Статья «Осуществление системно — деятельностного подхода на уроках русского языка»


«Осуществление системно - деятельностного подхода
на уроках русского языка»


На современном этапе развития начального образования существенные изменения происходят в содержании и методах обучения детей. Одним из таких изменений является применение в практической работе с младшими школьниками системно-деятельностного подхода. Я предлагаю рассмотреть данный аспект применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школе.
На практике я столкнулась с тем, что дети готовы зазубривать правила, но не готовы их применять. Более того, многие учащиеся, понимая суть изучаемой темы по русскому языку не в состоянии воспроизвести правила спустя некоторый промежуток времени, а соответственно с трудом могут воспользоваться ими на практике.
Цель моей работы заключается в развитии у младших школьников умения применять правила по русскому языку. При реализации поставленной цели я опираюсь на следующие теоретические положения:
Системн-деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения. Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она является ведущим фактором развития. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции. В связи с чем, принцип психологической комфортности должен быть соблюден в первую очередь в применении деятельностного подхода. Я должна создать ребенку такие условия погружения в проблемную ситуацию, чтобы добывание знаний стало его потребностью. Для повышения мотивации и интереса к такому сугубо теоретическому материалу, как правила русского языка основной задачей становится расшевелить школьников, разбудить в них искорку желания к познавательной деятельности.
Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на самоовладение знаниями и умениями в процессе учения.
Младшие школьники склонны к механическому запоминанию путем механического повторения без осознания смысловых связей, и это приводит к тому, что дети часто заучивают дословно, отсюда и недостаточность развития некоторых мыслительных процессов: умение дифференцировать задачи запоминания (что запомнить дословно, а что в общих чертах), плохое владение речью, ребенку легче заучить все, чем воспроизвести текст своими словами, дети не могут организовывать смысловое запоминание: не умеют разбить материал на смысловые группы, выделять опорные пункты-слова для запоминания, составлять логический план текста, а также правильно ставить цели для запоминания.
В обучении детей я стараюсь использовать такие приемы работы, которые будут затрагивать его личность, его опыт и поэтому дидактический процесс строится, опираясь на следующие положения: ученики становятся добытчиками знаний, процесс учения носит поисковый характер, важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя, опора идет на 2 основных принципа обучения: доступность и наглядность.
Принципы, которые, по моему мнению, лежат в основе поисков: равенство всех участников; непринудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; речевое развитие. Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становятся инструментом саморазвития.
Понимая значимость работы над усвоением правил по русскому языку, я ищу пути повышения качества обучения на уроках русского языка и часто использую в своей работе опыт ученых, педагогов-новаторов, работающих в области развивающего обучения.
На основе этих теоретических положений я провожу работу с детьми по следующему алгоритму:
Постановка учебной задачи
«Открытие» детьми нового знания
Закрепление
Самостоятельная работа
Контроль и самоконтроль
Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила по русскому языку я использую следующие методы и приемы работы:
Развивающая игра
Творческий диктант
Прием сопоставления правил
Использование схем
Составление плана
Задания, основанные на установлении сходства или различия
Прием рассуждения
Прием «словесной наглядности».
Приведу примеры применения каждого приема.
Развивающая игра – является одним из наиболее действенных средств, так как поддерживает детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Представлю одну из них:
Игра СНЕЖНАЯ ЛАВИНА. Цель: развитие памяти
Ход: называется тема, на которую предстоит подбирать существительные. 1-й игрок назовет слово, 2-й повторит это слово и назовет свое, 3-й – повторит слова первого и второго игроков и тоже добавит слово. Кто не может назвать новое, или забудет предыдущее – выбывает из игры. Соревнование рядами или вариантами.
Творческие диктанты – играют важную роль в формировании познавательных интересов школьников, затрагивают их личный опыт.
1. В начале каждого урока детям предлагается составить 3 предложения с заданным словарным словом – желательно из жизни ребенка.
2. Дается готовый текст. Перед каждым глаголом необходимо добавить частицу НЕ.
Прием сопоставления правил - прием используется, когда дети переходят от репродуктивного метода обучения в 1м классе к частично-поисковому, а затем и к творческому, овладевают такими понятиями как СХОДСТВО и РАЗЛИЧИЕ, стараясь определить общие закономерности и увидеть различия в написании слов при изучении правил по темам. На большом количестве примеров дети учатся составлять правила в сопоставлении - т.е. учащиеся проводят наблюдение на примерах, данных учителем, проводят классификацию слов и пытаются вывести правило, которое учитель впоследствии помогает сформулировать и оформить в таблице.
Таблица по составлению правил по теме «Мягкость и твердость согл.звуков»
Мягкость согласных Твердость согласных
1.Миля, лети, мел 1.Сало, роза, ком.
Гласн.2-го ряда (я е ю и е) Гласные 1-го ряда (а о у ы э)
обозначают мягкость обозначают твердость
впереди стоящего согласного впереди стоящего согласного
2. Моль, пальчик 2. Зуб, парта
Мягкий знак в середине Согласный на конце и в середине
и на конце слова обозначает слова перед твердым согласным
мягкость впереди стоящего согл. слышится твердо
3. Чан, щука, рой 3.Жара, шест, центр.
Звуки [ч щ й] всегда мягкие Звуки [ж ш ц] всегда твердые
__________________________________________________________________
Составление таблицы вместе с учащимися является ярким примером того, как осуществляется проблемное обучение на основе деятельностного метода с опорой на данную схему при работе над правилами по русскому языку.
Использование схем для самостоятельных выводов, а также использования их в дальнейшем как опоры. Для изучения правил по теме ученикам предлагаются схемы, по которым самостоятельно они делают выводы-правила, или напротив, сами составляют подобные схемы, исходя из той информации, которая была выявлена и получена учащимися.
Схемы по теме «Перенос слова»
[][][] – Х
Слова из одного слога не переносится

[Х] – [][][]
[][][] – [Х]
Слог из одной буквы не переносится и не остается на строке.

[][][][ь][][]
[][][][ь] – [][]
Мягкий знак при переносе не отрывается от слога.

Составление плана по содержанию изученного материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. Так, при изучении частей речи получается след. План-опора:
Часть речи..
Обозначает..
Отвечает.
Например.
По мере изучения добавляем:
Имеет..(постоянные признаки)
Изменяется...(непостоянные признаки)
В предложении...(роль, член предложения).
Задания, основанные на установлении сходства или различия. Здесь детям приходится наблюдать над языковыми явлениями, с целью что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть.
По теме «Однокоренные слова» для наблюдения предлагается стихотворение:
Жило-было слово ход,
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
По теме: «Непроизносимые согласные»:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Прием рассуждения и доказательства - используется с целью развития связной научной речи, активизации познавательной деятельности, тренировки мышления, памяти, внимания учащихся. Например, большие возможности для этого есть при обучении видам грамматического разбора с созданием схем-рассуждений. Причем не требуется зазубривать схемы разбора. Многократное произнесение монологов в форме рассуждения помогает добиться поставленных целей. Главное условие успеха в обучении - постоянство использования этого приема. Уже в 1 классе составляется схема предложения:
Посадил дед репку.
/______ _______ _________ .
Разбор предложения детьми: В предложении 3 слова, они связаны между собой по смыслу. Предложение начинается с заглавной буквы, а заканчивается точкой. Предложение выражает законченную мысль. Схема выступает как опора мыслей и практической деятельности учащихся при составлении ими рассуждений и доказательств. По мере накопления знаний о предложении синтаксический разбор усложняется, изменяется содержание анализа, доказательства остаются.
Прием «словесной наглядности» - сюда входит использование различных грамматических сказок, загадок, мнемотехники. Чаще используется для случаев, которые необходимо запомнить. Использование данного приема облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Всякое запоминание (особенно механическое) легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, занимательные, важные темы, ритмику, стихи и т.д.
Например, словарные слова:
Морковь с помидором, а картофель с капустой.
КОСТя пришел в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто.
Другие примеры:
Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Если после корня - А
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»

Под ударением пишем ГАР, -
Без ударения - ГОР.
К примеру: ЗАГОРЕЛ, ЗАГАР.
Наоборот: ЗАР – ЗОР.

Что делать? Что сделать? учащимся школ.
На эти вопросы ответит глагол.
Не выучил – не делай. Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно частицу «не» пиши.
В заключение хочу сказать, для того чтобы при усвоении правил русского языка проявился интерес и желание поисковой деятельности, а уровень познавательных процессов существенно возрос, необходимо включать в учебно-образовательную деятельность приемы, формы и методы развивающего обучения, учитывать психологические особенности учащихся и создавать атмосферу психологического комфорта и личностной заинтересованности школьников, потому что активная деятельность учащихся – залог успешного обучения на всех уровнях.











13PAGE 15


13PAGE 14415




15