«Изучение истории родного края средствами музейной педагогики»
«Изучение истории родного края средствами музейной педагогики»
Содержание
Введение 3
I. Теоретические основы использования музейной педагогики в изучении истории родного края
Роль и значение музейной педагогики в изучении истории родного края6
Изучение истории родного края как раздел в преподавании учебного предмета «История»...12
Место и роль элективных курсов в изучении истории родного края...20
Выводы к первой главе
II. Использования музейной педагогики в изучении истории родного края в Оросунской средней школе
2.1. Музей как что то..................................................................................................26
2.2. Разработка элективного курса по изучениию истории г. Вилюйска.28
2.3. Исследование эффективности музейной педагогики в реализации программы элективного курса
2.4. Методические рекомендации по использованию музейной педагогики
Выводы ко второй главе
Заключение...
Исползованная литература
Введение
Музейная педагогика – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Она же является важным средством связи школы с жизнью.
Музейная педагогика является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим, культурологическим исследованиям. Музейная педагогика признана в качестве научной дисциплины учеными всего мира (И. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтс, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек и др.). Исследованию роли музейной педагогики в процессе гражданского воспитания школьников уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б. Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и др.). Анализ существующих научных исследований по данной проблеме позволяет выделить музейную коммуникацию как основу музейно-педагогического процесса, однако его структура, содержание и методическое обеспечение еще не получили должного освещения в теории и практике воспитательной работы.
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".
Музейная педагогика раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Также усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с интересом к истории своей Родины учащихся школ, а в связи с этим – созданием в сельских и городских школах небольших музеев, краеведческих уголков.
Сегодня необходимо вызвать у учащихся интерес к изучению истории и культуры своего родного края, своей «Малой родины» развивать познавательный интерес к сегодняшнему дню региона, показать им значимость школьного исторического краеведения для определения дальнейших жизненных планов.
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, направленный не только на повышение качества образования, но и усиление гражданско-патриотического воспитания, где одной из важных составляющих является музейная педагогика.
Объект исследования – процесс изучения истории родного края
Предмет исследования – использование музейной педагогики в изучении истории родного края.
Цель дипломной работы: выявление эффективности музейной педагогики в изучении родного края.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
-изучить теоретические основы использования технологии музейной педагогики в преподавании истории;
-определить методы и формы обучения, особенности элективных курсов;
-доказать значимость гражданско-патриотического воспитания школьников средствами музейной технологии;
- разработать программу элективного курса «История родного края», прошедшую апробацию на базе МБОУ Вилюйской СОШ№1 им.Г.И.Чиряева.
Гипотеза: использование технологии музейной педагогики расширить знания по истории родного края и будет эффективной в том случае, если:
-определить содержание и структуру элективных курсов в соответствии с ресурсами музея;
Образование в музеях будет деятельностным для учащихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
Определены принципы элективного курса, содействующего воспитанию творчески-активной личности, развитию навыков, способствующих формированию у учащихся потребности в самоидентификации.
Практическая значимость: доклады учащихся, сценарии занятий могут быть использованы другими педагогами.
Данный курс экспериментально апробирован и внедрен в практику МБОУ Вилюйской СОШ№1 им.Г.И.Чиряева.
Собранный и обобщенный материал будет полезен для составления программ элективных курсов по историческому краеведению, а также для развития музейной педагогики в районе и республике. В нашей дипломной работе мы представляем программу элективного курса, тематическое планирование по данному курсу, систему интегрированных занятий.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения , 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
I. Теоретические основы использования музейной педагогики, в изучении истории родного края.
1.1. Роль и значение музейной педагогики в изучении истории родного края.
С одной стороны всем хорошо известно, что школы и музеи вполне самостоятельные учреждения, т.к. каждый из них выполняет свои функции и имеет свои особенности, но с другой стороны между ними немало и общего. И школа, и музей нуждаются в поддержке государства и общества и не могут быть по сути своей коммерческими учреждениями. Любое их ослабление и тем более развал будут неизбежно отражаться на обществе и государстве, и означать потерю патриотизма, устоев и нравственности. И школы, и музеи представляют образовательное пространство и решают вопросы образования и воспитания. Только у школы образование и воспитание – это главное. Музей же, выполняя свои задачи и функции, может одновременно выступать как учреждение дополнительного образования и воспитания, не дублируя школу. В связи с современными требованиями, предъявляемыми к образованию, музей располагает неизмеримо большими возможностями, чем школа и даже высшее учебное заведение для решения отдельных задач и проблем образования и воспитания. Музей:
1) развивает способность извлекать информацию из первоисточника (музейного предмета);
2) формирует понятийный аппарат через наблюдение и общение с предметами материального мира;
3) процесс познания идет через радость.
Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по- новому взглянуть на вещи.
Посредниками между школой и музеем могут быть музейные педагоги, вооруженные музейной педагогикой. Таким образом, музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологическую базу.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная педагогика».
Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980 - 90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в оформлении свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, по методу - с педагогикой и шире - с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые аспекты. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев. [20,С.87-89]
В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе. [21,С.55-59]
Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу.
Беседы о культуре в школе и занятия в музее сопровождаются так называемыми творческими заданиями.
Занятия с детьми решают следующие задачи:
научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
что такое предмет, его свойства;
какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам. В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить на подобные занятия - вывод на анализ методов обучения детей.
Метод - это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. [22,С.99]
Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
1.2. Изучение истории родного края как раздел в преподавании учебного предмета «История»
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с формированием ее научных основ.
Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе исторического материала и приемах его раскрытия. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дореволюционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учителя, создала целые методические системы, объединявшие общей педагогической идеей отдельные приемы. Речь идет о формальных, реальных и лабораторных методах. Советская методика внесла свой вклад в разработку научной системы знаний о процессе обучения истории, о задачах, путях и средствах его совершенствования; ее целью было воспитание строителей коммунизма.
Постсоветский период поставил перед методикой новые задачи и потребовал от ученых, методистов, учителей-практиков переосмыслить основные положения методической науки.
Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая историческое. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности.
На сегодняшний день вопрос, является или нет методика наукой, не актуален. Он решен принципиально - методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся. [10,С.23]
Преподавание истории в школе - это сложное, многогранное, не всегда однозначное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся. В основе его лежит учение школьников. Методика изучает учебную деятельность школьников в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала.
Обучение истории, как уже говорилось, - это сложный процесс, включающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность школьников, результаты обучения.
Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность организации педагогического процесса проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития.
Компоненты процесса обучения - категории исторические, они изменяются с развитием общества. Цели преподавания истории, как правило, отражают те изменения, которые происходят в обществе. Четкое определение целей обучения является одним из условий его эффективности.
Определение целей должно учитывать общие задачи обучения истории, развития учащихся, их знания и умения, обеспечение учебного процесса и т.д. Цели должны быть реальны для тех условий, которые существуют в конкретной школе.
Содержание - обязательный компонент процесса обучения. Исторически обусловленная перестройка целей меняет и содержание обучения. Развитие истории, педагогики и психологии, методики также влияет на содержание преподавания, на его объем и глубину. Так, в преподавании истории в современных условиях преобладает цивилизационный подход вместо формационного, много внимания уделяется историческим личностям. Педагог учит детей уметь разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки поступков людей и т.д.
Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления внутренних противоречий. К ним относятся противоречия между целями обучения и уже достигнутыми результатами; между оптимальными и применяемыми в практике методами и средствами обучения.
Процесс обучения истории ставит своей целью развитие индивидуальности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Понятие воспитывающего обучения содержит в себе понятие обучения, закладывающего основы самостоятельного мышления учащихся. Единство обучения, воспитания, развития достигается лишь при условии активизации работы самих учащихся на всех этапах процесса обучения. Обучение имеет воспитывающий характер также в связи с формированием ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами. Правильное решение образовательных и воспитательных задач школьного преподавания истории невозможно без учета психолого-возрастных особенностей учащихся различных концентров.
Так, младший школьник стремится к накоплению исторических знаний, много расспрашивает учителя. Его интересуют детали одежды рыцарей, доблесть и мужество в походах, они тут же на переменах затевают гладиаторские бои или рыцарские турниры. Старшеклассник стремится не столько к накоплению исторических фактов, сколько к их осмыслению и обобщению; он стремится к установлению логических связей между историческими фактами, раскрытию закономерностей, теоретическим обобщениям. В старших классах растет удельный вес знаний, которые учащиеся получают самостоятельно. Это связано с дальнейшим развитием логического мышления. В этом возрасте растет интерес к тем элементам знаний, которые относятся к вопросам политики, морали, искусства. Происходит дифференциация интересов школьников: одни интересуются точными дисциплинами, другие - гуманитарными. Различные типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, общеобразовательные школы - реализуют этот интерес. Вместе с тем нужно уметь привлечь ценный в познавательном отношении материал, поддерживая и развивая интерес школьников.
Таким образом, для решения этих задач необходима систематическая работа учителя над развитием исторического мышления учащихся, над выработкой у них научного понимания истории. Ставя перед преподаванием истории задачи - учебные и воспитательные, определяя содержание курсов истории, намечая способы передачи знаний школьникам, необходимо рассчитывать на получение определенных результатов: чтобы учащиеся усвоили исторический материал, и у них сложилось свое отношение к историческим фактам и явлениям. Все это и обеспечивает методика преподавания истории. При определении задач методики школьного обучения истории нужно учитывать, что они вытекают из ее содержания и места в системе педагогических наук.
Методика вооружает учителя истории содержанием и педагогическими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми средствами для эффективного исторического образования, воспитания и развития учащихся.
В современных условиях, когда идет сложный, противоречивый процесс модернизации школьного исторического и обществоведческого образования, стоит задача дальнейшего совершенствования его структуры и содержания. Среди проблем важное место занимают вопросы соотношения фактов и теоретических обобщений, формирования исторических образов и понятий, раскрытия существа исторического процесса.
Как уже говорилось, важнейшей задачей методики обучения является развитие мышления учащихся как одна из целей и одно из условий обучения истории. Задачи развития исторического мышления учащихся, формирования у них умственной самостоятельности требуют и соответствующих методов, приемов и средств обучения.
Одной из задач является раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспитания, образования и развития при обучении истории. Разрабатывая систему обучения истории, методика решает ряд практических вопросов:
а) какие цели (намечаемые результаты) нужно и можно ставить перед обучением истории?;
б) чему учить? (структура курса и отбор материала);
в) какая учебная деятельность школьников необходима?;
г) какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении?;
д) как преподавать?;
е) как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования?;
ж) какие межкурсовые и межпредметные связи устанавливаются в обучении?
Сейчас, когда историческое образование в России постепенно становится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. Школа самостоятельно преодолевает мировоззренческий и нравственно-ценностный вакуум, участвует в поиске и формировании целей и приоритетов образовательной политики. В последние годы поднимается вопрос о праве преподавательских коллективов и педагогов на творчество, разрабатываются инновационные технологии, которые охватывают современные тенденции и направления развития образования. В последние годы XX столетия обсуждается вопрос о месте и роли учителя истории в образовательном процессе. Многие ученые считают, что главная проблема, которая тормозит реформу, - это подготовка учителей. (Международный семинар Совета Европы, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Департамент образования правительства Свердловской области (Свердловск, 1998 г.); Международная научная конференция «Место и роль учителей истории в школе и их подготовка в вузах» (Вильнюс, 1998 г.). Развернувшаяся дискуссия подтверждает мысль, что самым трудным является разрушение устойчивых стереотипов мышления и поведения, сложившихся в условиях унифицированного образования, авторитарного преподавания, директивного контроля. [9, С.88-95]
Методика обучения истории оперирует собственными, свойственными только ей закономерностями. Эти закономерности открываются на основе выявления связей, существующих между обучением и его результатами. А другая закономерность (ее, к сожалению, совершенно недостаточно учитывают) состоит в том, что в познании своих закономерностей методика не может ограничиться только собственными рамками. Методические исследования, изучая процесс обучения истории, опираются на родственные науки, прежде всего на историю, педагогику и психологию.
История как учебный предмет основывается на исторической науке, но это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включает абсолютно все разделы исторической науки.
Методика преподавания имеет свои специфические задачи: отобрать основные данные исторической науки, построить преподавание истории так, чтобы ученики через историческое содержание получили наиболее оптимальное и эффективное образование, воспитание и развитие.
Гносеология рассматривает формирование знаний не как одноразовый акт, дающий законченное, как бы фотографическое отображение действительности. Становление знаний - это процесс, имеющий свои этапы упрочения, углубления и т.д., и обучение истории окажется научно обоснованным и результативным лишь при условии, если вся его структура, содержание и методика будут соответствовать этому объективному закону познания.
Психологией установлены объективные законы развития, функционирования различных проявлений сознания, например запоминания и забытия материала. Обучение будет научно обоснованным, если его методика соответствует этим законам. В этом случае достигается не только прочность запоминания, но и успешное развитие функции памяти. История не может быть усвоена учащимися, если при обучении не соблюдаются логика раскрытия исторического процесса и законы логики.
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человека и определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса. Обучение истории не достигнет своей цели, если не будет учитывать достижения дидактики.
Являясь отраслью педагогической науки, обогащая ее общую теорию, методика обучения истории непосредственно опирается на эту теорию; таким образом, достигается единство теоретической основы и практической деятельности в обучении истории.
Познавательная деятельность окажется неполноценной, если обучение истории не будет отвечать современному уровню исторической науки, ее методологии.
Методика призвана выделить и обозначить, переработать, синтезировать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и открыть новые закономерности - закономерности обучения истории. Это - объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержанием, путями, средствами обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и результатами обучения - с другой.
Методика как наука возникает там, где имеются доказательства связей между закономерностями познания, методикой обучения и достигнутыми положительными результатами, которые проявляются через формы учебной работы.
Перед методикой стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения истории, с целью его дальнейшего совершенствования и повышения его эффективности. [13.C.56-58]
1.3. Место и роль элективных курсов в изучении истории родного края.
Элективные курсы имеют особое место быть как в общеобразовательных школах, так и в лицеях, гимназиях. Во всех школах препадаются разные виды элективных курсов по обществознанию и истории. Они разработаны и апробированы учителями.
Перед тем как разработать элективный курс по данному предмету учителю очень важно иметь учебно-методический комплект литературы по этим курсам.
В помощь педагогу учеными-методистами составлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету, сборники программ, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания. При проведении элективных курсов используются новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников.
Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Межпредметные курсы могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки. Они оказывают помощь учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;
- быть обобщающим курсом для классов естественно научного профиля.
Например: Межпредметные связи хорошо используется на элективном курсе по музеологии. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели занятия, краеведческий материал может быть изучен до происхождения темы, в начале изучения, в его ходе и в конце.использовать материал можно по-разному: в изложении учитуля, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии в семинарской занятии, в работе с книгой, документом, музейным экспонатом и.т.д.[13,C.77]
Во многих школах учителя историки реализуют специальные музейно-образовательные и культуротворческие элективные программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии, проводят психолого-педагогический мониторинг. Музейно-образовательные программы реализуются в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решают задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки:
формирование духовных потребностей ребенка;
развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка;
развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
воспитание человека гуманитарной культуры;
превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
Преподавание музейно-образовательных программ в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:
актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса, страны, мира;
непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).
Особенности методики
В основе музейно-образовательных программ лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность (набор) музейных предметов образует «вещный ряд».
Тематическое планирование уроков разрабатывается учителем и с помощью работника музея в соответствии с содержанием фонда музейно-образовательного комплекса.
В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности (использование возможностей учреждений образования и культуры города).
Психолого-педагогические требования к музейно-образовательным программам, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка:
I ступень (нач. кл.) развитие знаний, умений и навыков, а также сферы умственной деятельности посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба»;
II ступень (5–9 кл.) развитие ассоциативно-рефлекторных и поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия музейного предмета, памятника с собственной творческой и исследовательской практикой;
III ступень (10–11 кл.) формирование эмоционально-нравственной сферы личности посредством интеграции представлений о культурных феноменах как целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие духовных потребностей, ценностной ориентации личности.
Особенности содержания и вовлеченность учащихся в музейно-образовательные программы (% от количества обучающихся в школе) представлены по ступеням обучения названия музейных программ основного и дополнительного образования, а также формы организации внеклассной деятельности:
Позиция ученика в музейно-образовательных программах:
позиция созидания;
не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.
Позиция учителя (музейного педагога, классного руководителя) в музейно-образовательных программах:
создает условия для познавательной деятельности ребенка;
организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);
содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
высоко оценивает оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.
Подводя некоторые предварительные итоги, можно констатировать, что музейная педагогика органично вошла в практику современной школы, музейно-образовательный комплекс стал инновационной структурой внутренней среды школы, экспериментальной площадкой для развития методик и технологий музейной педагогики в школе. Деятельность музейных педагогов в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-краеведческого наследия.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. Таким образом, элективные курсы (например музейного направления) по истории расширяет и углубляет знания учащихся; активизирует связь обучения и воспитания с жизнью и трудом; вооружает учащихся умениями и навыками самостоятельной исследовательской работы в доступной для них форме; развивает познавательные интересы и творческие способности учащихся; содействует профессиональной ориентации; развивает у учащихся общсетвенную активность, чувство патриотизма. [36,С.71-76]
Из вышесказанного видно, что теоретическая база музейной педагогики находится в настоящее время в стадии формирования. Процесс становления музейной педагогики в качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка основных вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, должного внимания не уделялось понятийному аппарату.
Тенденция последних лет - внимание к культурно- образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Создаются новые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель - образование человека культурой.
II. Использования музейной педагогики в изучении истории в Вилюйской средней общеобразовательной школе №1 им.Г.И.Чиряева.
2.1.Школьный музей – центр
2.2 Разработка элективного курса в изучении истории родного края.
Программа элективного курса «История родного края»
Пояснительная записка
Исследование эффективности музейной педагогики в реализации программы элективного курса.
Входная анкета по выявлению интереса учащихся к музею школы.
Анкета проведена для учащихся Вилюйской средней общеобразовательной школы№1 им.Г.И.Чиряева. Всего по школе 116 учащихся, из них 62 девушек и 54 мальчиков. Приняли участие на социологическом опроснике учащиеся с 5 по 11 классы. Всего 62 учащихся , из них приняли участие 59.
Табл.№ 1
№
Вопросы
Да, знаю
Нет, незнаю
Затрудняюсь
1
Знаете ли вы кто инициатор создания школьного музея?
43
11
5
Часто, потому что интересно
Редко, потому что не очень интересно
Не был ни разу, потому что не интересно
2
Как часто вы посещаете творческие выставки музея?
19
15
25
Да, интересен
Нет, не интересен
Затрудняюсь
3
Интересен ли вам рассказ экскурсовода музея?
34
25
3
Да, пользуюсь
Пользуюсь иногда
Нет, не пользуюсь
4
Пользуетесь ли вы в учебной деятельности материалами музея
12
8
39
Да, очень хочу узнать
Да, хочу узнать
Затрудняюсь ответить
5
Тебе интересно и вы хотели бы узнавать о прошлом своей малой Родины?
29
28
2
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Исходя из опросника можно сделать вывод:
1. Знаете ли вы кто инициатор создания школьного музея?- «Да, знаю»- 73 %. «Нет, незнаю»- 19 %, «Затрудняюсь»- 8 %.
2. Как часто вы посещаете творческие выставки музея?- «Часто, потому что интересно»- 32 %, «Редко, потому.что не очень интересно»- 25 %, «Не был ни разу, потому что не интересно»- 42 %.
3. Интересен ли вам рассказ экскурсовода музея? - «Да, интересен»- 58 %, «Нет, не интересен»- 42 %, «Затрудняюсь»- 5 %.
4. Пользуетесь ли вы в учебной деятельности материалами музея? - «Да, пользуюсь»- 20 %, «Пользуюсь иногда»- 13 %, «Нет, не пользуюсь»- 66 %,
5. Тебе интересно и вы хотели бы узнавать о прошлом своей малой Родины?- «Да, очень хочу узнать»- 49%, «Да, хочу узнать»- 47 %, «Затрудняюсь, ответить»- 3 %
Выходная анкета по выявлению эффективности музейной педагогики в изучении истории родного края.
Приняли участие на социологическом опроснике учащиеся с 5 по 11 классы.
Всего учащихся 62, из них приняли участие 61.
Табл.№2
№
Вопросы
Часто
Редко
Не посещаю
1
Как часто вы посещаете музейные мероприятия?
48
13
-
Да, очень нравиться
Да, нравиться
Нет, не нравиться
2
Вам нравится ли быть в качестве экскурсовода?
34
26
1
Да, очень интересно
Да, интересно
Нет, не очень
3
Интересуетесь ли вы музейными экспонатами, материалами?
52
9
-
Да, много полезных информаций
Да, но не много
Нет, не получаю
4
Получаете ли вы полезные информации для себя посещая музеи?
52
9
-
Да, без сомнения
Да, хочется
Затрудняюсь ответить
5
Хотите ли вы обогатить музейный экспонат по своей инициативе, желанию?
52
9
-
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Исходя из опросника можно сделать вывод:
1. Как часто вы посещаете музейные мероприятии ?- «Часто»- 79 %, «Редко»- 21 %, «Не посещаю»- 0 %.
2. Вам нравится ли быть в качестве экскурсовода?- «Да, очень нравиться»- 56 %, «Да, нравиться»- 43 %, «Нет, не нравиться»- 2 %.
3. Интересуетесь ли вы музейными экспонатами, материалами ?- «Да, очень интересно»- 85 %, «Да, интересно»- 15 %, «Нет, не очень»- 0 %.
4. Получаете ли вы полезную информация для себя посещая музеи ?-«Да, много полезных информаций»- 85 %, «Да, но не много»- 15 %, «Нет не получаю»- 0 %.
5. Хотите ли вы обоготить музейный экспонат по своей инициативе, желанию?-«Да, без сомнения»- 85 %, «Да, хочется»- 15 %, «Затрудняюсь ответит»-0 %.
Главная отличительнавя черта обучения детей в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить свои интересы. Учителем могут быть использованы разнообразные формы краеведческой работы: уроки Мужества, конкурсы рисунков, фестивали военной, народной песни, викторины, праздник народных игр, встречи с ветеранами тыла, изготовление сувениров и подарков участникам тыла, праздники, посвященные памятным датам и другие.
После проведения эксперимента выявлено:
- повышается интерес обучающихся участвовать в экскурсиях по местам исторических событий, знакомится с архитектурными памятниками и музейными экспонатами, бережное отношение к историческим ценностям, к историческому наследию своего народа, его традициям и обычаям;
- повышается качество и уровень знания, так как музейные уроки позволяют расширить кругозор учащихся, участие школьной команды в районной олимпиаде «История родного края». Участие в районном конкурсе творческих работ «Мой дом – Россия», сочинения учащихся о родном крае. Защита исследовательской работы на районной научно – практической конференции «Первые шаги в науку» и т. д.. ;
- повышается роль семьи в образовании, воспитании и самое главное в развитии ребенка. Именно семья выступает в роли воспитательного института, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются нравственные ценности человека, формируются нормы поведения, положительное отношение к таким человеческим качествам как любовь, взаимопонимание, ответственность, порядочность. Также чтобы повысить эффективность работы с учащимися в изучении краеведения, учителю необходимо продумать формы работы с семьей. Детям было предложено вместе с родителями составить «генеалогическое древо семьи», написали творческую работу «Семейные обычаи и традиции», «Трудовые династии в моей семье», «Не место красит человека, а человек место», организовали совместные туристические походы;
- возрастает интерес учащихся к своей малой родине в результате глубокого изучения истории родного края. Это проявляется в активном участии школьников в различных конкурсах, акциях, посвященных истории родного края: «Моя семья – самая счастливая», «Мой дом - Россия», «Не исчезай мое село», «Моя улица». Дети пишут сочинения о своей семье, о людях села и района, посылают заметки в районную газету «Олох суола», «Юность Севера» об участниках войны, тружениках тыла, стихи на конкурс, участвуют в подготовке районных праздников и фестивалей. Все это способствует формированию духовного мира школьников, их гражданской позиции, воспитанию патриотизма;
- краеведческая работа предполагает участие школьников в различных видах деятельности: они читают рекомендуемую учителем краеведческую литературу, результаты такой деятельности оформляются в виде фотовыставок, стенгазет, сочинений;
- повышается количество учащихся пользующих музейными материалами в учебной исследовательской деятельности, и это привело к результативности в научно- практических конференциях «Чиряевские чтения», «Окоемовские чтения» «Саха саарыннара»
- поисковая деятельность учащихся: (сбор, обработка, сохранение архивных материалов, встречи с ветеранами, бывшими работниками школы);
- увеличивается количество посещающих музеи, что несомненно повышает рейтинг музея;
- увеличивается количество учащихся которые хотят обогатить музейный материал, экспонат.
Изучение прошлого и настоящего своего края - одно из наиболее интересных, доступных и значимых для учащихся школы направлений внеклассной работы. Внеклассная краеведческая работа приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности.
Исходя из результатов исследования эффективности музейной педагогики в реализации программы элективного курса можно отметить, что создаются большие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся в процессе выполнения ими разнообразных видов заданий репродуктивного и творческого характера (тематические рисунки, устные сообщения, письменные отзывы об экскурсиях). На уроках проведенных в музеях проще усваивается содержание учебного материала.
Работа в музее должна вестись комплексно, сочетая систематическое включение краеведческого материала в уроки ознакомления с окружающим миром и внеклассную работу. Только систематическое использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе поможет сформировать у учащихся целостную систему представлений о родном крае. Формируя комплекс краеведческих знаний у школьников, мы формируем историческое сознание, воспитываем любовь к родной земле, ответственность за её судьбу.
Таким образом, преподавание элективного курса «История родного края» показала, что включать музейную педагогику во внеклассную работу необходимо, потому что для учащихся такой материал является деятельностным, более привлекательным, наглядным и доступным. Учащиеся активно осваивают пространства родного края, учатся ориентироваться в нем, представлять проблемы его жителей, использовать историко-культурный потенциал края. Кроме того, способствует стимуляции положительных мотивов в учебной и воспитательной деятельности.
Заключение
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.
Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории лежит через музейную педагогику. Проблема преподавания музейной педагогики довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Обучение предмета История только по учебнику недостаточно раскрывает закономерности исторического развития, при всей своей объективности история прошедших эпох, государств и все-таки игнорирует возможность присутствия учащихся, событийного отношения к истории. Подобная точка зрения позволяет нам актуализировать возможности элективных курсов как одного из средств, позволяющих практически реализировать вариативность образования. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы. Поскольку внеклассная краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности
Проблема в том, что в современном обществе эпохи информационно-коммуникационных технологий, широко пропагандирующих реальные и виртуальные образы, наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Духовное обогащение, нравственные поступки, сопереживание, уважение к другим отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Поэтому была предпринята попытка использования возможностей элективных курсов как практической реализации вариативности образования, нами разработана программа элективного курса «История родного края» по историческому краеведению, создана система интегрированных уроков по элективному курсу.
Опытно – экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление краеведческого воспитания подрастающего поколения и формирования всесторонне - гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:
- Поисково-собирательское.
- Экспозиционное (оформительское).
- Экскурсионное.
- Культурно-массовые мероприятия, дела.
-интегрированные уроки.
-встречи.
В рамках музейной педагогики используются следующие современные образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии;
2. Проектные технологии;
3. Игровые технологии.
Мы считаем, что такие формы работы как описание экспоната, сбор фотографий, статей, воспоминаний, посещение музеев, памятных мест, написание доклада, сообщений, презентационные работы, дают возможность знать историю родного края. Такая форма работы позволяет расширять кругозор учащихся, составить более целостную картину того или иного времени и способствует формированию чувства гордости за свою страну, развитию воображения, а также учит пользоваться полученными знаниями в естественной жизненной ситуации.
Можно сделать вывод, что музейная педагогика органично вошла в практику современной школы, музейно-образовательный комплекс стал инновационной структурой внутренней среды школы, экспериментальной площадкой для развития методик и технологий музейной педагогики в школе. Деятельность музейных педагогов в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-краеведческого наследия.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. Таким образом, деятельность музейной педагогики включает в себя различные виды образовательной, познавательной направленности: краеведение, исследовательская, поисковая работа, что позволяет учащимся приобрести социальный опыт, развивает активную жизненную позицию, формирует личность юного гражданина, патриота, горячо любящего свою родину.
Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у школьников краеведческих знаний дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в школе. Я считаю, что разработанная система занятий и разработки уроков может быть полезна для внеклассной работы и проведения классных часов для учителей школы.
Использованная литература
1. Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель. –М: 1997.
Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.№4.-43-48 с.
Альбом: Музей народной педагогики.- Якутск, 1996.
Борисов П.П. Из истоков народной педагогики. Якутск, 1992. 14-16с.
Вагин А. А. Методика обучения истории в школе.- М., 1972. - 298 – 301с
Винокуров П.В. музей в полном и единственно возможном смысле //история 1 сентября. 2006. №10 -2-3 с.
Винокуров П.В. Музеи Якутии. –Якутск, 1991.
Верба А. И., Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы. «Воспитание школьников». 1986. - № 2. - с.5556.
Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика.- Чебоксары, 1958.
Воронина Г.А. «Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ. Практическое руководство для учителя» м., Айрис-пресс, 2006г.
Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – № 12. – 2007. – С23-25/
Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Т. –Деятельность музеев.-М., 1995.
Гамбург Е.Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса.-24-32 с.
Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
Диалог: музей и общество: Материалы IIмеждународной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО «Диалог: музей и общество», посвященной 75-летию Национального художественного музея РС(Я), Ред. Г.Г. Неустроева». – Якутск, 2003.-236с.
Егорова В.И. Духовная жизнь России в XIX веке: Программа элективного курса//Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№7.-С.53-57.
Макарова А.А. Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной работе //Народное образование. -2009.-№2(70)-с.101-104.
Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии.-М.: Издательство «Спутник +», 2009.-164с
Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова// Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
Саплина Е.В., Безносов А.Э., Мельникова О.Н., Орлова О.Н. Элективные курсы «Традиции, культура, быт народов нашей страны»//Преподавание истории и обществознания в школе. -2007.-№2-С.46-49.
Синько Т.И. Элективные курсы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] sib.ru//(электронный ресурс).
Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности»-М., 1995г. С 127.
Студеникин М.Т. Историческое краеведение в школах России (18-20 в.в) //Преподавание истории и обществознания в школе.-2008.№10-с.53-59
Стражев А.Н. Методика преподавания истории. М.: Просвещение, 1964.
Степанова Р.В. Школьные музеи Республики Саха (Якутия). Министерство образования РС(Я), Якутск: Офсет, 2006г.
Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.
Калачева К.В. Школьный музей – лаборатория//Народное образование. -2010.-№4(76)-с71-76.
Каспржак А.Г. Проблемы выбора: элективные курсы в школе.М., 2005г.
Кочмар Н.Н. Методические указания. Музейная практика. Якутск, 2004г.
Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов.- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] college/ru- [Электронный ресур]
Т.Т.Курчатова. Программа и методические указания по учебной музейно-краеведческой практике. ЯГУ, 2004г.
Т.Т.Курчатова. Краеведение, музееведение. Методические указания по специальности «Культурология» для студентов-заочников, Якутск, 2006 г.
Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий. – Преподавание истории в школе. 1973.- № 4.- с.21.
Портнягин И.С. Этнопедагог Чиряев К.С.: педагогические мысли, идеи, взгляды.Я , 2002
Чиряев К.С. Мастера педагогического труда. Я., 1967г.
Чиряев К.С. О воспитании детей. Я., 1969г.
Чиряев К.С. Воспитание детей в семье. Я., 1973г.
Чиряев К.С. Некоторые вопросы воспитания. Я., 1977г.
Чиряев К.С. Счастье семьи- в детях. Я., 1981г.
Чиряев К.С. Поговорим открыто.- Я., 1984г.
Чиряев К.С. Счастье наше- молодёжь.- Я., 1990г.
Чиряев К.С. Семья- колыбель нации.- Я, 1993г.
Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Тропою народной педагогики.- Я., 1995г.
Чиряев К.С. Педагогика жизни.- Я ., 1998г.
Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003г.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Root Entry4 кв-1 вопрос-2 вопрос-3 вопрос-4 вопрос-5 вопрос-