Конспект занятия по предмету «Рисунок» для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ Тема: «Линия как выразительное средство».


Автор Соленова Галия Мансафовнапреподаватель отделения изобразительного искусства
МБУ ДО ДШИ №10 г. Ульяновск
Конспект занятия по предмету «Рисунок»
для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ
Тема: «Линия как выразительное средство».
2016 г. 
Каждое средство графики имеет свои изобразительные и выразительные возможности. Для достижения максимальной выразительности рисунка необходимо умело использовать эти возможности изобразительных средств.
Тема урока: «Линия как выразительное средство».
Цель:
Развитие творческой активности и познавательной деятельности учащихся.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 9 академических часов. На первом уроке выполняем анализ форм предметов, их конструктивное построение, распределяем тональные градации. На втором и третьем уроках – выявление формы и объема предметов посредством линии.
Для реализации цели были поставлены задачи:
•систематизировать знания по графике, как виду изобразительного искусства;
•обучить новой технике графического изображения натюрморта, используя такие материалы, как черная гелевая ручка;
•развить зрительное внимание, глазомер, наблюдательность, гибкость мышления и воображение;
•формировать умение анализировать в процессе работы над заданием.
Оборудование и материалы: натурная постановка из предметов несложной формы белого цвета, методическая таблица «Последовательность этапов выполнения рисунка» , образцы лучших работ учащихся на заданную тему из методического фонда, бумага формата А – 3, простой карандаш, черная гелевая ручка.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Выразительные средства графики.
3. Знакомство с новой графической техникой, где главным выразительным средством является линия.
4.Практическая работа.
5.Анализ работ и подведение итогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Беседа о выразительных средствах графики.
К выразительным средствам графики относятся линия, точка, пятно. С помощью этих изобразительных средств можно получить разный эффект рисунка как декоративного, так и реалистичного. Линия является самым специфическим графическим способом изображения и выражения, она наиболее точно передает характер очертания любой формы. В чистом виде линейного изображения в жизни мы не встречаем. Линейное изображение любого объекта – это продукт мысли художника. Если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине – спокойной, плавной или стремительной и жесткой, малейшее ее колебание способно выразить своеобразие форм, увиденным художником в жизни.
Точка одно из самых сложных средств, которые использует художник и требует очень напряженной и трудоемкой работы. Точечное изображение строится на основе точек разной величины и разного расстояния между ними. Группировка точек формирует линию, плоскость, создает фактурное разнообразие. Точкой можно добиться иллюзии объема, глубины, движения.
В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости, поэтому у него огромные выразительные возможности и большее эмоциональное воздействие на зрителя. Пятновая графика двумерна и не имеет объема. Особенно хорошо использовать эту технику при изображении силуэта. Когда внутри пятна появляются тональные градации, оно становится структурным, глубоким, материальным, почти осязаемым. Использование изобразительного пятна в комбинациях с другими изобразительными средствами, линиями и точками дает особую выразительность произведению.
3. Знакомство с новой графической техникой, где главным выразительным средством является линия.
Далее педагог рассказывает о свойствах линии. Изменение толщины линий и расстояния между ними – способ формирования иллюзии глубины и пространства. Эти возможности линейных группировок используются в тональном, штриховом рисовании. Линия имеет богатый арсенал композиционно – художественных возможностей. Наша задача заключается в том, чтобы максимально эффективно ее использовать в работе, с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, и достичь, таким образом, максимальной выразительности натюрморта. В нашей работе используем волнистые линии, напоминающие по характеру мятую проволоку. В качестве наглядного пособия педагог показывает лучшие образцы учебных работ.
4. Практическая работа.
Для освоения новой техники рисования волнистой линией ставится натюрморт с фарфоровыми предметами белого цвета, разными по форме и размерам. Затем вместе с учащимися преподаватель разбирает последовательность выполнения задания, проводит тональный разбор постановки и ставит задачу: передать новым графическим средством – волнистой линией тональность, объем и форму предметов, добиться цельности тоновых отношений самих предметов и их связи с пространством. На формате листа А – 3 делается предварительный рисунок карандашом, затем гелевой черной ручкой с помощью такого выразительного средства как волнистая линия выполняется задание.
5. Анализ работ и подведение итогов.
- Что нового для себя вы открыли?
- Чему научились?
- Что было самым сложным и самым интересным?
- Где вам могут пригодиться новые знания и умения?
После полного завершения задания:
- Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Оцените работы самостоятельно.
Ребята обсуждают, насколько грамотно выполнены их рисунки по следующим критериям: композиционное решение, грамотное конструктивное построение, выразительная передача формы и объема, тональных отношений с помощью волнистой линии. Называются лучшие работы.
Кто не справился с задачей? Почему?
В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку преподавателя.
Список используемой литературы:
Сокольникова Н.М. Основы учебного академического рисунка. М.: Издательский центр «Академия». 2007.
Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука, 2001.
Бесчастнов Н.П. Черно – белая графика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Гуманитарный издательский центр Владос, 2002.
Рашель Вольф: Грани таланта. Сборник лучших работ современных художников. ISBN:
Приложение.