Программа по духовно-нравственному воспитанию личности школьника «ЖИЗНЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОБРА»
Сафарова Лариса Александровна,
учитель математики
Россия, г. Москва,
Государственное Бюджетное Образовательное учреждение
Гимназия №1562 им.А.БоровикаПрограмма по духовно-нравственному воспитанию
личности школьника«ЖИЗНЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОБРА»
Сафарова Лариса Александровна
Россия, г. Москва,
Государственное Бюджетное Образовательное учреждение
Гимназия №1562 им.А.БоровикаАнотация.
Объединение детей и юношества вокруг идей Добра и Милосердия, нравственности и патриотизма является сегодня как никогда актуальным. Добро как высшая общечеловеческая ценность может и должно стать в современных условиях определяющим фактором для консолидации разных поколений, народов и стран, а также для взаимообогащения культур.
•Основа Программы - воспитание нравственности и патриотизма, физического здоровья и правовой культуры, уважения к национальным традициям и духовности. Программа призвана служить благородному делу добра и милосердия.
•Программа открыта для всех видов творческой и воспитательной активности, для новых инициатив и будет служить делу просвещения и образования молодого поколения.
•Программа, содействуя культурно-нравственному и патриотическому развитию молодежи, позитивно повлияет на возрождение чувства национальной гордости, создание атмосферы уверенности в завтрашнем дне, формирование гражданского общества.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья, родная школа, родной город, родная страна.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д. Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: ребёнок - личность. Он может чего - то не знать, что- то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку, более того иногда он должен ошибаться, чтобы познать истину, чтобы быть уверенным и ответственным за себя и за тех, кто рядом. « В главном – единство. В споре – свобода. Во всём – любовь», эти слова выражают суть отношений, которые предстоит строить нам с ребятами в нашем классе.
Воспитание должно быть целенаправленным и пронизанным огромной любовью к человеку, поэтому в основу программы положены педагогические идеи :
• подведение итогов каждого дела;
• разнообразные и полезные для ребят и других дела;
• в любом деле только добровольное участие;
• семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям.
Ведущие критерии:
•Социальная активность личности;
•Сознательное соблюдение этических норм;
•Стремление к самосовершенствованию;
•Главные нравственные ориентиры;
•Ответственность перед обществом, государством, семьей;
•Патриотизм;
•Ответственное отношение к деятельности;
•Высокие нравственные качества;
•Чувство собственного достоинства;
•Уважительное отношение к людям;
•Умение принимать верное решение;
•Способность осуществлять неслучайный выбор.
Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно- ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
•Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
•Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
•Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
•Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Как стать лучше?", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Взаимопонимание". этические диалоги: "Добрым жить на белом свете радостно ", "Этика отношений в коллективе" и др. Основной целью программы является - скорректировать отношения между учителями, родителями и учениками, помочь обрести культуру общения, милосердие, сострадание, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.
Настоящая программа является программой воспитания духовно-нравственной культуры средних школьников. Она рассчитана на три года, предполагает участие учащихся 6 лицейского класса гимназии №1562, реализуется на базе гимназии в учебное и внеурочное время.
Я И СОЦИУМ
Этот мир состоит из друзей, близких, знакомых; интересов и любимых занятий, родных мест и уголков природы. У каждого человека свои заботы, настроение, память и прошлое, надежды и мечты.
И как говорит А.П.Платонов: «Новый мир реально существует, поскольку есть поколение искренно думающих и действующих людей, но он локален, этот мир, он местный, как географическая страна наряду с другими странами, другими мирами. Всемирным, универсально-историческим этот новый мир не будет, и быть им не может. Но живые люди, составляющие этот новый, принципиально новый и серьезный мир, уже есть и надо работать среди них и для них.»Проекты этого блока помогут учащемуся научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром; сохранять и укреплять здоровье.
Изучить и выбрать приоритетные жизненные ориентиры и нравственные ценности.
Углубить представление подростков о дружбе.
Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
Способствовать развитию критического отношения к себе.
Проведение работы с учащимися по изучению своих собственных волевых качеств с элементами самокоррекции.
Прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
При проведении мероприятий создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости ,позитивной взаимозависимости ,взаимной ответственности, что позволит каждому ребенку ощутить свою значимость.
Я И СЕМЬЯ
Возрождение и поддержка семейных традиций – необходимое условие духовного возрождения общества
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации), необходимо подвести детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим. Содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Я И ЗНАНИЯ
Этот мир складывается из интеллектуального потенциала учащихся. Для этого создается «Интеллектуальный паспорт класса», включающий:
учебные интересы учащихся;
отношение учеников к учебе в школе вообще и к отдельным предметам;
степень работоспособности и организованности учащихся;
степень развитости общеучебных навыков и умений детей;
уровень интеллектуального развития учащихся;
степень осознания учащимися необходимости учебной деятельности.
Платонов-писатель хотел понять самые лучшие человеческие качества. Он всматривался в смутные глубины человеческих душ, улавливал первые, едва заметные движения нравственного чувства, его пробуждение. Об этом и написаны все его произведения. Возможно, такие качества ему нравились потому, что он и сам был таким – много раскрывшим в себе человеком, тихим, сосредоточенным, всю жизнь работавшим над собой и обдумывающим мир”. Необходимо использовать в работе по развитию интеллектуальных умений детей и их познавательного интереса активные формы воспитательной работы:
•конкурс эрудитов;
•викторины;
•интеллектуальные игры;
•читательские конференции.
Использование в воспитательной работе диалогические и полилогические методы обучения( учить высказывать своё мнение, доказывать и аргументировать его)
Создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и навыков учащихся:
•олимпиады;
•кружки;
•смотры знаний.
Я И ТВОРЧЕСТВО
Видеть и понимать прекрасное – качество для человека очень важное. Только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающего мира, природы. Способен дорожить этим чудом мироздания. Не менее важно создавать красоту своими руками. Передать красоту окружающего мира в различных видах творческой деятельности средствами изобразительного искусства. музыки, художественного слова и т.д.
Изучение и развитие творческих способностей детей.
Вовлечение учащихся в кружки по интересам.
Организация экскурсий в музеи, выставки, театры.
Организация внеклассных мероприятий:
выставки детского творчества
конкурсы рисунков, плакатов
организация концертов.
Я - ГРАЖДАНИН – ПАТРИОТ
Этот блок способствует воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
•Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
•Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала;
•Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
•Создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции ;•Развивать и углублять знания об истории и культуре родной страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В области обучения:
воспитание у школьников любовь к своему городу;
помощь в общении и учении,
эмоциональное развитие школьников, их речи, интеллекта;
Формирование потребности в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовности изучать ее углубленно, культура информационного взаимодействия с миром
В области воспитания:
введение уроки общения и развития для формирования коммуникативной культуры учащихся;
создание условий защиты прав ребенка, свободного развития его духовных и физических сил.
воспитание у школьников чувство гордости за своё Отечество;
формирование и развитие коллектива класса;
создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;
формирование здорового образа жизни;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
В области психического развития:
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности
способствовать самоутверждению каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
В области социализации:
создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;
способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
Ожидаемые результаты
появление отношения творческого сотрудничества;
активизация общественного мнения;
укрепление традиций, законов;
бурное развитие самоуправления
самостоятельное составление плана работы коллектива
появление отношения творческого сотрудничества;
активизация общественного мнения;
укрепление традиций, законов;
бурное развитие самоуправления
самостоятельное составление плана работы коллектива
Цели коллектива стали мотивами деятельности каждого его члена;
Сформировались гуманистические отношения внутри коллектива и к окружающим;
гармоничное подчинение и руководство членов коллектива;
Появилось чувство защищенности личности в коллективе;
преобладает дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды других;
Созданы условия для успешной самореализации личности;
Характерна направленность каждой личности на самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляцию.
Должен знать:
положение о правах и обязанностях учащихся;
правила внутреннего распорядка школы;
правила поведения в массовых местах
Должен уметь:
составлять план дел актива
анализировать ситуации
управлять эмоциями и поведением