Театр и его роль в духовно-нравственном воспитании студентов

Театр и его роль в духовно-нравственном воспитании студентов
Филимонова Н. А., педагог дополнительного образования.
ТОГБПО Железнодорожный колледж.
Г. Мичуринск.
«В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить»
Сократ

Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно. Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно. Когда дети вырастали и уходили, Януш Корчак говорил: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даем родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, в жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет к Богу, Родине и Любви».
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания для нашего Отечества не нова, она имеет глубокие корни. Примечательно, что первый в России педагогический журнал имел название «Патриот». О патриотическом и «Общечеловеческом» воспитании писали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, В.И. Даль, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский и многие другие мыслители девятнадцатого века.
В современных условиях, когда увеличивается интерес к духовной сфере жизни человека, становится очевидным, что между понятиями «духовный», «нравственный», «патриотический» существует связь. Суть духовности и патриотизма заключается в нравственной направленности жизнедеятельности и сознания личности.
В этих условиях особую важность и актуальность приобретает духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов на основе гуманистической традиции отечественной педагогической науки и практики. Как свидетельствует самобытная русская философия, Россия – это особая цивилизация, самостоятельная духовная культура; страна, развивающаяся по собственному пути.
Для русского после Бога Родина, Россия, родная земля – превыше всего, и высшей идеей его жизни является патриотизм как любовь к Родине – матери и служение ей.
Призвание России – в создании через высочайшее интеллектуальное, духовно – нравственное, творческое развитие и воспитание народа и, прежде всего молодежи, нового более высокого типа культуры, в синтезе лучших образцов культуры мира с российскими духовными традициями.
Следует сказать, что само по себе духовно- патриотическое чувство, как любовь к Отечеству, лежит в основе духовно – нравственных ценностей личности.
В этом отношении исключительную роль среди всех функций личности и по отношению к ним играет любовь. Вот как в 1919г. писал об этом выдающийся русский философ – патриот И. А. Ильин в своей работе «О православии»: «Любить свою родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы; ибо только он знает, что такое дух, а без этого нельзя любить, воистину свое отечество Истинный патриот не только не слеп к духовным достижениям других народов, но и стремится постигнуть и усвоить их. Ввести их в духовное творчество своей родины, чтобы обогатить ее жизнь, углубить ее путь и исцелить возможную неполноту ее достижений»
Как мы понимаем патриотическое воспитание сегодня?
В содержание патриотического воспитания, в первую очередь, входят такие человеческие ценности, как гуманизм, нравственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, оптимальное сочетание общественно – государственных интересов; преемственность, сохранение и развитие лучших национальных духовных ценностей и традиций.
Духовное воспитание – это в первую очередь воспитание патриотизма и гражданственности. Показателями высокого уровня духовного развития являются знание истории и традиций своего народа, чувство гордости его историческими достижениями, глубокий интерес к национальной истории, в том числе к истории своей семьи, любовь к « малой Родине», бережное отношение к историческим традициям, чувство долга и ответственности перед своей страной, народом, воинская честь, гражданское достоинство.



Утверждается, что духовное воспитание обязательно должно строиться с учетом особенностей национального менталитета. При этом почти всегда упоминается об исторической роли православия в становлении российского государства и духовности как части русского менталитета. Такое представление о духовном воспитании является менее распространенным на уровне воспитательной практики по сравнению с описанными выше и связывается, прежде всего, с историческим аспектом, с традициями. С этой точки зрения цели духовного воспитания формулируются как возрождение и утверждение русского национального и одновременно российского самосознания, пробуждение патриотических и гражданских чувств через национальное самопознание и самовыражение.
Положительные моменты, которые можно обнаружить в таком взгляде на духовное воспитание, это, прежде всего обращение к национальным аспектам воспитания, к традициям как фактору воспитания, к проблемам становления национального самопознания и как части духовного воспитания. Кроме того, представители этой точки зрения, пожалуй, единственные, кто рассматривает роль и место православия в организации духовного воспитания.
Русская Православная церковь так определяет в своей работе сущность патриотического воспитания молодежи. Это формирование у нее веры в родную страну, в творческие силы народа, в его способность продолжить путь к процветанию и благополучию. Это воспитание любви, уважения и интереса к родной культуре, языку, к природе, к художественному творчеству народа, стремления к их сохранению и обогащению. Это выработка у молодого поколения готовности всемирно служить благополучию и безопасности Родины, защите ее национально – государственных интересов. Наконец, это развертывание творческих сил человека, побуждение в нем чувства национального самоуважения, гордости, солидарности и единения с родным народом, родной страной, верности им, формирование потребности в постоянном творческом развитии и совершенствовании народной культуры.




Православная церковь предлагает – включение курсов религиоведческого характера в региональный компонент образования (например, изучение курса «Православная культура», факультативные занятия по истории христианства, христианской этике, истории мировых религий)
Если обратиться к практике духовно – нравственного и патриотического воспитания, сложившейся в нашей стране в последние годы, то следует подчеркнуть особое значение дополнительного образования обучающихся. Именно эта сфера образования становится сферой наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств личности, ее ценностных ориентаций, духовных потребностей. Сохранение народных традиций, глубокое изучение русской народной культуры, различных видов прикладного искусства. Устного и музыкального фольклора становится основным содержанием деятельности многих центров дополнительного образования студентов.
Мною разработана программа «Театр и его роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся». Данная программа предназначена для обучающихся старшего звена, так как именно эта категория широко вовлечена в реальную молодежную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, сексуальной гиперактивностью, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью.
Очевидно, что сегодня наше учебное заведение должно противостоять обострению негативных установок. При этом необходимо предложить студентам такие формы работы, которые бы помогли самоутвердиться, самореализоваться, предоставили бы возможность новые ощущения, познавать собственное «Я» и его возможности. При этом исподволь, ненавязчиво, но неуклонно вели бы молодых людей к духовному росту, к формированию и укреплению нравственных норм поведения.
Именно такой формой воспитательной работы представляется театр.


Основная цель занятий в молодежном объединении «Юность» способность формированию духовности и нравственности.
Под духовностью будем понимать важнейшую сторону жизни человека и человечества, наполненную светлыми образами и чувствами, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный, прежде всего, приоритете нематериальных жизненных ценностей и на участии человека в развитии таких сфер его жизни, как искусство, литература, поэзия, религия, философия.
В каждом человеке самой природой заложено стремление к творческому процессу и создание духовных ценностей.
Составной и основополагающей часть духовности, неотъемлемой частью полноценной духовной жизни является нравственность определенное состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру.
Задачами программы является:
-приобщение студентов к высоко духовным произведениям русской и зарубежной литературы через попытку сценического воспитания;
- предоставление возможности для самореализации и самоутверждения через постижение собственного творческого потенциала;
- помощь осознать факт наличия иных (нежели курение, алкоголь и наркотики) ценностей, дающее не менее. А порой и более глубокое чувство удовлетворения жизнью, более сильные переживания;
-привлечение обучающихся к той стадии веры в собственные силы и возможности, при которой отпадает необходимости в различного рода «допингах», при которых появляются другие приоритеты-духовные.
Реализация этих задач осуществляется через:
1) подбор произведений для сценического воплощения; подбор классической и инструментальной музыки.
2) привлечение студентов к составлению сценариев;




3) выступление перед сверстниками и взрослой аудиторией;
4) участие в различных конкурсах и фестивалях
Наши студенты - это зеркало нравственной жизни общества, родителей, колледжа.
Творческое воспитание – это всегда мужество – мужество поступать по-своему, не повторять вчерашнего, известного, а значит работать по-новому. Творчество только тогда и можно назвать этим словом, когда действительно идет постоянное созидание нового- с риском ошибаться и потерпеть неудачу.
Творческое воспитание – это традиция постоянного принципиального обновления, изобретения и развития духовно-нравственных ценностей. И от того, насколько каждый из нас понимает другого; от того, как каждый умеет чувствовать, мыслить, любить – как, короче говоря, умеет, быть Человеком. Поэтому основной задачей колледжа является помощь каждому студенту стать Человеком и в погоне за знаниями не забыть о Воспитании.
Судьба молодежи – это судьба будущего нашей страны.


Литература:
1.Внешкольник- «Взаимодействие религиозной и светской систем 2.образования в формировании духовно-нравственных и патриотических ценностей».
3.Воскресная газета « Будущее духовно нравственного воспитания».
4.Воспитательная работа в школе «Что такое духовное воспитание»









:
Фамилия
Филимонова

Имя
Наталья

Отчество
Александровна

Место работы
ТОГОУ СПО «Железнодорожный колледж»

Звание
-

Степень
-

Должность
Педагог дополнительного образования

Домашний адрес (индекс)
Г. Мичуринск, ул. Садовый проезд д. 16
(393 763)

Рабочий адрес (индекс)
Г. Мичуринск, ул. Турбинная д. 3
(393 763)

Рабочий телефон
5-41-28, 3-24-22, 3-24-49

Домашний телефон
-

Мобильный телефон
8910-750-77-34

Факс
5-41-28

Рабочий e – mail:
Zd-college@vandex.ru

Личный e – mail:
-

Другие контакты


Форма участия в конференции
Заочная

Форма доклада
Заочная

Носитель информации


Необходимое техническое сопровождение


Название доклада
Театр и его роль в духовно-нравственном воспитании

Соавторы
-











13PAGE 15


13PAGE 14215




15