Презентация по рисунку на тему Разговор о портрете (класс РПО ДЩИ, ДХШ)


Разговор о портрете.Преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО ДШИ г. АпатитыТерещук Александр Валентинович.Первая часть из лекционно-практического курса по рисунку головы человека ( гипсовой головы).Для обучающихся старших классов и классов РПО отделений изобразительного искусства ДШИ и ДХШ.

ВведениеРазговор о портрете.Начальные сведения о рисунке головы человека.

Содержание 1.Организация рабочего пространства и необходимые материалы. 2. Композиция. 3. Пропорции. 4. Построение черт лица. 5. Объем. 6. Перспектива. 7. Ракурс. 8. Планы. 9. Мышцы лица.10. Череп.11. Волосы.12. Мужская и женская голова.13. Обобщение объема.






ЦелиМаксимально наглядно представить обучающимся теоретический и практический курс поэтапного рисунка головы человека.
1. Организация рабочего пространства и необходимые материалы.Итак, начинать нужно с правильной организации рабочего пространства. Для этого нужен мольберт, подобранный соответственно росту рисующего. Нужен набор карандашей (от НВ до ЗВ), ластик с острым концом (разрезанный по диагонали). Ваша модель должна находиться слева от вас, чтобы не рисовать через руку (если вы правша), либо справа от вас, если вы рисуете левой рукой.Карандаш правильно держать следующим образом: середина карандаша лежит на среднем и указательном и придерживается большим пальцем. Карандаш для рисунка затачивается «лопаточкой» для того, чтобы можно было рисовать как острой, так и плоской его частью. Начинать рисунок лучше плоской частью, так как при компоновке и построении приходится много стирать, а линия, нанесенная плоскостью более прозрачна и оставляет меньше следов на листе при стирании.
2. Композиция. Полезно начинать рисовать модель в три четверти. Этот поворот включает в себя элементы профиля и фаса. В нем наиболее полно выявляется характер изображаемой модели. Освещать модель лучше всего сверху, боковым светом, при котором боковой план окажется в тени, а передний будет рельефно освещен,то есть каждая часть лица будет выглядеть объемно. Итак, все готово, можно начинать рисунок. Однако сразу хочу предостеречь вас от весьма распространенной ошибки, которую делают многие начинающие и не только начинающие художники. Неправильно начинать рисунок с нахождения его линейного контура,как неправильно начинать его с носа, или скажем с глаза. И в том и в другом случае, вы наверняка ошибетесь и в пропорциях, и в композиции. Есть еще одна опасность раздельного срисовываниячерт лица: автор идущий по этому пути, скорее всего, нарисует частилица в разных поворотах. Например, лицо изображено в профиль, а глаз в три четверти. Лицо в три четверти, а рот в фас.
Профессиональный рисунок - это поэтапное, объемное построение формы в воображаемом пространстве. Это осознанный процесс, так как в большей степени мы рисуем то, что знаем, нежели то, что видим.Работа над рисунком ведется по принципу "от общего к частному, от частного к общему" и проходит следующие этапы: композиция, построение, объем. Теперь мы можем приступить собственно к рисунку. Портрет, как любой рисунок, начинается с композиции, то есть с нахождения наиболее удачного расположения работы в листе. Здесь я хочу дать вам ряд советов: Портрет надо намечать в виде обобщенной формы, основываясь на средней (огибающей голову от темени до подбородка) линии (она же линия поворота) и линии переносицы (она же линия наклона), которая делит голову пополам. Затем мы определяем, с какой стороны у нас свет и легкими штрихами прокладываем теневую сторону. Пересечение средней линии и линии переносицы является центром головы и условно называется крестовиной.
Нашу композицию можно будет считать удачной, если мы расположимрисунок несколько выше геометрического центра и расстояние состороны поворота сделаем больше, чем со стороны затылка (оставим место для "взгляда", как говорят художники), а расстояние внизу сделаем больше, чем наверху.
Итак, мы имеем правильно скомпонованную в листе обобщенную форму головы. И прежде, чем начать построение черт лица и уточнение большой формы, поговорим о сравнительных пропорциях лица. Их три - равных между собой. Это расстояние от подбородка до основания носа, от основания носа до линии бровей и от линии бровей до корней волос. Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что под линией бровей подразумевается то место, на которомбровь растет анатомически, (то есть верхняя часть глазницы), а не сделанный искусственно макияж. Если у модели имеются некоторые отклонения от этого деления, следует внести в рисунок необходимые поправки. Эти поправки, сделанные на основе сравнительных пропорций, то есть личные пропорции модели и будут основой портретного сходства. После того, как мы определили пропорции, займемся построением черт лица. Неправильно начинать его с носа или глаза. У человека эти органы парные (два глаза, две ноздри, две скулы и т.д.), поэтому строить лицо мы будем парными формами. 3. Пропорции.
Выделенными штрихами на рисунке показано парное построение черт лица на основе профильной линии отмеченной пунктиром. 4. Построение черт лица.
Профильная линия огибает профиль по чертам лица.
В фас - это прямая линия, делящая лицо пополам.
Теперь, на основе профильной линии попытаемся построить глаза и нос, так как эти формы неразрывно связаны друг с другом. Расстояние между слезниками глаз, равно глазу.
Ширина носа, также равна глазу (длина носа найдена нами ранее при определении пропорций). Чтобы найти ширину носа, нужно от слезников провести линии параллельные профильной линии.
Еще один важный момент, касающийся глаз. Глазное яблоко находится на линии переносицы, которая делит голову пополам (на лицевую и мозговую часть). Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на модель в профиль. Надо всегда помнить, что голова - это большая форма, и мы рисуем большую форму, а детали (глаза, нос, уши) - это лишь части этой формы, причем части взаимосвязанные.
Когда мы рисуем глаз, надо, прежде всего, помнить, что в первую очередьглаз - это не только веки, ресницы и зрачок, а объем (глазное яблоко, помещенное в глазницу). Итак, глазное яблоко - это шар, лежащий в глазнице.Бровь образует продолговатую выпуклость, проходящую от внутреннего до наружного края глазницы. Верхнее веко начинается у слезника и располагается поверх глазногояблока. Нижнее веко также начинается от слезника и, плотно прилегая к глазному яблоку, соединяется с верхним веком снизу, у наружного угла глаза.


Кроме того, зрачок-это самая выпуклая часть глазного яблока. Когда мыговорим о направлении взгляда, мы, прежде всего, имеем в видунаправления зрачка и натяжении им верхнего века в зависимости отнаправления взгляда. При этом бровь со стороны поворота слегка приподнимается. Очень важно, рисуя глаза, обратить вниманиена то, какой угол глаза выше, внутренний или наружный. Это еще больше подчеркнет характер изображаемой вами модели.

Если взаимосвязь носа и глаз заметна сразу, то связь носа с ухом менее очевидна, однако, она во многом определяет характер портрета. Обычноухо расположено между двух параллельных линий. Первая идет по линиибровей, вторая параллельно ей через основание носа. Это и будет размером уха. Угол наклона уха соответствует наклону носа.
Огромное значение имеет положение уха относительно других черт лица. В профиль, а также в три четверти оно является отправной точкой, от которой мы определяем расстояние до лба, носа, рта и подбородка.
Если вы поместите ухо на слишком большом расстоянии от носа,то затылок будет казаться чересчур маленьким. Деформируется также шея и нижняя челюсть. Если ухо окажется слишком близко к носу, то лицо будет казаться слишком узким.
Если ухо помещено слишком высоко, то нижняя часть будет чрезмерно большой, а верхняя недостаточно развитой.
Теперь в очередной раз вернемся к носу. Поговорим о его форме и его взаимосвязи со ртом. Схематически форма любого носа представляет собой расширенную книзу призму. Форма эта определяется строением носовых костей и хрящей. Конструкция носа у всех людей одинакова, но, вместе с тем, форма и размер его частей, весьма различны. Говоря о связи носа со ртом, надо особенно отметить его расположение относительно верхней губы, так как это расстояние имеет огромное значение в выявлении характерных особенностей модели.

Мы вплотную подошли к вопросу - “Что же такое рот?”. Рот - это цельнаякостно-мышечная система, ограниченная носом вверху, носогубнымискладками по бокам и подбородком внизу. Общая форма ртасвязана с формой челюстей, поэтому щель между губами соответствуетщели между челюстями. Если вы будете помнить, о том, что рот – этобольшой объем, что губы скрывают объем зубного свода, вы никогда не нарисуете губы плоским "бантиком". Рот строится симметрично, на основе профильной линии. Для более полного сходства с моделью важно определить, какая губа, верхняя или нижняя, выдается относительнопрофильной линии вперед, и какая остается сзади.
В процессе построения черт лица, легкими штрихами наносится тон наосновные планы лица. Боковой план мы уже оттенили при компоновке, затем при построении черт лица накладывается тон на глазные впадины,боковой план носа, верхнюю губу, основание нижней губы, шею.
5. Перспектива. Говоря о построении черт лица парными формами, на основе профильной линии, нельзя не остановиться на перспективных сокращениях. На рисункемы видим, схему сокращения головы, основанную на линейнойперспективе. Оси, по которым строятся черты лица, сходятся по законамперспективы, особенно это, очевидно в случае с ухом. На следующемрисунке, мы видим перспективное сокращение глаз. Глаз, находящийся ближе к нам, больше глаза, находящегося дальше от нас. Ноздря и часть рта на ближайшей стороне, выглядят больше, чем части отдаленные от нас.
Особенно очевидны перспективные сокращения, в случае, когда мы рисуемракурс. При поднятой голове сокращения пропорций идут снизу вверх, при опущенной - сверху в низ. Однако мы с вами знаем оравенстве трех сравнительных пропорций. Суть перспективы в том, чтобы почувствовать и передать в перспективномсокращении истининные размеры модели.
Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы имеем правильно скомпонованную, пропорционально выдержанную, построенную парнымиформами, на основе профильной линии, с перспективными сокращениямиголову. Пока это еще условно объемное изображение головы, накотором свет и тень решены лишь приблизительно. Начиная разговор обобъеме, хотелось бы более подробно остановиться на теме планов, которая периодически возникала в разговоре.
6. Объем, Планы, Ракурсы. Планы - это плоскости, сумма которых составляет объем изображаемого объекта. Еще раз вспомним, что такое профессиональный рисунок - это пониманиеобъема, как суммы планов, построенных по законам линейной и воздушнойперспективы, то есть осознанное построение формы в воображаемомпространстве. Например, лоб состоит из трех планов: переднего и двух боковых. Носсостоит из четырех: переднего, двух боковых и нижнего планов.
Рот, подбородок, скулы и другие части лица, все они состоят из планов. Все планы, о которых мы сейчас говорили, в сумме составляют переднийплан головы. Боковой план головы - это височная часть, боковая частьскулы, нижней челюсти и уха. Планы и их границы обусловлены костно-мышечным строением головы, или, как говорят художники, конструкцией головы.

1. лобная мышца.2. височная мышца.3. круговая мышца глаза.4. пирамидальная мышца носа, (мышца гордецов)5. мышца, поднимающая верхнюю губу.6. мышца, поднимающая угол рта.7. большая скуловая мышца.8. собственно жевательная мышца.9. круговая мышца рта.10. мышца, опускающая угол рта.11. мышца, опускающая нижнюю губу.12. мышца, поднимающая нижнюю губу.13. грудино-ключично-сосцевидная мышца.7. Мышцы лица.
1. лобная кость.2. височная кость.3. надбровная дуга.4. носовая кость.5. скуловая кость.6. зубной отросток верхней челюсти.7. нижняя челюсть.7. Череп.
Мы определили объем, как сумму планов, которые мы "лепим" с помощью светотени. Границы света и тени - это границы планов. Падающие тени (например, от носа на верхнюю губу), всегда ложатся по форме плана. "Лепка" формы осуществляется штрихом, постепенно накладываемом по форме, слой за слоем, более плотно с теневой стороны и менее - с освещенной. Хорош любой штрих, лишь бы накладывался он по форме и "лепил" объем.Начинать проработку тоном надо с наиболее темных частей, постепенно переходя к более светлым, и так, до белого листа, то есть, до бликов.
8. Волосы. Говоря об объеме, нельзя не отметить еще один момент, к которомумногие художники относятся без должного внимания - это волосы намногих графических, живописных, а так же скульптурных работах,волосы имеют вид парика или же впопыхах надетой шапки. Это происходит из-за непонимания автором связи местоположенияволос, с конструкцией головы. Волосы растут тремя массивами: одинокружает лобную кость, другой находится на височной кости, а третий (меньший) расположен ниже виска.
Брови также растут тремя массами по верхней части глазницы. Одна масса от переносицы до границы переднего плана лба,другая вдоль всего бокового плана лба до височной кости, третья растет от виска вниз до линии глазницы. Теперь усы и борода. Усы растут опять же тремя, вполне различимыми массами. Первая под ноздрей, вторая на верхней губе, третья на щеке. И борода делится на три больших массы. Первая под нижний губой, вторая на подбородке, третья на щеке.
9. Мужская и женская голова. В работе над портретом, мы еще не касались характерных черт, отличающих мужскую голову, от женской. Помимо внешних, очевидныхотличий, более крупные четко очерченные черты у мужчин и более мелкиеи мягкие у женщин, и также отношение объема шеи к массе головы, которое у женщин меньше, чем у мужчин. Существует кардинальноеглубинное различие, которое особенно видно на черепе- это надбровные дуги. Резкие и крупные у мужчин, у женщинони почти не различимы. Женская голова характерна более выпуклымилобными буграми. Из-за этого меняется наклон лба: более покатыйу мужчин, более выпуклый у женщин, из-за чего он кажется более высокимвизуально увеличивая верхнюю часть головы. Шея от этого еще болеехрупкой. У мужчин, более развиты теменные бугры, бугристости.Это придает мужской голове, более угловатую форму.
10. Обобщение. После небольшого отступления вновь вернемся к объему, вернее к егозавершающей фазе - обобщению. Если до этого момента мы двигалисьот общего к частному, от большой формы к деталям, то теперь переднами стоит задача сведения всех нарисованных форм в одно большоецельное изображение и работа наша пойдет от частного к общему. Цельность формы достигается, прежде всего, единством тональногорешения. Для этого, в первую очередь, надо проверить, как переданов вашем рисунке ослабление освещенности формы, по мере удаленияот источника света. Если мы начинали тональную проработку рисункас темного (боковой план головы и шеи), то теперь, мы двинемся отсамого светлого (в данном случае лба). Это достигается легкой штриховкой всех освещенных поверхностей ниже лба. Далее надоокончательно установить планы, подчеркнув их штриховкой, сделатьболее мягкими дальние планы и части формы, находящиеся в тени.На этом мы закончим работу над рисунком.
РезюмеРисунок – основа всех видов изобразительного искусства: графики ( в том числе и компьютерной), живописи, скульптуры. Законы рисунка распространяются также на дизайн и фотографию.Данная работа включает в себя иллюстрированную теорию рисунка портрета, основанную на традициях русской академической художественной школы, пополненную собственным опытом автора.В работе затронуты важные составляющие комплексного подхода к решению задач, стоящих перед обучающимся старших классов РПО при овладении ими курса рисунке головы человека (портрета).Задача презентации - с первых шагов направить ученика по профессиональному пути в освоении данной программы.


Используемая литератураПри подготовке данной презентации использован видео материал Галереи-Студии Игоря Замедянского г. Москва. 2003-2004 г.