Методические рекомендации к подготовке и проведению Единого урока кибербезопасности.
В МБОУ Ленинской СОШ прошёл Единый урок безопасности в сети Интернет.
Цель урока:
сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу;
определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
3. обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде
Задачи для ознакомления учащихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Все дети были ознакомлены с правовой базой. Учащиеся познакомились с Федеральным законом Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
На разных этапах школьного возраста, т.е. в 5 - 9 классах проводился урок – путешествие.
Учащиеся коллективно обсуждали следующие вопросы:
– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.
В процессе групповой работы дети готовили коллективный ответ на вопрос: «Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер - преступлений?». Каждая группы обсуждала все три вопроса.
В продолжение работы учащиеся рассмотрели три основных правила безопасного поведения в сети.
По окончанию работы ребята подвели результаты своей деятельности.
В 10 -11 классах проходилась деловая игра.
Проводился экспресс-опрос участников об их ожиданиях от предстоящей работы, беседа учителя и учащихся стролась на основе работы с материалами презентации «Проблемы информационной безопасности»
Учащиеся высказывали своё мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности»,
Учащиеся ознакомились со справочной информацией, узнали о последних данных в России о тенденции к снижению возраста для самостоятельной работы в Сети Интернет.
Ребята придумывали правила как защитить себя в сети Интернет.
Урок ребята оценили следующим образом: на доску закрепись флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось. Ребята большее предпочтение отдали красным флажкам.
Итогом деловой игры стал вывод: «Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности, в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны».