Статья Реализация системно-деятельностного подхода через программу Гармония
МБОУ «Лицей № 22
«Надежда Сибири»
Г. Новосибирск
подготовила
Вострокнутова Елена Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Реализация системно-деятельностного подхода
через УМК «Гармония»
2014
Еще Сухомлинский писал: “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного гражданина, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить ее».
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.
Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
Программа «Гармония» обеспечивает решение триединой задачи начальной школы: обучение, воспитание, развитие. Реализует главное назначение - целенаправленное формирование гармонично развивающейся личности школьника через:
-раскрытие творческих способностей;
-привитие ответственного отношения к труду;
-овладение знаниями по каждой образовательной области.
При организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе учителю необходимо учитывать важные возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста, на которые указывают педагогика и психология. В чем секрет успешного обучения?
Секрет успеха в школе, по словам В.А. Сухомлинского, состоит в том, что отброшена “принудительная педагогика”. Главное – вселить в ребенка уверенность в свои силы, увидеть в нем творческую личность, способную творить прекрасное, способную понять прекрасное.Радость умственного труда – едва ли не самая большая радость для человека. В освоении азов наук, в своей творческой деятельности на уроках ребенок может и должен познать эту радость. Решилась задача - ура! Получился осенний букет – ура! Познание должно нести радость! Развивая пытливость ума, жажду творчества, любознательность, страсть к чтению, эта программа помогает ребенку радостно и успешно учиться. Совсем не обязательно делать каждый урок занимательным, развлекать детей, и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса не только в занимательности, а еще и в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного. Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье!
Таким образом, условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебников” УМК “Гармония”.
Моя задача, рассказать вам каким образом данное УМК, и я в частности, работаем над воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и каким образом учитываются индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся.
УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов.
Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем. Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
К каждому учебнику комплекта «Гармония» имеются рабочие тетради. Они вносят разнообразие в работу над учебным материалом и снимают усталость детей от письма. Содержание учебников помогает развиваться ребёнку интеллектуально и эмоционально, развивать познавательные интересы, уметь общаться с взрослыми и своими сверстниками, более полно выражать свои мысли.
Одной из важных задач современной начальной школы является организация общении учителя и учащихся в процессе совместной деятельности. Это общение формирует у ребенка чувство защищенности либо его отсутствие, у маленького человека появляется уверенность в своих силах либо возникает страх и неуверенность в себе.
Отсутствие авторитарного мнения учителя, использования методов диалога и дискуссии, возможность детей начинать свой ответ со слов: « Я думаю…, я считаю…, я не согласен…» позволяет учителю вести каждого ребенка, независимо от уровня его умственного развития к успеху в учении, и в то же время дает право на ошибку, помогая в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.
«Литература – храм, а чтение – дорога к нему». Эти слова легли в основу разработки курса « Литературное чтение». Это не чтение и литература. Это сплав решения двух важнейших целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению, к книге.
Курс « Литературное чтение» направлен на решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения. Характерной чертой курса является «переплетенность» обучения чтению и работы с текстом произведения и детской книгой, т. е. нет деления на чтение «классное» и «внеклассное».
Учебным материалом литературного чтения являются произведения родной и переводной литературы. Приоритет в данном курсе отдается отечественной литературе, но в круг чтения каждого класса входят произведения зарубежных писателей. Такой подход к отбору произведений позволяет постепенно формировать у младших школьников представление о единстве и многообразии мировой и отечественной литературы.
В комплект входят учебник, методическое пособие для учителя и тетрадь на печатной основе. Дети очень любят работать в печатных тетрадях. Задания в них разнообразны, увлекательны. В процессе выполнения этих заданий у детей совершенствуются читательские умения, навыки работы с литературным произведением, проявляются творческие способности.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования.
Учет особенностей возраста детей ведётся и на уроках математики: в учебник включены диалоги между Мишей и Машей, с помощью которых ученикам предлагаются дляобсуждения различные точки зрения, комментируются способы действий,анализируются ошибки. Диалоги привлекают учеников к обсуждению, делают их активными участниками учебного процесса, учат сотрудничать.
Группировка учебного материала по трем стержневым линиям изучения окружающего мира такова: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию.Система заданий составлена с учётом разных уровней усвоения знаний, что даёт возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.
Основными в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:
продолжение разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие мышления и многое другое.
Учебный предмет Технология нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации.
Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, её народ и историю осуществляется в процессе приобщения детей к отечественной музыкальной культуре – выдающемуся явлению в мировом музыкальном искусстве.
Уважительное отношение к истории и культуре разных народов формируется в ходе знакомства с их национальными музыкальными традициями, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.
Курс изобразительного искусства направлен на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Например, урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» провела в форме пресс – конференции.
- У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
В деятельности учителя должно обратить на себя внимание следующее положение стандарта.
«Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Напомню, что в «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.) определяется приоритетность интересов детей перед интересами общества, осуждаются любые формы дискриминации в области воспитания и образования. Специальными статьями "Конвенции" юридически установлено право ребенка "на сохранение своей индивидуальности", на получение определенного уровня воспитания и обучения в соответствии со своими особенностями и возможностями.
Вот здесь то, как раз и приходят на помощь разноуровневые задания, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. находящуюся в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.
Наличие разноуровневых заданий решает еще одну «незаметную» проблему начальной школы. Так установилось, что работа учителя многие годы ориентировалась на подравнивание всех под средние показатели. Ориентация процесса образования на средние результаты высвечивает весьма важную проблему средних учеников. Именно эта категория школьников (кстати, самая многочисленная) фактически выпадает из зоны внимания учителя. Каждый из нас наверняка замечал, сколько вокруг нас «средних» – тех, кто выполняет свои обязанности на троечку, не проявляет инициативы, предпочитает больше подчиняться, чем руководить. Такие люди не выдвигают оригинальных идей, их работы отличаются отсутствием творчества.
Психологи утверждают, что способности можно развить, если создать условия, учитывающие возможности ребенка, его пристрастия и интересы. Поэтому малоспособные школьники – это дети, чьи способности еще «спят», не востребованы, не раскрыты. Вот здесь и приходит на выручку педагогу специально продуманная система постепенно усложняющихся заданий, которые дают шанс середняку продвигаться вперед.
Особенность методики дифференцированной работы состоит в том, что она, прежде всего, устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых и мешает усвоить учебный материал (например, недостаточный уровень внимания, логического мышления, пространственного восприятия, фонетического слуха и др.)
Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта необходима ещё и активная содержательная работа психологической и логопедической служб образовательного учреждения.
Введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания.
"Всякое дело, которое вы делаете, есть одна восьмая часть искомого, а сохранить свое внутреннее устройство, если и случится не исполнить дела, есть семь восьмых". Эти слова Дорофеймся, древнего христианского подвижника, вполне могут служить эпиграфом к работе школьного психолога, ведь главная цель его пребывания в школе - это личностно-ориентированное обучение, это предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и создание условий, максимально благоприятных для этого развития.Содержание работы психолога в школе предполагает совместную работу с другими взрослыми, окружающими детей, по развитию потенциала каждого ребенка и создание тем самым особого психологически комфортного пространства в школе. Но для этого и запрос школы, общества должен быть несколько иным.Должен быть какой-то поворот в системе ценностей учителя и всей системы образования. До сих пор успешность учителя определялась учебными достижениями его учеников. Если ученики получают хорошие отметки, я - хороший учитель. А вот если бы было так: я - хороший учитель, если дети бегут бегом на мои уроки, если они улыбаются и позволяют спорить со мной, задавать вопросы, если никто не предпочитает заболеть, чтобы пропустить контрольную работу, вот тогда - я хороший учитель. Вот тогда можно говорить о том эмоциональном комфортном пространстве, в котором только и возможно развитие потенциала. В противном случае масса физиологических ресурсов уйдет на выстраивание психологических защит и ничего не останется на этот самый потенциал. Т.О. не оценки должны быть главным критерием успешности пребывания ребенка в школе.И наша задача всё это переосмыслить и принять.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного, физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для образовательной системы «Гармония» характерна, прежде всего, гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального, социального.Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе.
Образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста.
Здоровье является основным фактором успешного личностного развития, что определяет актуальность разработки системы здоровьесберегающих технологий, позволяющих организовать процесс деятельности образовательного учреждения, в том числе его неотъемлемой части – организации здорового питания – с учетом сохранения и укрепления здоровья детей. С позиций системного подхода здоровье понимается, с одной стороны, как значимый структурный элемент личности, с другой стороны, как многомерное динамическое состояние, взаимосвязанная совокупность трёх составляющих – физического, психического и социального здоровья.
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса: дети пришли из разных детских садиков. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения приходиться проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Развитие личности, учёт возрастных и индивидуальных, физиологических возможностей происходит и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практикиВ заключении мне бы хотелось сказать следующее: всё это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.
Список литературы.
1.Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2004 г.
2.«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
Интернет-ресурсы:
www.festival.1septembr.ru
www.shkola.edu.ru