Биология. Контрольно-измерительные материалы для всех специальностей и профессий СПО 1 курса


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Ульяновский авиационный колледж


Общеобразовательный цикл




БИОЛОГИЯ



КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Для всех специальностей и профессий СПО:












Ульяновск
2014











СОСТАВЛЕНЫ
в соответствии с ФГОС СПО специальностей 151901, 160108, 162108, 190631, 210420, 230113, 230115, 230701



ОДОБРЕНЫ
на заседании ЦМК математических и естественно – научных дисциплин
Протокол № 1
от «29» августа 2014г.

Председатель ЦМК:
_________________ Яковлева И.В.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_______________ Л.Н.Подкладкина
«____»__________ 20 __ г.




РАЗРАБОТЧИК: Шиляева О.И., преподаватель высшей категории географии и биологии
Ульяновского авиационного колледжа.




.




















СОДЕРЖАНИЕ

стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4

СПЕЦИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЫНОСИМЫХ НА КОНТРОЛЬ
6

СТРУКТУРА, ОЦЕНИВАНИЕ И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
7

ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ
8

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
20

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
25
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель создания контрольно - измерительных материалов заключается в определении качества знаний и умений студентов, их соответствие требованиям ФГОС СПО.
Контрольно измерительные материалы по УД «Биология» разработаны для студентов специальностей 151901, 160108, 162108, 190631, 210420, 230113, 230115, 230701, обучающихся по программам базовой и углубленной подготовки среднего профессионального образования.
Согласно требованиям к результатам освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
У1 объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
У2 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
У3 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
У4 сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
У5 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
У6 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
З1 основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
З2 строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
З3 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
З4 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
З5 биологическую терминологию и символику

Создание контрольно – измерительных материалов (КИМов) осуществлялось с учетом следующих подходов:
структура заданий индивидуального варианта содержит основные и наиболее значимые учебные элементы по теме, разделу и в целом по учебной дисциплине;
время на выполнение заданий варианта составляет 40 минут;
соблюдение единых требований к критериям выставления отметок по результатам правильных ответов студентов: отметка «5» ставится за 91% и более правильных ответов, отметка «4» - 80 –90% правильных ответов, отметка «3» - 60 –79 % правильных ответов и отметка «2» - менее 60 % правильных ответов.
на каждый вариант контрольно – измерительных материалов имеется таблица с эталонами правильных ответов с указанием источника.

Контрольно – измерительные материалы состоят из четырех вариантов одинаковой сложности, включающие 19 разноуровневых заданий:
задания первого уровня А составляют 60 % от общего числа заданий: 12 заданий, на выполнение которых отводится 12 мин. Использовались задания закрытой формы (с одним правильным ответом);
задания второго уровня В составляют 30 % от общего числа заданий:6 заданий на 18 мин. Использовались задания открытой формы.
Задания третьего уровня С составляют 10 % от общего числа заданий: 1творческое проблемное задание на 10 минут.

Контрольно–измерительные материалы выполняются в любой последовательности в течение 45 минут, из которых 5 минут отводится на вводное инструктирование по порядку оформления, правилам выполнения заданий и 40 минут отводится для ответов на задания выполняемого варианта,
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются и выставляется отметка.
Методическая разработка может быть использована для различных форм контроля студентов, обучающихся на всех специальностях СПО.
СПЕЦИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ,
ВЫНОСИМЫХ НА КОНТРОЛЬ

№ раздела
Наименование тем
Номера освоенных
знаний
и умений
К-во
заданий
№№ заданий
в варианте

1
2
3
4
5

1
Теории происхождения жизни на Земле
Этапы эволюции

У 1,У 6,
З 1, 4
1


2
2.1. Клеточная теория строения организмов
2.2. Основные положения клеточной теории
2.3. Структура и функции органоидов растительной клетки
2.4. Прокариоты и эукариоты

У 1,У 6
З 1
2
2 А, 3А

3
3.1. Размножение организмов
3.2. Оплодотворение цветковых растений
3.3. Онтогенез
3.4. Митоз, мейоз

У 1,У 4 У 6
З 3
3
4А, 5А, 6В

4
4.1. Генетика – наука об изменчивости и наследственности
4.2. Законы Г.Менделя
4.3. Генетика человека и её значение

У 1,У 2 У 6
З 1,З3
4
7В, 8В, 9А, 10А

5
5.1. Эволюционное учение Ч.Дарвина
5.2. Естественный отбор 5.3Эволюция человека 5.4Приспособленность и изменчивость организмов
У 4,У 6
З 1, 3
4
11А, 12А, 13В, 14В

6
6.1 Экосистемы. Биогеоценозы 6.2Экологические факторы 6.3Биосфера – жизненная оболочка 6.4 Ноосфера. Бионика
У 6 З 1, 3
4
15А, 16А, 17А, 18В

7
Творческое задание
У1, У2, У4, У6 З 1, З3, З4
1
19С










СТРУКТУРА, ОЦЕНИВАНИЕ И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.
ЦЕЛЬ: оценка качества подготовки и определение знаний и умений студентов.

СТРУКТУРА ЗАДАНИЙ


раздела
Уровень и № заданий
Наименование темы
Оценивание
в баллах

1

Теории происхождения жизни на Земле Этапы эволюции
1

2

Клеточная теория строения организмов Основные положения клеточной теории Структура и функции органоидов растительной клетки Прокариоты и эукариоты
1




1

3

Размножение организмов и его виды Оплодотворение цветковых растений Онтогенез Митоз и мейоз
1




1




3

4
7В 8В
Генетика – наука об изменчивости и наследственности Законы Г.Менделя Генетика человека и её значение
3; 3




1


10А

1

5
11А;
12А; 13В; 14В
Эволюционное учение Ч.Дарвина Естественный отбор Эволюция человека Приспособленность и изменчивость организмов
1; 1; 3; 3

6
15А ; 16А; 17А; 18В
Экосистемы. Биогеоценозы Экологические факторы Биосфера – жизненная оболочка Ноосфера. Бионика
1; 1; 1; 3


19С
Творческое задание
10

ВСЕГО
40 баллов


ОБОРУДОВАНИЕ И ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
двойной лист, ручка.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 40 мин.

ОТМЕТКА «5» ( 91 % правильных ответов (более 36 баллов)
«4» = 80– 90 % правильных ответов (32 - 36 баллов)
«3» = 60 – 79 % правильных ответов (24 - 31 баллов)
«2» < 60 % правильных ответов (менее 24 баллов)
ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Не разрешается пользоваться справочниками, таблицами; выходить из аудитории
2 Отметка ставится только на основании правильных ответов; за ошибочные ответы баллы не снижаются
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УД «БИОЛОГИЯ»
для специальностей 1курса
ВАРИАНТ 1

Раздел
1

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Согласно теории абиогенного синтеза атмосфера древней Земли
не содержала кислород
2) содержала кислород 3) наличие кислорода не влияет возникновение жизни 4) содержала лишь следы кислорода

Раздел
2

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Все клетки сходны по химическому составу, что свидетельствует
1) о единстве живой и неживой природы
2) о происхождении организмов от общего предка 3) об эволюции органического мира 4) о единстве органического мира



1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Клеточная оболочка обеспечивает
1) поступление и выделение веществ
2) защиту содержимого клетки 3) деление клетки 4) передвижение клетки



1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Парные хромосомы, имеющие одинаковую форму и размеры,называются
негомологичными 3) гомологичными
диплоидными 4) гаплоидными



1 балл

Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
В результате митоза из одной диплоидной материнской клетки образуются диплоидные клетки
1 дочерняя 3) 3 дочерние
2 дочерние 4) 4 дочерние




3 балла
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
В результате митоза число хромосом в клетках тела
увеличивается вдвое 2) уменьшается вдвое
сохраняется неизменным 4) изменяется случайно

Раздел
4


3балла


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Правило единообразия гибридов 1 поколения иллюстрирует
закон расщепления Г.Менделя
закон сцеплённого наследования Т.Моргана
правило доминирования Г.Менделя 4)закон независимого распределения генов Г.Менделя



3 балла
Закончите предложение
Каждая пара признаков наследуется независимо от другой и даёт расщепление 3:1 это положение иллюстрирует


9 А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Признак, который проявляется у гибридных особей и как бы подавляет развитие другого признака, называется
рецессивным 3) доминантным
гомозиготным 4) гетерозиготным


10А
1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу

Совокупность всех генов организма – это 1) генофонд 3) фенотип 2) аллель 4) генотип

Раздел
5
11А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Двойные названия видов были введены 1) Ж.Б.Ламарком 3) К.Линнеем 2) М.Шлейденем 4) Ч.Дарвиным


12А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Научную теорию эволюции живой природы создал 1) Н.И.Вавилов 3) Ж.Б.Ламарк 2) К.Линней 4) Ч.Дарвин


13В 3балла
Закончите предложение
Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида – это критерий


14В 3балла
Закончите предложение
К движущим силам эволюции относится

Раздел6
15А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Оболочка Земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими 1) атмосфера 3) литосфера 2) биосфера 4) гидросфера



16А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Взаимоотношения организмов со средой обитания изучает 1) морфология 3) систематика 2) генетика 4) экология


17А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу Факторы неорганической природы, влияющие на организмы 1) антропогенные факторы 3) абиотические факторы 2) абиотические факторы 4) ограничивающие факторы


18В 3балла
Закончите предложение Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания это факторы


19С 10 баллов.
Творческое задание: Гипотезы и теории происхождения жизни на Земле



































КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УД «БИОЛОГИЯ»
для специальностей 1курса: 151901(ОМ); 160108(С); 162108(ТЭП); 190631(АТ); 210420(РС); 230113(КС); 230115(ПК); 230701(ПИ)
ВАРИАНТ 2

Раздел
1

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Семенное размножение впервые появилось
1) у водорослей 3) у папоротников
2) у голосеменных 4) у млекопитающих

Раздел
2

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Эукариоты – это организмы, имеющие
1) пластиды 3) клеточную оболочку
2) жгутики 4) оформленное ядро



1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
К автотрофам относятся
1) животные 3) грибы
2) растения 4) человек



1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
В ходе мейоза из одной материнской клетки образуется
2 яйцеклетки 3) 1 яйцеклетка
яйцеклетки 4) 8 яйцеклеток



1 балл

Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате
мейоза 3) оплодотворения
коньюгации 4) митоза




3 балла
Закончите предложение

Процесс индивидуального развития организма, начинающийся с оплодотворения и образования зиготы и заканчивающийся смертью, называется


Раздел
4


3балла


Закончите предложение
В своей работе Г.Мендель применил метод скрещивания родительских форм, различающихся по определённым признакам и наблюдал за появлением изучаемых признаков в ряду поколений. Этод метод называется




3 балла
Закончите предложение
Скрещивание, при котором родительские формы различаются по одной паре признаков, называются


9 А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Совокупность генотипов всех особей популяции,вида
генотип 3) фенотип
генофонд 4) изменчивость


10А
1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
При дигибридном скрещивании в опытах Г.Менделя в потомстве наблюдалось расщепление признаков в соотношении:
1) 3:4 2) 9:3:3:1 3) 3:1 4) 12:4

Раздел
5
11А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
В результате естественного отбора выжывают преимущественно особи с 1) полезными наследственными изменениями 2) любыми наследственными изменениями 3) нейтральными наследственными изменениями 4) вредными наследственными изменениями


12А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации называются 1)ароморфозами 3) дегенерациями 2) идиоадаптациями 4) биологическим прогрессом


13В 3балла
Закончите предложение
Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации в связи с паразитическим или прикреплённым образом жизни, называются


14В 3балла
Закончите предложение
Изменения, связанные с увеличением численности особей данного вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов, популяций, называются

Раздел6
15А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Появление «озоновых дыр» приводит к 1) повышению температуры воздуха 2) усилению ультрафиолетового излучения 3) понижению температуры воздуха 4) уменьшению прозрачности атмосферы



16А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Биомасса суши, почвы и океана 1) уменьшается от полюсов к экватору 2) увеличивается от полюсов к экватору 3) увеличивается от экватора к полюсам 4) не изменяется от полюсов к экватору


17А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу В результате сведения лесов в атмосфере 1) увеличивается содержание азота 2) уменьшается содержание углекислого газа 3) увеличивается содержание кислорода 4) уменьшается содержание кислорода


18В 3балла
Закончите предложение Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания это факторы


19С 10 баллов.
Творческое задание: Клеточная теория строения организмов, основные положения теории


































КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УД «БИОЛОГИЯ»
для специальностей 1курса: 151901(ОМ); 160108(С); 162108(ТЭП); 190631(АТ); 210420(РС); 230113(КС); 230115(ПК); 230701(ПИ)
ВАРИАНТ 3

Раздел
1

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Жизнь в море возникла
1) в архейскую эру
2) в протерозойскую эру 3) в палеозойскую эру 4) в мезозойскую эру

Раздел
2

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Крахмал накапливается в
1) хлоропластах 3)лейкопластах
2) ядре 4) хромопластах



1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Совокупность реакций синтеза органических веществ из углекислого газа и воды в клетках растений, идущих с использованием энергии солнечного света - это
1) энергетический обмен
2) фотосинтез 3) метаболизм 4)дыхание



1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Дочерние клетки с одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке, образуются в процессе
митоза 3) оплодотворения
мейоза 4) спорообразования



1 балл

Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
При прямом развитии вновь появившийся организм
1) отличается от родительского организма формой тела 2) похож на родителей 3) отличается от родительского организма способом питания 4) отличается от родительского организма окраской




3 балла
Закончите предложение
Период, который начинается после рождения или выхода зародыша из яйца и заканчивается смертью организма, называется

Раздел
4


3балла


Закончите предложение
При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление; вновь появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвёртую часть от всего числа потомков. Это положение иллюстрирует




3 балла
Закончите предложение
Генотип организма, содержащий разные аллели одного гена, называется


9 А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Признак, который внешне у потомства не проявляется, называется
1) рецессивным 3) гетерозиготным 2) доминантным 4) гомозиготным


10А
1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу

Определите рецессивный ген 1)А 2) в 3) В 4) С

Раздел
5
11А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Ж.Б.Ламарк создал 1) первое учение об эволюции органического мира 2) клеточную теорию 3) систему растительного мира 4) хромосомную теорию наследственности


12А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответ Общий ареал, занимаемый видом в природе 1) географический критерий 3)морфологический критерий 2) экологический критерий 4) генетический критерий


13В 3балла
Закончите предложение
Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида это критерий


14В 3балла
Закончите предложение
Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида это критерий

Раздел6
15А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Учение о биосфере разработал 1) В.И.Вернадский 3) Ч.Дарвин 2) Ж.Б.Ламарк 4) К.Линней



16А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются факторами 1) абиотическими 3) биотическими 2) экологическими 4) антропогенными


17А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу К консументам относят 1) животных 3) бактерии 2) растения 4) грибы


18В 3балла
Закончите предложение В окружающей природе растений и животных в трофических цепочках к редуцентам относятся


19С 10 баллов.
Творческое задание: Генетика - наука современности




































КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УД «БИОЛОГИЯ»
для специальностей 1курса: 151901(ОМ); 160108(С); 162108(ТЭП); 190631(АТ); 210420(РС); 230113(КС); 230115(ПК); 230701(ПИ)
ВАРИАНТ 4

Раздел
1

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Расчленение тела на корень, стебель и листья характерно для
1) багрянок 3) лишайников
2) зелёных водорослей 4) высших растений

Раздел
2

1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Прокариоты – это организмы, не имеющие
1) оформленного ядра 3) клеточной оболочки
2)жгутиков 4)пластид



1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Клеточного строения не имеют
1) цианобактерии 3)бактерии
2) водоросли 4) вирусы



1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
В результате оплодотворения образуется зигота, в которой
1) восстанавливается диплоидный набор хромосом 2) оказывается гаплоидный набор хромосом 3) число хромосом не изменяется 4) образуется триплоидный набор хромосом



1 балл

Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Внешнее оплодотворение свойственно
человеку 3) птицам
млекопитающим 4) рыбам




3 балла
Закончите предложение

Период, который начинается с образования зиготы и заканчивается смертью, называется


Раздел
4


3балла


Закончите предложение
С целью изучения наследования ряда признаков у сестёр или братьев, развивающихся из одной оплодотворённой яйцеклетки, применяют метод генетики




3 балла
Закончите предложение
При скрещивании между собой двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками были получены гибриды с розовыми цветками, данное скрещивание характеризует


9 А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Определите доминантный гомозиготный генотип
ВВ 2) вв 3) Сс 4) аа


10А
1балл


Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Метод генетики, основанный на изучении родословной человека, называется
1) генеалогическим 3) биохимическим 2) цитогенетическим 4) гибридологическим

Раздел
5
11А
1 балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Ароморфоз - это 1) разнообразная форма цветков 3) многообразие стеблей 2) разнообразная форма листьев 4) появление цветка


12А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Идиоадаптация – это появление у животных 1) теплокровности 3) четырёхкамерного сердца 2) лёгочного дыхания 4) покровительственной окраски


13В 3балла
Закончите предложение
Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определённым условиям среды обитания, называются


14В 3балла
Закончите предложение
Изменения, связанные с сокращением численности особей вида, уменьшением ареала, сокращением числа видов, подвидов, популяций, называются

Раздел6
15А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
Абиотический фактор – это 1) изменение температуры воздуха по сезонам года 2) осушение болот человеком 3) вырубка человеком деревьев в лесу 4) поедание хищником жертвы



16А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу
К антропогенным факторам относится 1) разлив реки во время половодья 2) поедание хищником жертвы 3) землетрясение 4) осушение болот


17А 1балл
Выберите один номер, соответствующий правильному ответу Агроценозы в отличии от биогеоценозов 1) существуют без вмешательства человека 2) более устойчивы 3)созданы человеком 4) имеют замкнутый круговорот веществ


18В 3балла
Закончите предложение Межвидовые отношения, при которых одни организмы живут за счёт других, питаясь кровью, тканями или переваренной пищей хозяев, используя их многократно – это


19С 10 баллов.
Творческое задание: Биосфера и человек. Ноосфера






































КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УД «БИОЛОГИЯ»
для специальностей 1курса:151901(ОМ), 160108(С), 162108(ТЕП), 190631(АТ), 210420(РС), 230113(КС), 230115(ПК), 230701(ПИ)
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

раздела

Задания
уровень
№ варианта



Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4


1 А
1 (1,с.196; 2,с.7-16; 17-29;
3,с.50)
2 (1,с.196; 2,с.7-16; 17-29;
3,с.50)
1(1,с.196; 2,с.7-16; 17-29;
3,с.50)
4(1,с.196; 2,с.7-16; 17-29;
3,с.50)


2 А
4(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)
3(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)
2(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)
1(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)


3 А
2(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)
4(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)
2(1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)
4 (1,с.123,132,142; 2,с.30-36,37-42,43-52;
3, с.54)



3(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
2(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
1(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
1(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)


5 А
2(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
3(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
2(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
4(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)



3Сохраняется неизменным (1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
1Онтогенез (1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
4Постэмбрионал-ьный (1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)
1Онтогенез(1,с.181,188,192; 2,с.53-69;
3, с.88)

4

3Правило доминирования(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
4Гибридоло-гический (1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
2Закон расщепления(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
3Близнецо-вый(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)



1Закон расщепления (1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
4Моногибрид-ный (1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
1Рецессивным(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
4Промежуточное наследова-ние (1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)



3(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
2(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
1(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135
1(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135


10А
4(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
2(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
2(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135)
1(1,с.205,213,216,222; 2,с.70-75,76-77,78-83;
3, с.135

5
11А
3(1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
1(1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
1(1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
4 (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)


12А
4 (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
1 (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
1 (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
4 (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)


13В
2Морфологичес-кий критерий (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
4Дегенера- ция (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
4Физиологичес-кий критерий (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
3Идиоадаптация (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)


14В
2Борьба за существование(1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
4Биологический прогресс(1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
3Генетический критерий (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)
3Биологический регресс (1,с.11,14,25,33; 2,с.84-87,88-94,95-104;
3, с.95)

6
15А
2(1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
2(1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
1(1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
11,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68


16А
4 (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
2 (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
1(1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
1(1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)


17А
3 (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
4 (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
4 (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
1(1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)


18В
3Антропогенные факторы (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
2Растения (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
2Экологические факторы (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)
3Созданы человеком (1,с.109,113; 2,с.105-122;
3, с.66,68)


19С
1 (1,с.196; 2,с.7-29;
3,с.50)
2 (1,с.205,213,216,222; 2,с.70-83;
3,с.135)
1(1,с.196; 2,с.7-16; 17-29;
3,с.50)
4(1,с.11,14,25,33; 2,с.84-104;
3,с.95)


УРОВЕНЬ С
№1 Гипотезы и теории происхождения жизни на Земле
Большинство современных специалистов убеждены, что возникновение жизни в условиях +-+++первичной Земли есть естественный результат эволюции материи. Это убеждение основано на доказанном единстве химической основы жизни, построенной из нескольких простых и самых распространенных во Вселенной атомов.
Исключительное морфологическое разнообразие жизни (микроорганизмы, растения, животные) осуществляется на достаточно единообразной биохимической основе: нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, жиры и несколько более редких соединений типа фосфатов.
Основные химические элементы, из которых построена жизнь, - это углерод, водород, кислород, азот, сера и фосфор. Очевидно, организмы используют для своего строения простейшие и наиболее распространенные во Вселенной элементы, что обусловлено самой природой этих элементов. Например, атомы водорода, углерода, кислорода и азота имеют небольшие размеры и способны образовывать устойчивые соединения с двух- и трехкратными связями, что повышает их реакционную способность. Образование сложных полимеров, без которых возникновение и развитие жизни вообще невозможны..
Другие два биогенных элемента - сера и фосфор - присутствуют в относительно малых количествах, но их роль для жизни особенно важна. Химические свойства этих элементов также дают возможность образования кратных химических связей. Сера входит в состав белков, а фосфор - составная часть нуклеиновых кислот.
Кроме этих шести основных химических элементов в построении организмов в малых количествах участвуют натрий, калий, магний, кальций, хлор, а также микроэлементы: железо, марганец, кобальт, медь, цинк и небольшие следы алюминия, бора, ванадия, йода и молибдена; следует отметить и некоторые исключительно редкие атомы, которые встречаются случайно и в ничтожных количествах.
Следовательно, химическая основа жизни разнообразится еще 15 химическими элементами, которые вместе с шестью основными биогенными элементами участвуют в различных соотношениях в строении и осуществлении функций живых организмов. Этот факт особенно показателен в двух отношениях:
1) как доказательство единства происхождения жизни и
2) в том, что сама жизнь, являющаяся результатом самоорганизации материи, включила в эволюцию биологических макромолекул не только все самые распространенные элементы, но и все атомы, которые особенно пригодны для осуществления жизненных функций (например, фосфор, железо, йод и др.)
Жизнь - одно из сложнейших, если не самое сложное явление природы. Для нее особенно характерны обмен веществ и воспроизве-дение, а особенности более высоких уровней ее организации обусловлены строением более низких уровней.
Современная теория происхождения жизни основана на идее о том, что биологические молекулы могли возникнуть в далеком геологическом прошлом неорганическим путем. Сложную химическую эволюцию обычно выражают следующей обобщенной схемой: атомы ( простые соединения ( простые биоорганические соединения ( макромолекулы( организованные системы. Начало этой эволюции положено нуклеосинтезом в Солнечной системе, когда образовались основные элементы, в том числе и биогенные. Начальное состояние – нуклеосинтез- быстро переходит в процесс образования химических соединений.
Этот процесс протекает в условиях первичной Земли со всенарастаю-щей сложностью, обусловленной общекосмическими и конкретными планетарными предпосылками.
Особенно важной предпосылкой возникновения и развития жизни является относительно постоянная и оптимальная радиация, получаемая планетой от центральной звезды. Обычно оптимальную радиацию получают планеты имеющие орбиту, близкую к круговой, и подвергающиеся поэтому относительно постоянному облучению.
Обязательным условием возникновения жизни является наличие воды. Парадоксально, что, хотя вода - чуть ли не самая распространенная молекула во Вселенной, поразительно мало планет имеют гидросферу: в нашей Солнечной системе только Земля имеет гидросферу, а на Марсе имеется лишь незначительное количество воды.
Значение воды для жизни исключительно. Это обусловлено ее специфическими термическими особенностями: огромной теплоем-костью, слабой теплопроводностью, расширением при замерзании, хорошими свойствами как растворителя и др.
Эти особенности обусловливают круговорот воды в природе, который играет исключительную роль в геологической истории Земли.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: возникновение жизни на Земле есть часть общей эволюции материи во Вселенной, а не некий сверхъестественный акт. Налицо были исходные органические соединения, оптимальная масса Земли, оптимальная солнечная радиация, наличие гидросферы. В этих условиях эволюция материи с высокой степенью вероятности осуществляется по пути возникновения жизни.
За последние 20 лет были получены интересные сведения о наличии органических соединений во Вселенной. Источники этих сведений естественные посланцы космоса на Землю, метеориты.


№2 Клеточная теория строения организмов, основные положения теории Открытие клетки
Цитология - наука о клетке. Наука о клетке называется цитологией (греч. «цито» - клетка, «логос» - наука). Предмет цитологии - клетки многоклеточных животных и растений, а также одноклеточных организмов, к числу которых относятся бактерии, простейшие и одноклеточные водоросли. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток в организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Современная цитология - наука комплексная. Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой. Цитология - одна из относительно молодых биологических наук, ее возраст около 100 лет. Возраст же термина "клетка" насчитывает свыше 300 лет. Впервые название «клетка» в середине XVII в. применил Р.Гук. Рассматривая тонкий срез пробки с помощью микроскопа, Гук увидел, что пробка состоит из ячеек - клеток. Клеточная теория. В середине XIX столетия на основе уже многочисленных знаний о клетке Т. Шванн сформулировал клеточную теорию (1838). Он обобщил имевшиеся знания о клетке и показал, что клетка представляет основную единицу строения всех живых организмов, что клетки животных и растений сходны по своему строению. Эти положения явились важнейшими доказательствами единства происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира. Т. Шванн внес в науку правильное понимание клетки как самостоятельной единицы жизни, наименьшей единицы живого: вне клетки нет жизни.
Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат в основе ее жизни, что клетки всех организмов сходны по химическому составу, у них однотипно протекают основные процессы обмена веществ. Данные о сходстве химического состава клеток еще раз подтвердили единство всего органического мира.
Современная клеточная - теория включает следующие положения: клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого; клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны ) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ; размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки; в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции. Исследования клетки имеют большое значение для разгадки заболеваний. Именно в клетках начинают развиваться патологические изменения, приводящие к возникновению заболеваний.

№3 Генетика – наука современности
Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения другому. Отбирая определенные организмы из природных популяций и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладавшие нужными ему свойствами.
Однако лишь в начале XX в. ученые стали осознавать в полной мере важность законов наследственности и ее механизмов. Хотя успехи микроскопии позволили установить, что наследственные признаки передаются из поколения в поколение через сперматозоиды и яйцеклетки, оставалось неясным, каким образом мельчайшие частицы протоплазмы могут нести в себе «задатки» того огромного множества признаков, из которых слагается каждый отдельный организм.
Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1866 г. опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Мендель показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Эти единицы, представленные у особей парами, остаются дискретными и передаются последующим поколениям в мужских и женских гаметах, каждая из которых содержит по одной единице из каждой пары. В 1909 г. датский ботаник Иогансен назвал эти единицы гедам», а в 1912 г. американский генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах. С тех пор генетика достигла больших успехов в объяснении природы наследственности и на уровне организма, и на уровне гена.
№4 Биосфера и человек. Ноосфера.
Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы.
В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в нее), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он еще не употреблял понятий "ноосфера" и даже "биосфера". О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе "Научная мысль как планетное явление", но преимущественно с точки зрения истории науки.
Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:
заселение человеком всей планеты;
резкое преобразование средств связи и обмена между странами;
усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;
начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;
расширение границ биосферы и выход в космос;
открытие новых источников энергии;
равенство людей всех рас и религий;
увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;
свобода научной мысли и научного искания от давления религи-озных, философских и политических построений и создание в государс-твенном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;
продуманная система народного образования и подъем благосос-тояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недо-едания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни;
разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;
исключение войн из жизни общества.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1 Полянский Ю.И. Общая биология. М: Просвещение, 2013 г.
2 Энциклопедия эрудита. М: «Махаон», 2010г.
Шиляева О.И. Биология. Учебное пособие. Курс лекций. Ульяновский авиационный колледж. 2013 г.




























13PAGE 15


13PAGE 14815





Заголовок 1.ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 915