Статья на тему: Обучение интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения
ОБУЧЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Конакова Т.А.
учитель начальных классов
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Медведевская гимназия»,
пгт.Медведево, Республика Марий Эл.
Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассматриваются методы и приемы обучения выразительному чтению.
Ключевые слова: выразительное чтение, интонация, средства выразительности, требования к выразительности речи.
Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. Сказать о чем-то выразительно - это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.
Для того чтобы ученик прочитал выразительно хотя бы небольшое стихотворение, статейку и даже одно предложение, он должен не только вдуматься в содержание читаемого, но и знать основные методы и приемы выразительного чтения и владеть ими. И если учеников не обучали этому, нельзя ожидать от них правильного выполнения указаний и требований.
Подготовку к работе над выразительностью речи нужно начинать с первых дней учебы в 1 классе. Знакомить детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение, мы должны учить детей этому искусству хотя бы на элементарной основе и на личном примере.
Примерные упражнения:
-встать, расправить плечи, голову держать прямо, глубокий вдох на счет 1-5, задержка дыхания на 1-3, плавный выдох на 1-5;
- на выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например: Как у горки на пригорке (добор воздуха), жили 33 Егорки. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения:
-вдох, пауза, с энергичной артикуляцией произносим гласные звуки сначала беззвучно, затем убыстряя темп, шепотом , тихо, громче и громко;
- произносим чистоговорки: Ра – ро – ру - ры – ря – рэ - ре - сидели куры на дворе, СА – со – су – сы – ся – сэ – се - вдруг улетели они все. И др.
Очень важна работа со скороговорками с целью выработки чистоты звуков, интонации. Например, на доске печатными буквами записать скороговорку : У АГРАФЕНЫ И АРИНЫ РАСТУТ ГЕОРГИНЫ. Предложить детям познакомиться с ее содержанием, т.е. те дети, которые умеют читать, читают ее самостоятельно, каждый для себя. Затем читаем вместе целыми словами. Приглашаем фею Интонацию, которая помогает интонировать предложение. Несколько раз предложить детям прочитать предложение целыми словами с интонацией повествования, четко проговаривая в словах все звуки, после этого выяснить значение каких слов не ясно детям. Выслушиваются все дети, пока не будет правильного ответа. Если дети не знают значения слова, объяснить. Затем спросить у детей, как понимают смысл данной скороговорки. Далее занимаемся отработкой интонации (вопросительной и восклицательной) и работаем над логическим ударением. В первые дни дети повторяют все логические вопросы и ответы на них. Когда они усвоят способ логического выделения слов из предложения, то выполняют эту работу самостоятельно.
Созвучна с этой работой и работа над пословицами и поговорками. Дети учатся выразительно читать пословицу, заучивают ее, объясняют смысл и воспроизводят ту ситуацию, при которой уместно употребить пословицу. Такая работа развивает у детей выразительное чтение, учит правильно ставить вопрос и отвечать на него, употреблять фразеологические выражения и пословицы в своей речи, составлять небольшие сюжеты.
Существует много различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звуков, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихи. Они произносятся отчетливо, с активной артикуляцией. Перечисленные упражнения можно выполнять как в начале урока, и в конце, и в качестве физкультминуток.
Разнообразные методы и приемы обучения выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках литературного чтения. Цель их - овладение интонационно правильной речью; творческая подача связного текста; работа над восприятием целого текста: его образов, сюжета, идеи; понимание логического содержания художественного произведения [2, с.164].
При обучении выразительному чтению используются следующие методы:
Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: чтение учителем художественного текста с комментариями; беседа; постановка на уроке проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.Метод объяснительного чтения, основателем которого был К.Д. Ушинский. Требования К.Д. Ушинского, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснительное чтение способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.
Метод воспитательного чтения Ц.П. Балталона. Сторонники метода воспитательного чтения справедливо предполагали, что даже плохо читающий ребёнок в состоянии слушать и сопереживать «живому» чтению учителя. Урок по методу воспитательного чтения начинался с чтения произведения учителем, затем детям предоставлялась возможность наметить план рассказа. После этого проводился урок-беседа, на котором учитель и ученики делились впечатлениями о прочитанном [1, с.97].
Метод литературно-художественного чтения - формирование эстетического вкуса детей, активизация интереса к литературе как искусству слова. Художественное рассказывание - это свободная передача произведения, при исполнении которого образцом является искусство народных художников - сказочников.
На первоначальной стадии обучения чтению показ - наиболее эффективный метод работы. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на образцовом чтении учителя. Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие: образцовое чтение учителя; повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения; слушание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста; показательные чтения лучших учеников.
К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?». Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста.
Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос [2, с.106].
Если на уроках литературного чтения в начальных классах систематически применять методы и приемы работы над средствами речевой выразительности, то обучение выразительному чтению будет более результативным, способствующим повышению уровня интонационной выразительности речи школьников.
Список литературы:
Астафьева, О.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: [учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб заведений] / О. В. Астафьева, Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 271 с.
Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б. А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
Степанова, Н.И. Выразительное чтение / Н.И. Степанова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - 117 с.
Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. - М., 2003. - 399 с