тихих маленьких Макиавелли, и шумных “борцов за справедливость”, и спонтанных начинающих манипуляторов – объединяет одно – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания.
Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль.
А ученики с мотивом “избегание неудачи” не умеют, в их поведении нет сильных сторон, поэтому им нужно 1000 единиц поддержки, то есть в 1000 раз больше, чем тем детям, которые ее активно требуют.
так, перед нами четыре мотива плохого поведения. Отношения с детьми с разными мотивами следует по-разному. Если нарочитого поведения привлекающего внимание ученика иногда полезно вообще не замечать, то такое отношение к поведению властолюбца неправильно и опасно. Лучшее, что может сделать учитель для властолюбца и мстителя – демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии. А вот для избегающего неудачи твердость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально точно по форме, и по количеству. Также важно различать тактику, или способы экстренного прекращения поведения, не прерывая урока, от стратегии – способов повышения самоуважения учеников с помощью разных специфических для каждого мотива видов поддержки, но уже после уроков, с тем, чтобы ему все меньше и меньше хотелось “плохо” себя вести.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
При оказании психолого – педагогической помощи подросткам с девиантным поведением можно использовать различные способы.
Субъективность взаимодействияПомочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. «Спасение утопающих дело рук самих утопающих» эта фраза во многом не лишена смысла. Наша задача научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и от психолога. Поэтому главное это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
Выявление причинНужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.
Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.
Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
Последовательность во взаимоотношенияхВряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
Позитивность взаимодействияВсем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения. Если критика негативного поведения сочетается с верой в силы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки. Позитивность взаимодействия предполагает следующее.
Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).
Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария. Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка о стремлении отстоять справедливость; курение о желании быть взрослым).
Поощрение положительных измененийТрадиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать! Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, возможно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.
Привлекательная альтернативностьРабота по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей. Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами.Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги по реализации того или иного решения. При работе с подростком можно использовать стратегию «Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем.
1. Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.2. Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.3. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.4. Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.5. Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.6. Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу реализацию нового поведения.
Разумный компромиссДобиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. Так, во время одной из лагерных смен для «трудных» подростков выявился «ночной житель» подросток, который долго не засыпал сам и «заводил» отряд и лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
ГибкостьИспользуйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Исследование возможностей психологической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психотерапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходимо проявлять интерес к их чувствам. В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
Индивидуальный подходЛюбая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.
СистемностьПри оказании психологической поддержки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду. Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
ПревентивностьПомните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.
Используя “теорию ярлыков”
Существуют определённые принципы воспитания детей с девиантным поведением:
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка (сформулирован А.С.Макаренко).
Условиями реализации данного принципа являются:
стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;
формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
доверие к ребёнку;
формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;
учёт интересов учащихся.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребёнка;
доминирование в общении с ребёнком уважительного отношения к нему;
постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач;
защита интересов ребёнка
Принцип социальной адекватности воспитания.
Условия реализации данного принципа являются:
учёт особенностей социального окружения ребёнка при решении воспитательных задач;
координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;
коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать;
педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребёнка.
Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением.
Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то:
выявление причин девиантности,
определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе,
предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа являются:
мониторинг изменений индивидуальных качеств ребёнка;
учёт индивидуальных качеств ребёнка;
предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В практическом применении этот принцип реализуется в следующих правилах:
работа ориентируется на каждого ребёнка;
успех воспитательного воздействия при работе с одним ребёнком не должен негативно влиять на воспитание других;
поиск коррекционной работы должен вестись на основе взаимодействия с ребёнком;
постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребёнка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.4.Принцип социального закаливания трудных детей.
Принцип предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления., адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализаций принципа социального закаливания являются:
включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
- ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
- нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению
-самовоспитания:- убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера);- стимулирование и мотивация (мотивационная сфера);- внушение и самовнушение (эмоциональная сфера);- требование и упражнение (волевая сфера);- коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции);- воспитывающие ситуации и социальные пробы – испытания (предметно-практическая сфера);- метод дилем и рефлексия (экзистенциальная сфера).
При работе с девиациями всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность.
Перечисленные требования предполагают соблюдение некоторых правил:
Правило позитивного настроя.Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряжённым.Правило доверительности взаимодействия. Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны одного потока. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.
Правило субъективности взаимодействия. Помочь ребёнку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, субъектом собственной жизни. Наша задача – именно научить ребёнка плавать, отправляя его в жизненное плаванье, а не сформировать его зависимость от себя. Первое, что необходимо добиться при изменении девиантного поведения, - сделать ребёнка заинтересованным союзником всех позитивных измененийПравило причинности. Разобраться с причинами отклоняющегося поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к поискам
Правило последовательности во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если менять свою позицию или слова; Правило позитивного взаимодействия. Это правило предполагает: 1. постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат;2. опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушение поведения ребёнком независимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке. В этом случае девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать свою правоту. В связи с этим достаточно важно вместе с ребёнком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. 3. поощрение положительных изменений. Правило привлекательной альтернативы.Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребёнок не просто осознал негативность возникшей девиации, но и выработал формы альтернативного поведения;
Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении нужно стремиться к разумному компромиссу;Правило гибкости. Используя различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая; Правило индивидуального подхода.Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребёнка;Правило системности. При оказании психологической помощи эффективна не только прямая поддержка, но и работа по созданию воспитывающей среды;Правило превентивности. Легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребёнка: внимания, безопасности, любви, самоуважении – ведь именно их утрата приводит к нарушению поведения.
13PAGE 15
13PAGE 141615
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315