Комплект оценочных средств по дисциплине Литература для специальностей СПО.
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
Комплект контрольно-оценочных средств
по оценке освоения образовательных результатов
учебной дисциплины Литература
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Самара
2014
Комплект контрольно-оценочных средств разработан:
- на основе примерной программы учебной дисциплины Литература для специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «16» апреля 2008 г.;
- на основе рабочей программы учебной дисциплины Литература, разработанной преподавателем Котовой Т.А.
Разработчик
ГБОУ СПО СТПТ преподаватель Котова Т.А.
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей гуманитарных дисциплин
Протокол №_______ от «_____» _________ 20 г.
Председатель ПЦК _________ /_Котова Т.А./
Экспертизу выполнил(а) _______ Сомова В.Я., методист ГБОУ СПО СТПТ
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 5
3. Содержание контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля 7
3.1 Тестовое задание для проведения дифференцированного зачета 28
3.2 Инструкция для обучающегося при выполнении тестового задания 41
3.3 Эталон ответа 43
3.4 Бланк выполнения задания 46
4. Инструкция для эксперта 47
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий комплект оценочных средств предназначен для оценки образовательных результатов по дисциплине Литература в рамках специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Контрольно-оценочное средство разработано на основе требований:
ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «25» февраля 2010 года № 144.
Методических рекомендаций по разработке рабочей программы учебной дисциплины цикла ОБД основной профессиональной образовательной программы.
Методических рекомендаций по формированию фондов оценочных средств ОПОП для обучающихся по специальностям СПО.
Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле знаний студентов ГБОУ СПО СТПТ.
График проведения оценочной процедуры составлен в соответствии с графиком учебного процесса.
Формой проведения оценочной процедуры для оценки образовательных результатов учебной дисциплины является дифференцированный зачет.
2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля образовательных результатов освоения учебной дисциплины Литература основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (уровень подготовки базовый).
2.2 Требования ФГОС по освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины Литература обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (уровень подготовки базовый) следующими умениями и знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
2.2.1 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы ( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявить «сквозные « темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные жанры.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Формой текущего контроля знаний по учебной дисциплине является:
фронтальный опрос
контрольная работа
самостоятельная работа
лабораторная работа
исследовательская работа
практическое занятие
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2. 3 В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата
Критерии Тип задания;
№ задания
З 1.Знание содержания изученных литературных произведений и основных фактов жизни и творчества русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.
ОК 1-ОК-5; ОК 8-ОК 9 Осознанное чтение избранных глав художественных произведений русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.
Изложение фактов биографии писателей и поэтов XIX – ХХ вв.
Передача художественного содержания литературного текста.
Написание сочинений различных жанров, рецензий на прочитанные произведения. Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме, их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков XIX – ХХ вв.изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
Стилевые особенности, характерные для творчества русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.выявлены, определены и сопоставлены в соответствии с основными закономерностями историко – литературного процесса и черт литературных направлений.
В ходе написания сочинений различных жанров, рецензий проведён анализ литературных произведений, сделаны выводы по прочитанным произведениям XIX – ХХ вв. (ТЗ) № 1
(ТЗ) № 2
(ТЗ) № 3
(ТЗ) № 4
(ТЗ) № 5
(ТЗ) № 6
(ТЗ) № 7
(ТЗ) № 8
(ТЗ) № 9
(ТЗ) № 10
(ТЗ) № 11
(ТЗ) № 12
(ТЗ) № 13
(ТЗ) № 14
(ТЗ) № 15
З 2.Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.
ОК 1-ОК 5; ОК 8-ОК-9 Анализ изобразительно – выразительных средств.
Определение рода и жанра произведения.
Соотношение произведения с литературным направлением эпохи. Структура литературного произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой.
Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова. (ТЗ) № 1
(ТЗ) № 2
(ТЗ) № 4
(ТЗ) № 5
(ТЗ) № 6
(ТЗ) № 10
(ТЗ) № 11
(ТЗ) № 12
(ТЗ) № 14
У 1.Умение анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по истории и теории литературы.
ОК 1-ОК 5; ОК 8-ОК 9 Идейно – тематический, проблемный анализ.
Сопоставление литературных произведений.
Выявление авторской позиции.
Выразительное чтение.
Умение участвовать в диалоге и дискуссии.
Написание сочинений различных жанров, рецензий на прочитанные произведения. Художественные произведения проанализированы и интерпретированы с использованием сведений по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции).
Авторская позиция выявлена, отношение к прочитанному произведению аргументированно сформулировано. Стихотворение выразительно прочитано. (ПЗ) №1
(ПЗ) №2
(ПЗ) №3
(ПЗ) №4
(ПЗ) №5
(ПЗ) №6
(ПЗ) №7
(ПЗ) №8
(ПЗ) №9
(ПЗ) №10
(ПЗ) №11
(ПЗ) №12
(ПЗ) №13
(ПЗ) №14
(ПЗ) №15
У 2.Умение создания связного текста
(устного или письменного) на заданную тему на основе изученных произведений с учётом норм русского литературного языка.
Определение своего круга чтения и оценки литературных произведений, самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры.
ОК 1-ОК 5; ОК 8-ОК 9
Создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему с учётом норм русского литературного языка.
Написание сочинений различных жанров, рецензий на прочитанные произведения. Связный текст на заданную тему создан в письменной и устной форме.
В ходе написания сочинений различных жанров, рецензий проведён анализ литературных произведений, сделаны выводы по прочитанным произведениям XIX – ХХ вв.
Оценка самостоятельно прочитанным художественным произведениям дана в соответствии с идейно – тематическим содержанием. (ПЗ) № 2
(ПЗ) № 3
(ПЗ) №4
(ПЗ) № 5
2.4 Комплект контрольно-оценочных материалов
2.4.1. Теоретические задания
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 1
Текст задания
Ответьте на вопросы:
Какова проблематика поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”, в чем заключается ее идейный смысл?
К какому литературному роду относится произведение?
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 2
Текст задания
Ответьте на вопросы:
Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургской повести «Портрет»?
Каким рисует Петербург Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях»?
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 3
Текст задания
Ответьте на вопросы:
Как раскрывается характер Дикого во взаимоотношениях с окружающими (племянником, домашними, подчиненными, Кулигиным, купцами, Кабановой)? Какой вывод на основании этих фактов можно сделать? (пьеса А. Н. Островского «Гроза»).
Считает ли Тихон сам себя виноватым в происшедшей драме или винит только других? О какой части сюжета идёт речь? Используя знание содержания пьесы А. Н. Островского «Гроза», проанализируйте данный эпизод.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 4
Текст задания
Ответьте на вопросы:
В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")
Какова роль главы “Сон Обломова” в романе И.А. Гончарова?
С помощью какого приема организован роман И. А. Гончарова “Обломов”? Какова цель его использования?
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 5
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Первая любовь»
в) «Муму»
г) «Обыкновенная история»
Произведение «Отцы и дети»
а) рассказ
б) поэма
в) роман
г) повесть
Как звали возлюбленную Евгения Базарова?
а) Татьяна Ларина
б) Анна Одинцова
в) Наташа Ростова
г) Ольга Ильинская
Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности?
а) любовь к Одинцовой
б) спор с Павлом Петровичем Кирсановымв) разрыв с Аркадием Кирсановымг)посещение родителей
Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И.С.Тургеневым в романе «Отцы и дети» картины мира»
романтизм,
реализм,
сентиментализм
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 6
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Что называется лирикой:
а) Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренний мир лирического героя.
б) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемых событий.
в) Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.
Кто из лириков XIX века является автором этого стихотворения?
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней…
а) Ф.И. Тютчев
б) М.Ю. Лермонтов
в) А.А. Фет
г) А.В. Кольцов
Произведение «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея
г) повесть-эпопея
Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?
а) былины
б) песни
в)бывальщины
г) сказа
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 7
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Кто из писателей второй половины 19 века поднимает в произведении проблему преступления и наказания?
а) Л. Н. Толстой
б) Ф. М. Достоевский
в) А. П. Чехов
г) И. С. Тургенев.
Детство и юность какого поэта второй половины 19 века связаны с Волгой?
а) Н. А. Некрасов
б) Ф. И. Тютчев
в) А. А. Фет
г) А. К. Толстой.
Какое произведение И. С. Тургенев написал под влиянием образа отца?
а) «Первая любовь»
б) «Накануне»
в) «Отцы и дети»
г) «Хорь и Калиныч».
Почему главный герой романа « Преступление и наказание» совершает преступление?
а) самопроверка теории
б) социально - революционные мотивы
в) голод
г) желание помочь матери и сестре.
Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?
а) победу над « тёмным царством»
б)поражение
в) грех'
г) одухотворённую любовь к « божьему миру».
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 8
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Зачем Достоевский Ф.М. вводит в роман «Преступление и наказание» двойное убийство?
а) показать крах теории Раскольникова
б) показать, что одно убийство влечёт за собой другое
в) показать, что всегда гибнет невинный
г) показать аморальность облика Раскольникова
Редактором какого журнала стал Н. А. Некрасов в 1847 году?
а) «Современник»
б) «Русский вестник»
в) «Осколки»
г) «Отечественные записки»
Кто из писателей второй пол. 19 в. отбывал наказание в Омском каторжном остроге?
а) Ф. М. Достоевский
б) М. Е. Салтыков – Щедрин
в) Л. Н. Толстой
г) И. С. Тургенев
Кто автор этих строк?
Я лиру посвятил народу своему
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен…
а) А. С. Пушкин
б) Ф. И. Тютчев
в) Н. А. Некрасов
г) А. К. Толстой
5. Кто из героев романа «Отцы и дети» «жизнь положил на карту женской любви»?
а) П. П. Кирсанов
б) Е. В. Базаров
в) А. Ситников
г) А. Кирсанов
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 9
Текст задания
Выберите правильный ответ:
1. Как поступил Раскольников – герой романа «Преступление и наказание» с украденным?
а) отдал матери
б) потерял
в) выбросил в Неву
г) спрятал в одном из петербургских дворов
2. Почему при последнем свидании Борис не предложил Катерине последовать за
ним? В чём причина? (пьеса «Гроза»)
а) страх
б) душевная чёрствость героя
в) тяжёлая болезнь
г) любовь к другой женщине
3. Какие из перечисленных пословиц являются названиями произведений А. Н. Островского?
а) «Свои люди – сочтёмся»
б) «Век живи - век учись»
в) «Бедность не порок»
г) « Любишь кататься – люби и саночки возить»
Кто из героев романа «Война и мир» и о каком сражении сказал: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»?
а) Багратион о Шенграбенеб) Александр I об Аустерлице
в) Кутузов о Москве
г) Наполеон о Бородино
Что послужило основанием для ареста Ф. М. Достоевского?
а) участие в революционной забастовке
б) чтение запрещённого письма Белинского к Гоголю
в) участие в литературном кружке М Петрашевского
г) написание литературного произведения, запрещённого цензурой
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 10
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Кто из героинь романа «Война и мир» впервые предстает перед нами такой:
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках»?
Марья Болконская;
Соня;
Наташа Ростова;
Элен Курагина
Как назывался город Глупов при Угрюм-Бурчееве («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина)?
а) Градов
б) Окуровв) Непреклонскг) Калинов
Как И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называет события, за которыми, смеясь, наблюдает на скале Дьявол?
а) человеческая трагедия
б) человеческая драма
в) человеческая комедия
К какому фольклорному жанру принадлежат рассказы о Данко и Ларре в повести М.Горького «Старуха Изергиль»?
а) сказка
б) притча
в) легенда
г) былина
.«Маленькая драма» в пьесе М. Горького «На дне» становится большой трагедией. В чем ее суть?
а) в том, что ночлежники оказались на «дне» жизни;
б) в трагическом финале пьесы (смерть Актера, Анны);
в) в развенчании мифа о возможности социального равенства;
г) в отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 11
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Жанр произведения «Котлован»:
роман
повесть
рассказ
Основа сюжета произведения «Котлован»:
исключение Вощева с работы
строительство общепролетарского дома
жизнь строителей
Определите жанр «Тихого Дона»
повесть;
роман;
роман-эпопея;
исторический роман
4.С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены
показать героизм народа;
показать, что делает с человеком война;
показать бессмысленность войны;
поднять дух народа.
5.Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?
как к бессмысленной, жестокой войне;
как справедливой войне, ведущейся ради свободы и равенства сословий;
как к противному человеческому разуму явлению;
как к трагическим, но неизбежным событиям
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 12
Текст задания
Ответьте на вопросы:
В чем уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет?
Как изображен человек на войне? (По произведениям современных писателей)
Каков жанр произведения «Судьба человека»?
Каков смысл названия «Судьба человека»?
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 13
Текст задания
Выберите правильный ответ:
1. Кто является автором цикла стихотворений «Лебединый стан»?
а) Ахматова; б) Мандельштам; в) Цветаева.
2. Стихотворение «Тихая моя родина» написал…
а) Пастернак; б) Есенин; в) Рубцов.
3.Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику?
а) Иванов; б) Сеченов; в) Преображенский; г) Борменталь.
4. Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил
а) солдат Шухов; б) сам Солженицын; в) это собирательный образ.
Строки какого отрывка принадлежат Константину Симонову
а) Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
б) Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сражения,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 14
Текст задания
Выберите правильный ответ:
1.К школе имажинизма принадлежал
А) Есенин; б) Пастернак; в) Ахматова.
2. Строки какого отрывка принадлежат С. Есенину?
а) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
б) Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.
3.Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой Отечественной войны:
а) «В окопах Сталинграда»;
б) «Сашка»;
в) «Василий Теркин»?
4.Какое из произведений является по жанру романом-антиутопией:
а) «Архипелаг ГУЛАГ»; б) «Мы»; в) «Русский лес»?
5.Какое из перечисленных произведений было опубликовано в период «оттепели»?
а) «Василий Теркин» А. Твардовского;
б) «Не хлебом единым» В. Дудинцева;
в) «В списках не значился» Б. Васильева.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 15
Текст задания
Выберите правильный ответ:
Михаил Кошевой и Дуняшка – герои романа…
а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Доктор Живаго».
Назовите автора строк
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
а) Маяковский; б) Есенин; в) Пастернак.
В образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное?
а) Берлиоз; б) Мастер; в) Понтий Пилат.
Роман «Мастер и Маргарита» заканчивается
а) помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя;
б) эпилогом;
в) исповедью Воланда.
Героя-чудака ввел в русскую литературу…
а) Распутин; б) Шукшин; в) Астафьев.
2.2. Практические задания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 1
Текст задания:
Выполните задания и ответьте на вопросы:
Выпишите (в именительном падеже) из первой строфы стихотворения А. А. Фета эпитеты:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Назовите фамилию знаменитого русского поэта 19 в., в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять".
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 2
Текст задания:
Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и выявляя позицию автора произведения. По форме и содержанию работа представляет сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем.
Что означает смерть Катерины - героини пьесы « Гроза» А. Н. Островского - её победу над «тёмным царством» или поражение?
Конфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева « Отцы и дети».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 3
Текст задания:
Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и выявляя позицию автора произведения. По форме и содержанию работа представляет сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем.
Социальные и нравственные причины преступления Р. Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»).
Писатель второй половины 19 века, чьё творчество близко и понятно мне,…
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4
Текст задания:
Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и выявляя позицию автора произведения. По форме и содержанию работа представляет сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем.
«Высший суд – суд совести» (В. Гюго). По роману Ф. М. Достоевского
« Преступление и наказание».
2. «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 5
Текст задания:
Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и выявляя позицию автора произведения. По форме и содержанию работа представляет сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем.
Любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Жизнь и смерть в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 6
Текст задания:
Прочитайте выразительно стихотворение и ответьте на вопросы:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за хороводом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
1914 Сергей Есенин
Какие образы ввел поэт в стихотворение?
Как воспринимается поэтом природа?
Какие художественно-выразительные средства используются Есениным?
Каковы тема и идея стихотворения?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 7
Текст задания:
Прочитайте выразительно стихотворение и ответьте на вопросы:
РОССИЯ Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле –
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
1908. Александр Блок
Какие образы ввел поэт в стихотворение?
Что значит для поэта Россия?
Какие художественно-выразительные средства используются Блоком?
Каковы тема и идея стихотворения?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №8
Текст задания:
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Всего хорошего, мессир, — произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться осюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».
— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?
— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. — Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.
— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.
— Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!
Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.
— Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.
Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.— Ну, что же, смелее! — поощрял Воланд. — Будите свою фантазию, пришпоривайте ее! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек — женщина. Ну-с?
Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. «Фрида! Фрида! Фрида! — прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. — Меня зовут Фрида!» — И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:
— Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?
— Потребовать, потребовать, моя донна, — отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, — потребовать одной вещи!
Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты — «одной вещи»!
Маргарита вздохнула еще раз и сказала:
— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.
— Ввиду того, — заговорил Воланд, усмехнувшись, — что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!
— Вы о чем говорите, мессир? — изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.
— Совершенно с вами согласен, мессир, — вмешался в разговор кот, — именно тряпками, — и в раздражении кот стукнул лапой по столу.
— Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1. Начало формы
Жанровая природа романа «Мастер и Маргарита» сложна – ему дают много определений. Найдите и выпишите лишнее в определениях:роман-миф, роман-мистика, философский роман, роман-эпопея, сатирический роман.
2. В эпизоде, помимо Воланда и Маргариты, участвует и вся свита Воланда. Установите соответствие между персонажами (левый столбик) и их характеристиками (правый столбик). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.
А) Бегемот 1) Вампир, служанка
Б) Гелла2) Чёрт и рыцарь
В) Азазелло 3) Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения
4) Оборотень, любимый шут сатаны
3.В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности: истина, вера, свобода.Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности, и запишите его в начальной форме.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №9
Текст задания:
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
БОРОДИНО (отрывок)
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять. Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
М. Лермонтов
(Стихотворение написано в 1837 году и посвящено 25-летию Бородинской битвы.)
Какова идея этого стихотворения?
Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строках «…носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала…»?
Каким пафосом пронизано стихотворение и почему?
Кто из русских поэтов и писателей обращался к теме изображения Бородинской битвы. Чем стихотворение М. Ю.Лермонтова близко другим произведениям?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №10
Текст задания:
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны - назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять. Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: "Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!" Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать куда попало. Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами. Л. Н. Толстой «Война и мир»
1. К какому роду литературы относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир»?
2. К какому жанру можно отнести произведение Л. Н. Толстого, изображающее многогранную картину мира, исторические события и повседневность, судьбы отдельных личностей и страны?
3. Определите тему, которая нашла отражение в данном фрагменте?
4. Назовите сражение, которое так эмоционально описывает Л. Н. Толстой.
5. В описании завершающего этапа знаменитой битвы встречаются оценочные определения («таинственная сила», «страшное дело»). Как называется это средство художественной выразительности?
6.Чья позиция осуждения антигуманной сущности войны выражена во фрагменте?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №11
Текст задания:
Определите художественные средства:
23 О, товарищи верные, лишь тогда на войне
Ваше счастье безмерное вы постигли вполне! А Риторический вопрос
24 Пламень сердца погас Б Параллелизм
25 Мы – что кочка, что камень… В Эпитет
26 Правда, что где-то вдали
Жены без нас постарели,
Дети без нас подросли?.. Г Сравнение
27 Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе. Д Обращение
28 На своих ты посмотришь ребят,
Радость матери нежной проста:
Все в тебя, все красавцы стоят,Как один, как орехи с куста. Е Метафора
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №12
Текст задания:
Прочитайте выразительно стихотворение и ответьте на вопросы после текста.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
А. А. Ахматова
Каков ключевой образ-символ этого стихотворения?
Каково понимание этого образа-символа? Только ли это русский язык?
Какая идея занимает ведущее место в стихотворении А.А. Ахматовой?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №13
Текст задания:
Прочитайте выразительно стихотворение и ответьте на вопросы после текста.
Жди меня
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души…Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло”.
Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Какая поэтическая фигура лежит в основе стихотворения? Чему она служит, что подчёркивает?
Только ли горячая мольба звучит в стихотворении?
К чему приравнивает лирический герой умение ждать?
Можно ли сказать, что и поэзия воевала? Как она это делала?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №14
Текст задания:
Прочитайте выразительно стихотворение и ответьте на вопросы после текста.
МГНОВЕНИЯ
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола,
своя отметина,
Мгновенья раздают - кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье,
где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья
до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
Роберт Рождественский. 1997 г.
В каком кинофильме звучит песня «Мгновения»?
Какова тема стихотворения?
Какова идея стихотворения?
Как Роберт Рождественский связан с г.Омском?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №15
Текст задания:
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу накладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: "Емельянов Ермолай …вич ".
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою надмогилой, думаю. И дума моя о нем - простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или - не было никакого смысла, а была одна работа, работа... Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей... Вовсе не лодырей, нет, но... свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так - не кто умнее, а - кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно - до отчаяния и злости - не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так - грамоты ради и слегка из трусости - величаю ее с заглавной буквы, а не знаю - что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их
Шукшин Василий Макарович «Дядя Ермолай»
Почему рассказ назван так, а не иначе? Что этим хотел сказать автор?
«Вспоминаю из детства один случай» - так начинается рассказ. Не вспомнился, не вспомнил, а вспоминаю. В чем смысл употребления глагола в такой временной форме?
«Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. В каждом должно быть что-то настоящее», - писал В.М. Шукшин. К какому типу рассказов вы отнесете «Дядю Ермолая»? Что «настоящего» в этом произведении?
Какова главная мысль рассказа?
Критерии оценки:
«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.
Критерии оценка тестовых работ:
За правильный ответ ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
«5» - 100 % - 5 баллов
«4» - 80 % - 4 балла
«3» - 60 % - 3 балла
«2»- менее 60 %. – менее 3 баллов
Критерии оценки:
«5»: ответ обнаруживает прочные знания изобразительно – выразительных средств языка, умение находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения и другие тропы. Правильно назван автор произведения
«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание изобразительно – выразительных средств языка, умение находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения и другие тропы; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание изобразительно – выразительных средств языка, умение находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения и другие тропы. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания; неумение находить в тексте изобразительно – изобразительные средства языка.
Основные критерии оценки сочинения
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
2.4 Требования к кадровому обеспечению оценки
Кадровое обеспечение
(перечисляется кадровый состав, реализующий и обеспечивающий процедуру оценки) Характеристика
(указывается статус/должность кадров, реализующих и обеспечивающих процедуру оценки)
Текущий контроль знаний обучающихся
Преподаватель учебной дисциплины Преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла
3.ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
3.1 Тестовое задание
Вариант №1
Блок А№ Задание (вопрос) Эталон
ответа Слож-ностьЦена
Инструкция по выполнению заданий 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
№ задания ответ
1. 1-А, 2- Б, 3-В.
1. Установите соответствие « произведение – автор «
1) «Людмила»
А. Л.Н. Толстой
2)»Анна Каренина»
Б. В. Быков
3)«Собачье сердце»
В. В.А.Жуковский
4) «Сотников»
Г. М.А.Булгаков
4
1
2. Установите соответствие « автор- произведение»
1) И.А. Гончаров
2) А.Н.Островский
3) М.А. Булгаков
4) М.А.Шолохов А. «Роковые яйца»
Б. «Обломов»
В. «Поднятая целина».
Г. «Гроза»
4 1
3. Установите соответствие «произведение-персонаж»
1)М.Горький
«На дне»
2) А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»
3) А.Н.Островский
«Гроза»
4) В.Быков
«Сотников»
А. Рыбак
Б. Актер
В. Дмитрий Ларин
Г. Кулигин
4 1
4. Установите соответствие»персонаж-произведение»
1. Ленский А. «Война и мир»
2. ЗагорецкийБ.»Евгений Онегин»
3. СвидригайловВ. «Горе от ума»
4. Болконский
Г.»Преступление и наказание»
4 1
5. Установите соответствие между произведением и его жанровой принадлежностью.
1. Н.В.Гоголь.
Мертвые души.
2. А.П.Чехов.
Вишневый сад.
3. А.И.Солженицын.
Один день Ивана
Денисовича.
4. Л.Н.Толстой.
Война и мир. А. Рассказ
Б.Поэма
В. Комедия
Г.Роман
6 1
Инструкция по выполнению заданий № 6-21: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов.
6. Взаимоотношения каких героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» составляют сюжетную линию?
А. Онегина и автора.
Б. Онегина и Татьяны.
В. Онегина и Ленского.
Г. Онегина и Ольги. 6 1
7. Какой тип героя изображал И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети»?
А. Нигилист.
Б. Лишний человек.
В. Рефлектирующая личность.
Г. Разумный эгоист. 6 1
8. Кому посвящено стихотворение Ф.Тютчева «Я встретил вас…»
А. Елене Денисьевой.
Б. Амалии Крюденер.
В. Элеоноре Тютчевой.
Г. Анне Керн. 6 1
9. Из какого стихотворения Н.А.Некрасова взяты строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
А. «Элегия».
Б. «Поэт и гражданин».
В. «Муза»
Г. «Блажен незлобивый поэт». 6 1
10. Кто из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» уверяет собеседников, « что чем более
в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований
и тем более устраивается в нем и общее дело»?
А. Свидригайлов.
Б. Лебезятников.
В. Лужин.
Г. Разумихин. 6 1
11. Почему князь Андрей, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир», считал «лучшими минутами своей жизни небо Аустерлица , мертвое укоризненное лицо жены,
Пьера на пароме, Наташу ночью в Отрадном»?
А. Преодолевал эгоизм, приобщался к жизни других людей и пониманию вечного.
Б. Переживал эмоциональное потрясение.
В. Открывал что-то новое для себя.
Г. Испытывал глубокое переживание. 4 1
12. С каким былинным богатырем сравнивает Н.С.Лесков
главного героя «Очарованного странника»?
А. С Ильей Муромцем.
Б. С Алешей Поповичем.
В. С Добрыней Никитичем.
Г. С Микулой Селяниновичем.
4 1
13. Кто из перечисленных персонажей не является действующим лицом пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»?
А. Гаев.
Б. Фирс.
В. Старцев.
Г. Яша.
4 1
14. Какой цвет сопровождает образ Олеси, героини одноименной повести А.И.Куприна?
А. Зеленый.
Б. Желтый.
В. Красный.
Г. Черный.
4 1
15. Кто из героев пьесы М.Горького « На дне» до ночлежки был артистом?
А. Барон.
Б. Сатин.
В. Актер.
Г. Бубнов. 4 1
16. Восстановите в приведенном отрывке из стихотворения С.Есенина пропущенное слово:
« Отговорила роща золотая ….., веселым языком…»
А. Дубовым.
Б. Осиновым.
В. Кленовым.
Г. Березовым. 4 1
17. Какая тема объединяет стихотворения В.Маяковского
«Приказ по армии искусства», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии»?
А. Историческая тема.
Б. Военная тема.
В. Тема Родины.
Г. Тема поэта и поэзии.
5 1
18. Какие произведения М.А.Булгакова утверждают, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света?
А. «Мастер и Маргарита».
Б. «Собачье сердце».
В. «Белая гвардия».
Г. Практически все.
4 1
19. Какое событие из жизни поэтессы А.Ахматовой легло в основу поэмы «Реквием»?
А. Смерть мужа.
Б. Арест сына Льва Гумилева.
В. Известие о муже с фронта.
Г. Смерть сына Ахматовой. 6 1
20. Укажите фамилию поэта, автора поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль»?
А. Твардовский.
Б. Мандельштам.
В. Гумилев.
Г. Пастернак.
6 1
21. Какая тема объединяет стихотворения К.Симонова «Жди меня» , « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»?
А. Историческая тема.
Б. Военная тема.
В. Тема мирного строительства.
Г. Тема сталинских репрессий. 4 1
Блок БИнструкция по выполнению заданий № 22-30: впишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова)
22. Напишите фамилию персонажа произведения Лермонтова, который мечтал
«сделаться героем романа». ………………………………………….. 10 1
23. Определите жанр стихотворения Пушкина «Мадонна». ……………............................................... 4 1
24. Напишите имя персонажа «Грозы» А.Н.Островского, который говорит,что их « семейство врозь расшиблось».
…………………………………;
4 1
25. Напишите название литературного направления, в основе которого лежит стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу.
……………………………………….. 4 1
26. Назовите имение Л.Н.Толстого.
…………………………………………… 4 1
27. Укажите название литературного течения , с которым связано раннее творчество А.Блока. 6 1
28. Укажите художественное средство выразительности , используемое С.Есениным: « Синь то дремлет, то вздыхает…»
………………………………… 4 1
29. Укажите имя персонажа рассказа М.Горького, поведавшего «старую сказку» о горящем сердце.
……………………………………. 4 1
30. Укажите название рассказа А.Солженицына . в котором создана обобщенная картина жизни всей советской деревни.
…………………………………….
4 1
Общая сложность теста: 145
Вариант №2
Блок А№ Задание (вопрос) Эталон
ответа Слож-ностьЦена
Инструкция по выполнению заданий 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
№ задания ответ
1. 1-А, 2- Б, 3-В.
1. Установите соответствие «произведение – автор»
1. «Доктор Живаго» А. М.Горький
2. «Василий Теркин» Б. И.А.Гончаров
3. «Макар Чудра» В. А.Твардовский
4. «Обрыв» Г. Б.Л.Пастернак
6
1
2. Установите соответствие « автор- произведение»
1. М.Е.Салтыков-ЩедринА.»Ионыч»
2. А.А.Блок Б. «Макар Чудра»
3. М.Горький
4. А.П.Чехов В. «Карась-идеалист»
Г. «Незнакомка»
6 1
3. Установите соответствие « произведение- персонаж»
1. М.А.Шолохов.
«Поднятая целина». А. Лебезятников2. Л.Н.Толстой.
«Война и мир» Б. Базаров
3. И.С.Тургенев
«Отцы и дети»
4. Ф.М.Достоевский.
«Преступление и наказание» В. Давыдов
Г. Безухов
6 1
4. Установите соответствие « персонаж- произведение»
1. Долохов А. «Герой нашего времени»
2. Вернер
3. Лужин Б. «Преступление и наказание»
В. «Война и мир»
4. ФенечкаГ. «Отцы и дети»
6 1
5. Установите соответствие между произведением и его
жанровой принадлежностью.
1. А.Н.Островский
«Гроза» А. Роман
2. А.Блок
«Двенадцать» Б. Сказка
3. М.Е.Салтыков-Щедрин
«Медведь на воеводстве»
4. Л.Н.Толстой
«Война и мир». В. Поэма
Г. Драма
6 1
Инструкция по выполнению заданий № 6-21: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов.
6. Кто из критиков утверждал, что роман «Евгений Онегин» «есть самое задушевное произведение Пушкина,
самое любимое дитя его фантазии»?
А. Н.А.Добролюбов.
Б. Д.И.Писарев.
В. В.Г.Белинский.
Г. И.А.Гончаров. 4 1
7. Какая тема является главной в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
А. Жизнь помещиков.
Б. Жизнь России
В. Жизнь губернского города.
Г. Жизнь крепостного крестьянства. 4 1
8. Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» не
принадлежит «темному царству»?
А. Кабаниха.
Б. Борис.
В. Феклуша.
Г. Дикой. 4 1
9. Кому из героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
соответствует портрет:»… девушка лет восемнадцати,
черноволосая и смуглая , с несколько круглым, но при-
ятным лицом, с небольшими темными глазами»?
А. Фенечка.
Б. Кукшина.
В. Катя, сестра Одинцовой.
Г. Княгиня Р. 6 1
10. Кому посвящено стихотворение Ф.Тютчева, которое
заканчивается строчками:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..?А. Ломоносову.
Б. Жуковскому.
В. Пушкину.
Г. Лермонтову. 6 1
11. Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
А. Образ блудницы.
Б. Образ воскресения Лазаря.
В. Образ Голгофы.
Г. Образ креста.
6 1
12. Что, по мнению Л.Н.Толстого, решило исход Бородинского сражения?
А. Продуманный план военных действий.
Б. Талант военачальников.
В. Дух армии.
Г. Численное превосходство войск. 4 1
13. Кто из действующих лиц пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» говорит, что « ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что людей совестно, как свинья»?
А. Гаев.
Б. Симеонов-Пищик.
В. Епиходов.
Г. Лопахин.
6 1
14. Какова судьба Олеси в финале одноименной повести А.И.Куприна ?А. Уезжает в город с Иваном Тимофеевичем.
Б. Погибла в грозу.
В. Осталась с Ярмолой.
Г. Прячется с Мануйлихой. 6 1
15. Кто из героев пьесы М.Горького «На дне» до ночлежки
был скорняком?
А. Лука.
Б. Сатин.
В. Клещ.
Г. Бубнов. 6 1
16. Укажите стихотворение А.Блока по ключевым строчкам:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А. «Россия».
Б. «О.весна без конца и без краю…»
В. «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Г. «Река раскинулась…»
8 1
17. Восстановите в приведенном отрывке из стихотворения
С.Есенина пропущенное слово:
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое …….
А. Теплом.
Б. Добротой.
В. Участьем.
Г. Холодком.
8 1
18. Укажите фамилию поэта, автора цикла « Стихи к Пушкину».
А. А.Блок.
Б. А.Ахматова.
В. М.Цветаева.
Г. Н.Гумилев.
6 1
19. Какие исторические события положены в основу поэмы
А.Твардовского « По праву памяти»?
А. Коллективизация.
Б. Гражданская война.
В.Великая Отечественная война.
Г. Период сталинщины. 4 1
20. Какая тема объединяет произведения Э.Казакевича «Звезда», В.Некрасова « В окопах Сталинграда», Б.Васильева «А зори здесь тихие»?
А. Тема мирного строительства.
Б. Военная тема.
В. Историческая тема.
Г. Тема сталинских репрессий.
6 1
21. Укажите фамилию поэта, который погиб в сталинском лагере.
А. Н.Заболоцкий.
Б. О.Мандельштам.
В. Л.Мартынов.
Г. Я. Смеляков.
4 1
Блок БИнструкция по выполнению заданий № 22-30: впишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова)
22. Напишите фамилию персонажа поэмы Гоголя «Мертвые души», которого называли « историческим человеком»
………………………………………
6 1
23. Определите жанр стихотворения Лермонтова «Три пальмы». ……………………………………….. 2 1
24. Кого в пьесе «Гроза» называют «пронзительным мужиком»?
……………………………………………
4 1
25. Напишите название теории середины 19 в. , представители которой утверждали
независимость художественного творчества от общества.
………………………………………… 4 1
26. Назовите город, уроженцем которого был И.А.Гончаров.
…………………………………………. 4 1
27. Укажите жанр произведения М.Горького
«Старуха Изергиль».
………………………………………….. 2 1
28. Укажите название литературного течения , с которым связано творчество Н.Гумилева.
………………………………………..
4 1
29. Укажите художественное средство выразительности , используемое С.Есениным для создания образа: «…Вяжут кружево над лесом // В желтой пене облака…»
……………………………………….. 4 1
30. Укажите название рассказа А.Солженицына , в котором многие подробности советской истории упоминаются в связи с судьбами солагерниковШухова.
………………………………………… 4 1
Общая сложность теста: 152
Вариант бланка для студентов
Вариант № 1
Блок А№ Задание (вопрос)
Инструкция по выполнению заданий 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
№ задания ответ
1. 1-А, 2- Б, 3-В.
1. 2. 3. 4. 5. Инструкция по выполнению заданий № 6-21: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов
6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
21. Блок БИнструкция по выполнению заданий № 22-30: запишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова)
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28.
29.
30.
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Вариант № ___1____
Блок А№ задания Эталон ответа № задания Эталон ответа
1. 1-В
2-А
3-Г
4-Б 13. В
2. 1-Б
2-Г
3-А
4-В 14. В
3. 1-Б
2-В
3-Г
4-А 15. В
4. 1-Б
2-В
3-Г
4-А
16. Г
5. 1-Б
2-В
3-А
4-Г 17. Г
6. Б 18. Г
7. А 19. Б
8. Б
20. А
9. А 21. Б
10. В 11. А 12. А
Блок Б№ задания Эталон ответа
22. Грушницкий
23. Сонет
24. Тихон
25. Романтизм
26. Ясная Поляна
27. Символизм
28. Олицетворение
29. Изергиль30. «Матренин двор».
Вариант № ___2____
Блок А№ задания Эталон ответа № задания Эталон ответа
1. 1-Г
2-В
3-А
4-Б 13. Г
2. 1-В
2-Г
3-Б
4-А 14. Г
3. 1-В
2-Г
3-Б
4- А 15. Г
4. 1-В
2-А
3-Б
4-Г 16. Б
5. 1-Г
2-В
3-Б
4- А 17. Г
6. В 18. В
7. Б 19. Г
8. Б 20. Б
9. В 21. Б
10. В 11. Б
12. В Блок Б№ задания Эталон ответа
22. Ноздрев
23. Баллада
24. Дикой
25. «Чистое искусство»
26. Симбирск
27. Рассказ
28. Акмеизм
29. Олицетворение
30. « Один день Ивана Денисовича»
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
БЛАНК ОТВЕТА
Специальность _________________________________
Группа ________________________________________
Фамилия, имя __________________________________
Дисциплина ____________________________________
Вариант № _______ Дата _______________________
Блок А№ задания Ответ № задания Ответ
1. 13. 2. 14. 3. 15. 4. 16. 5. 17. 6. 18. 7. 19. 8. 20. 9. 21. 10. 11. 12. Блок Б№ задания Ответ
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Сумма баллов:
оценка:
Преподаватель: _________________________
Ассистент: _____________________________
4. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА
Тестовое задание проводится для установления качества усвоения знаний и умений по дисциплине Литература в рамках требований ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (уровень подготовки базовый).
Согласно учебному плану дифференцированный зачет проводится во 2 семестре. Качество выполненной работы оценивается по пятибалльной системе в зависимости от процентного соотношения выполненных заданий.
Вид тестового задания: комбинированное задание из двух блоков. Время выполнения тестового задания -45 минут.
При выполнении заданий № 1-5 обучающийся должен соотнесите содержание левого столбца с содержанием правого столбца и записать в соответствующие строки бланка ответов букву из правого столбца, обозначающую правильный ответ на вопросы левого столбца. В результате выполнения должна получиться последовательность из пары «цифра-буква». Например: 1-А, 2-Б, 3-В.
При выполнении заданий № 6-21 обучающийся должен выбрать букву, соответствующую правильному варианту ответа и записать ее в бланк ответов.
При выполнении задания № 22-30 обучающийся должен ставить пропущенное в скобках слово и записать ответ в соответствующей строке бланка ответов. Если требуется вставить два и более слов, обучающемуся следует соблюдать их порядок в предложении. Если отсутствует правильный ответ, обучающийся ставит прочерк на поле ответа на месте предполагаемого слова.
Проверка тестового задания проводится в соответствии с представленным эталоном ответа и критериями оценивания.
Максимальное количество баллов за правильно выполненное тестовое задание - 56.
Оценка "отлично" ставится при правильном выполнении 90-100 % задания (50-55 вопросов).
Оценка "хорошо" ставится при правильном выполнении 70-89 % задания (44-50 вопросов).
Оценка "удовлетворительно" ставится при правильном выполнении 50-69 % задания (37-44 вопросов).
Оценка "неудовлетворительно" ставится при правильном выполнении менее 50% задания (менее 37 вопросов).