Конспект урока по математике, 2 класс УМК Школа России Рубль, копейка


Урок математики
во 2 классе
Программа: «Школа России»
Тема Единица стоимости: рубль, копейка.
Тип урока Урок открытия нового знания
Дидактическая цель Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование единицы стоимости – рубль, копейка.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – рубль, копейка. (формировать представление о единице стоимости – рубль, копейка, способность к расчету с помощью монет разного достоинства, сравнению, сложению и вычитанию единиц стоимости, выраженных в рублях и копейках; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи по рисунку).
Планируемые
результаты Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Уметь использовать в речи названия единиц стоимости: рубль, копейка.
- Уметь сравнивать разные единицы стоимости.
- Знать соотношение между единицами стоимости.
Основные понятия Стоимость. Единицы стоимости – копейка, рубль. Соотношение между единицами измерения стоимости.
Ресурсы:
- основные
-дополнительные Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1.
- тетрадь
- карточки для самостоятельной работы, тест, монеты из бумаги, тетрадь, карточки со словами «копейка», «рубль».
Организация Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Сценарий урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность обучающихся Формы организации совзаимодействияФормируемые умения Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
Мотивирование к учебной деятельности.
(Организационный момент) Эмоциональная и психологическая подготовка Приветствие учащихся.
- Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. - Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение
Каллиграфическая минутка.
Вырабатывают каллиграфический почерк Ручки в руки надо взять, Что за числа? Вы узнайте, Будем числа мы писать. Поскорей их называйте.
-Назовите число, которое состоит из трёх единиц; число, в котором три десятка, а количество единиц равно нулю.
- Какие цифры нужны для записи числа 3? Числа 30?
Учитель прописывает на доске числа 3 и 30: 3 30 3 30 3 30...
Пропишите в тетрадях строчку чисел 3 и 30, чередуя их.
Выполняют письмо по образцу. Фронтальная Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку и оценку собственной деятельности.Устные ответы, наблюдение
Устный счет. Развитие навыков устного счета
«Назови соседа» А теперь считаем устно.
Для чего нам это нужно?
Развивается мышленье,
Память и воображенье.
8
7
9
8
4
2
12
14
11
Считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают, выявляют закономерность, продолжают ряд чисел, в ходе логических рассуждений делают выводы. Фронтальная Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку своей деятельности и деятельности партнеров.
Предметные:
Владеют математическими терминами: уменьшить, Устные ответы
Арифметические ребусы
«Поднимись по лесенке»
«Найди закономерность» **+1=*** - 1=79
39+=40 +1=90
15+0

19-10
14-0
12-7
6+7

-Рассмотрите ряд чисел, выявите закономерность и продолжите его. 12,23,34,45,…, …, …, …
увеличить, прибавить, вычесть; знают таблицу сложения в пределах 20, как получить последущее и предыдущее число.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, аргументируют свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебн. деятельности. Закрепление знания нумерации в пределах 100 и умения определять разрядный состав числа.
Формирование умения записывать двузначные числа -Запишите в строчку числа, которые содержат: 3 дес. и 8 ед.; 6 дес. и 6 ед.; 9 дес.; 10 дес.; 4 дес.
-Уменьшите каждое из этих чисел на 20 и запишите полученные числа на следующей строчке. (18, 46, 70, 80, 20.) - Проверьте работу друг друга.
-На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького трёхзначного? (На один.)
Слушают учителя; записывают двузначные числа, в которых имеются единицы и в которых единицы отсутствуют; осуществляют самопроверку (по образцу на доске) Фронталь-наяРегулятивные: осуществляют контроль, корректировку своей деятельности и деятельности партнеров.
Познавательные:
выделяют необходимую информацию, логически рассуждают, делают выводы.
Предметные: знают отличительные особенности двузначных чисел от однозначных; умеют записывать числаНаблюдение
Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей.
Эмоциональная и психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала -Что у меня в руках? (Учитель демонстрирует кошелёк.) -Для чего нужен кошелёк? -Зачем нужны деньги, где нельзя без них обойтись? -Когда появились первые деньги неизвестно, но самому древнему упоминанию о них - 4500 лет; -В древности деньги делали из камня, брусков соли и даже перьев. Первые монеты были изготовлены в 7 веке до н. э. (2700 лет назад) в Малой Азии, царстве Лидии (сейчас это Турция), Слушают учителя, отвечают на вопросы Слушают учителя, отвечают на вопросы Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу
Познавательные:
выделяют и формулируют познавательную цель, структурируют знания. Устные ответы, наблюдение
их делали из электра, природного сплава золота и серебра. А первые банкноты (бумажные деньги) появились чуть больше 1000 лет назад, в 910 году в Китае. -Вы уже догадались, о чём наш урок, какова его тема? (Мы будем изучать денежные единицы, считать деньги, «сделаем покупки в магазине».) -Какие группы денег вы бы выделили? (Банкноты и монеты, рубли и копейки.)-Тема урока: «Рубль. Копейка».
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли
Личностные: понимают и осваивают социальную роль обучающегося; приобретают мотивацию к учебной деятельности. Открытие новых знаний. Знакомство с единицами стоимости: копейка и рубль
Работа с учебником с. 16
Работа с учебником с. 17
(работа с монетами из бумаги) Учитель демонстрирует различные монеты и банкноты, учащиеся называют деньги. -Какая денежная единица самая маленькая? (Самая маленькая денежная единица - 1 копейка.) -Сколько копеек составляют 1 рубль? (100 копеек составляют 1 рубль) Ученики записывают в тетради: 100 к. = 1 р. - Оля заплатила за конверт две монеты по 50 копеек. Сколько стоил конверт? (100 копеек, или 1 рубль.) - Обычно люди говорят не 100 копеек, а 1 рубль.
-Рассмотрите кошельки, изображённые на полях (с. 16). -Сколько монет в каждом из них? (В первом две монеты, во втором три монеты.)
- Сколько денег в каждом кошельке? (В первом - 55 копеек, во втором - 61 копейка.)
- Рассмотрите монеты, изображённые на полях (с. 17). — Как этими монетами можно набрать: 1) 16 копеек? (10 к. + 5 к. + 1 к., или 5 к. + 5 к. + 5 к. + 1к., или 16 монет по 1 копейке) 2) 27 копеек? (10 к. + 10 к. + 5 к. + 1 к. + 1 к., или 10 к. + 5 к. + 5 к. + 5 к. + 1 к. + 1 к., или 27монет по 1 копейке.) 3) 51 копейку? (50 к. + 1 к., или 10 к. + 10 к. + 10 к. + 10 к. + 10 к + 1 к., или 10 монет по 5 копеек + 1 копейка) 4) 56 копеек? (50 к. + 5 к. + 1 к., или 5 монет по 10 копеек, 1 монета по 5 копеек и 1 монета по 1 копейке, или 11 монет по 5 копеек и 1 монета по 1 копейке.) 5) 65 копеек? (50 к. + 10 к. + 5 к., или 50 к. + 10 к. + 5 монет по Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы на основе сказанного и прочитанного в учебнике.
С помощью монет (из картона) учатся набирать определённую сумму денег различными монетами Фронтальная
Индивидуальная, групповая (парная) Регулятивные: проговаривают последовательность действий, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания .Предметные:
учатся использовать в речи названия единиц стоимости: рубль, копейка, учатся сравнивать разные единицы стоимости. Устные ответы, наблюдение, практическая деятельность
Физкультминутка
1 копейке, или 6 монет по 10 копеек и 1 монета по 5 копеек и т. д.) 6) 70 копеек? (Монета в 50 копеек и 2 монеты по 10 копеек и т. д.)
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два три, четыре, -Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе - раз, это — брасс. Одной, другой - это кроль. Все как один - Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. Выполнение физических упражнений, соответствующих словам стихотворения, повторяя их за учителем.
Фронтальная
Наблюдение
VII.Первичное закрепление знаний Задача 2 (с. 17) (устно)
Подбор вопроса к условию согласно предлагаемому действию
Задача 4 (с. 16)
Разбирается подробно, а затем ученики самостоятельно записывают её решение и ответ
Работа над задачами. Решение задач изученных видов.
Задачи 5 (с. 16)
Развитие умения находить закономерности, логически рассуждать
Задача 6 (с. 17) на смекалку.
Сравнение единиц стоимости с.16
-Поработаем над задачами, связанными с нахождением каких-либо денежных единиц
-Подберите вопрос, соответствующий условию, таким образом, чтобы задача решалась сложением. (Сколько денег было у мальчиков вместе?) -Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько больше денег у Вани, чем у Саши? Или: На сколько меньше денег у Саши, чему Вани?) -Прочитайте условие задачи. -Что обозначают данные: 5р. и 2р.? (монеты, которые были у Иры.) -Что обозначает число 6 в условии? (количество рублей, которые Ира израсходовала) –Что необходимо узнать? –Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет) –Почему, как вы считаете? (неизвестно какая сумма денег была у Иры) -Можем ли мы узнать: какая сумма денег была у Иры? Что для этого надо сделать? (5р.+2р.) –Можем ли теперь ответить на вопрос задачи?(Да) - Что для этого надо сделать? (7р.- 6р.)
Запись задачи в тетради
Было-? р., 5 р. и 2 р. Израсходовала - 6 р. Осталось-? Решение: 1) 5 + 2 =7 (р.) - было у Иры. 2) 7 -6 =1 (р.)-осталось. Ответ: у Иры остался 1 рубль.
-Прочитайте задание № 5. –Что необходимо сделать в этом задании? - Прочитайте условие. Задайте вопрос. (Сколько книг прочитала Лена?) – Каким действием следует решить задачу? Почему? -Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько книг прочитали дети за лето?)
Запись краткой записи на доске:
Саша – 10 кн. ? кн. Лена - ? кн., на 4 кн. <
- Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение:
1) 10 - 4 =6 (кн.) – прочитала Лена. 2) 10+-6 =16 (кн.) -прочитали дети. Ответ: 16 книг.
-Прочитайте условие задачи.
-Подумайте, кто из мальчиков самый маленький? -Кто самый высокий? Сделаем схематический чертеж:

? см8 см
3 см

Коля Саша Вася -Как узнать, на сколько Вася выше Коли? (3+8=11)
Ответ: самый высокий Вася, самый маленький Коля; Вася выше Коли на 11 сантиметров.
50к > 5к 100к = 1р 1к < 1р
Решение задач с логическим рассуждением
Решение задач с логическим рассуждением
Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст не является задачей, выделяют условие, ставят вопрос, называют данные и искомые числа, составляют краткую запись; обосновывают выбор знака действий, самостоятельно решают задачу с комментированием
Читают условие, занимаются построением схематического чертежа, анализируют схему, делают выводы и умозаключения.
Сравнивают величины, аргументируют выбор знака, выполняют задание с объяснением Фронтальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная Групповая (парная).
Фронтальная Познавательные: выделяют необходимую информацию; логически рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
умеют доказывать свое мнение
Регулятивные: проговаривают последовательность действий, планируют дея-тельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности, способны к саморегуляции; Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: создают алгоритм деятельности, строят логическую цепочку рассуждений
Познавательные: создают алгоритм деятельности, строят логическую цепочку рассуждений
Коммуникативные: знают правила сотрудничества, применяют их на практике
Личностные: проявляют навыки сотрудничества
Познавательные: создают алгоритм деятельности, строят логическую цепочку рассуждений
Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. Устные ответы
Устные ответы, наблюдение
Устные ответы
Сам. работа
Рефлексия учебной деятельности - Какие открытия сделали сегодня на уроке? –Пригодятся ли знания, полученные вами сегодня, в вашей дальнейшей жизни? -Какую работу вам хотелось бы выполнить еще? -С кем могли бы поделиться полученными знаниями? –Оцените свою работу на уроке. Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения Фронтальная Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха и неуспеха
Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.