Ситуационные задачи Характер и темперамент менеджера
Ситуационные задачи
Характер и темперамент менеджера
Для повышения эффективности своей деятельности менеджеру целесообразно ознакомиться с особенностями различных характеров.
Характер не является врожденным, он формируется в процессе активной деятельности человека.
Основные черты характера проявляются в отношении личности к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься.
Так, например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые пути.
Основные признаки: общительность, неспособность довести дело до конца, доброжелательность, восторженность, неусидчивость.
Задача 1
Ситуационный пример: в одном из лабораторий полимерного п/п освободилась должность заведующего лабораторией.
На это место был принят Ахмет Ниязбекович Ахметов.
Человек дружелюбный, общительный, доброжелательный. Мгновенно он со всеми перезнакомился, всем понравился, стал «душой коллектива».
В результате большую часть времени он проводил в общении с коллегами, частенько забывая о своих прямых обязанностях. Как правило, «рутинные», «будничные» дела были ему неинтересны, зато он всегда был полон новыми «гениальными» идеями, постоянно носился с «проектами века», которые редко, впрочем, получали реальное воплощение. Ахмет Ниязбекович не доводил начатые дела до конца, нередко хватаясь за что-то новое.
В итоге страдала работа, так как исследования требуют совершенно иного отношения. Он и сам понял, что такая работа ему не по душе, и, уйдя из лаборатории, нашел работу менеджера, на которой его инициативность, энергичность, организаторские способности проявились в полной мере.
Рекомендации:
людям с таким характером: гасить возбуждение физической нагрузкой, спокойной музыкой, аутотренингом;
окружающим людям: создайте условия для проявления инициативы.
Задача 2
Основные признаки: замкнутость, обособленность, медлительность, самостоятельность, подчинение чувств рассудку.
Ситуационный пример: главный инженер Кайрат Нурланович был прекрасным работником и всю свою жизнь посвятил работе в ущерб личной жизни.
Он был профессионалом высокого класса в своей области и работал хоть и медленно, но тщательно. Но, несмотря на это, сослуживцы недолюбливали его, так как он, как им казалось, ставил себя выше их.
Он никогда не подходил к ним поболтать и посмеяться, ничего не рассказывал о себе и общался только с двумя-тремя такими же, как он. Кайрат Нурланович редко участвовал в неформальных мероприятиях, устраиваемых сотрудниками, а если и приходил, то садился в угол и читал книгу. Но больше всего их раздражало, что если к нему подойдешь с вопросом по работе, он либо очень вежливо ответит: «Я занят», либо начнет говорить что-то очень сложное и заумное. Впрочем, и сам он за помощью никогда не обращался.
Рекомендации:
людям с таким характером: не замыкайтесь в себе, развивайте умение выражать чувства;
окружающим людям: не торопитесь устанавливать с ним неформальные отношения, иначе он еще больше уйдет в себя.
Задача 3
Основные признаки: замкнутость, нерешительность, склонность к аналитике, боязнь ответственности, рациональность.
Ситуационный пример: Николай Павлович в коллективе прослыл человеком рациональным, добросовестным, но крайне необщительным, замкнутым. Зная его способность к анализу, стремление все исследовать, исполнительность, ему поручали доработку инвестиционных проектов, которые нужно было выполнить к определенному сроку.
В очередном проекте Николай Павлович выявил резервы, не замеченные разработчиком, а это были немалые средства, которые можно было использовать с гораздо большей эффективностью, однако высказать это не решался, поскольку боялся ответственности, был не уверен в себе.
Рекомендации:
людям с психастеническим характером: развивайте образную память и эмоциональность. Воображение поможет вам воспроизводить различные ситуации и сопоставлять их, делая правильные выводы даже без анализа всех сторон каждой ситуации;
окружающим людям: не следует взваливать на такого человека принятие решений, особенно ответственных.
Задача 5
Основные признаки: волевой, аккуратный, властолюбивый, эгоистичный, агрессивный.
Ситуационный пример: Роман Алексеевич добился своей должности исключительно благодаря своим пробивным качествам, а не квалификации. Поставив своей целью занять должность начальника отдела, он медленно, но верно, не отступая от намеченного курса, за два года решил свою задачу.
Он твердой рукой вел свой «корабль» к цели, тщательно продумывал любую мелочь, умел все четко организовать, был удивительно аккуратным человеком, однако нельзя сказать, что он стал хорошим начальником.
Первое, что он сделал, придя в отдел, дал понять, что он здесь хозяин. Всех людей, которые чем-то ему не нравились или как-то досадили ему в прошлом, он проучил, используя выговоры и штрафы, придираясь к ним по пустякам.
Со своими подчиненными держался заносчиво и никогда не выслушивал их предложений и советов. Критику в свой адрес от подчиненных он словно не слышал, зато похвалы очень любил.
Рекомендации:
людям с застревающим характером: преодоление инертности путем общения с людьми, как можно больше вносить разнообразия в жизнь и работу, избегать условий, вызывающих отрицательные эмоции;
окружающим людям: проявление терпимости, снисходительное отношение к инертности, не стремитесь перевоспитать такую личность.
Задача 6
Основные признаки: несамостоятельность, несобранность, покорность, нерешительность, консервативность.
Ситуационный пример: всех сослуживцев удивляло, почему Петр Петрович до сих пор находится в такой низкой должности простой менеджер отдела продаж. Доброжелательный и мягкий, он легко находил язык с любым клиентом, прекрасно работал, был чрезвычайно дисциплинированным и исполнительным.
Его недостатком была, пожалуй, чрезвычайная консервативность и стремление во всем следовать мнению большинства. Он соблюдал все традиции и нормы поведения в коллективе. Робкий, несамостоятельный и нерешительный Петр Петрович боялся каждого разговора с начальством.
Поэтому, когда дело в отделе доходило до очередного назначения, в списке кандидатов Петр Петрович неизменно отсутствовал и должность получали другие, менее квалифицированные, но зато более решительные.
Рекомендации:
людям с конформным характером: тренировать волю, отстаивать свою позицию;
окружающим людям: если в подчинении оказался такой человек, разъясните ему требования и последовательно руководите им.
Задача 7
Неустойчивый характер
Основные признаки: отсутствие твердых внутренних принципов, активность, легкий нрав, контактность.
Ситуационный пример: Аман Бекболатович славился в кругу друзей своей общительностью, легким нравом и активностью.
Он прекрасно сходился с людьми, но совершенно в них не разбирался, способен подружиться с первым встречным.
На работе он по большей части бездельничал, болтал с сослуживцами и играл на компьютере, часто опаздывал.
Однажды его знакомый предложил ему дать кое-какие сведения о фирме, где он работал, обещая за это деньги и говоря, что это совершенно безопасно.
Аман Бекболатович согласился, практически не раздумывая. Когда начальник застал его «на месте преступления», Аман Бекболатович даже не отпирался.
Он покорно подчинился начальнику, который перевел его в другой отдел, на более низкую должность и в дальнейшем прекрасно работал на новом месте под постоянным контролем начальника. Правда, как только контроль ослабевал, он начинал халатно относиться к своим обязанностям, и начальнику приходилось снова «закручивать гайки».
Рекомендации:
людям с неустойчивым характером: постарайтесь понять, что в жизни существуют не только развлечения, но и некие обязанности. Найдите себе работу, связанную с развлечениями (например, в театре, шоу-бизнесе);
окружающим людям: старайтесь не ослаблять контроль такого человека, твердо, но осторожно предъявляйте ему свои требования, не заставляйте его выполнять рутинную работу, он все равно ее не сделает качественно.
Задача 8
Основные признаки: «человек настроения», добрый, способен сопереживать окружающим, оптимистичный.
Ситуационный пример: Кабдраша, молодого, но уже зарекомендовавшего себя менеджера, назначили главой одного из филиалов полимерного производства. Филиал маленький, коллектив всего 10 человек. В начале Кабдраш своим подчиненным очень понравился: оптимистичный, общительный, он быстро и по-новому решал старые проблемы, буквально вдохнул новую жизнь в филиал.
Однако через некоторое время сотрудники заметили, что такой ритм работы периодически нарушается. Сегодня все настроены по-деловому, работа кипит, настроение отличное, в общем, подъем.
А через неделю атмосфера в офисе нервная, все валится из рук. Только спустя некоторое время выяснилось, что виновником этого был сам Кабдраш, который и «заражал» своим настроением окружающих.
Со временем все в филиале привыкли к таким сменам настроения и старались как-то их нейтрализовать: в период подъема не поддаваться эйфории, а в период спада пореже попадаться шефу на глаза.
Рекомендации:
людям с циклоидным характером: в период снижения работоспособности избегайте трудностей, неприятностей, соблюдайте режим дня. Постарайтесь снизить трудовую нагрузку и не беритесь за новые виды работ. Постарайтесь улучшить свое настроение и не ругайте себя за отсутствие волевых качеств и несобранность;
окружающим людям: не критикуйте таких людей в период спада настроения, это может углубить тяжесть их состояния.
15