УМК ПНШ Литературное чтение 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 16
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
Программа разработана на основе программы курса «Литературное чтение». Н. А. Чураковой. «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/ учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесенный с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования) по русскому языку, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего образования на 2012-2013 учебный год (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр).Учебный план ОУ на 2012-2013 учебный год.
Примерная (авторская) программа по русскому языку.
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 г. № 75-37-0541/11.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основные содержательные линии
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX—XX вв., а также современных авторов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Цели обучения
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.
После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Содержание программы
1 класс (40 ч)
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора внародном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные
жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Круг чтения
Малые жанры фольклора
Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.
Русские писатели и поэты
Л. Толстой «Косточка»*;
М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия
А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.Проза
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);
Г. Остер «Эхо»;
С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;
Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;
Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;
Н. Друк «Сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка»*.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Литературное чтение» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/ понимать:
- наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
- содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- отличать прозаическое произведение от стихотворного;
- различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
- находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
Планируемые результаты
В сфере личностных УУД учащиеся смогут:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «семья», «природа»;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- освоить роль ученика (формирование интереса к учению).
В сфере регулятивных УУД учащиеся смогут:
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
В сфере познавательных УУД учащиеся смогут:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся смогут:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
- слушать и понимать речь других.
Перечень программно-методического обеспечения:
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дата проведения Планируемый предметный результат Планируемая деятельность обучающегосяВозможные виды контроля Материалы
План Факт учебн. РТ хрестГлава 1. На огородах Бабы-яги (9 часов)
1 Особенности волшебной сказки. Волшебные помощники и предметы. 28ф Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Оглавление» или «Содержание». Рассматривание книги, поиск в книге необходимой информации.
УУД: внутренняя позиция школьника (ВПШ), адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на мораль-ные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ориентация, поиск и выделение необходимой информации Текущий с. 3-5 с. 3-4 2 Законы докучной сказки. 4м Знать смысл слова «докучать». Знать законы построения докучной сказки. Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки. Слушание и чтение сказок. Рассматривание иллюстраций. Сочинение докучной сказки.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, поиск и выделение необходимой информации, умение структури-ровать знания Текущий с. 6-8 с. 5 3 Законы докучной сказки. 5м Выразительное чтение с. 9 с. 6 4 Секреты считалок. 6м Знать особенности построения считалок. Уметь рассказывать считалки, различать потешки и считалки. Чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации Текущий Чтение в парах с. 10-11 с. 6-7 5 Древние считалки. 7м Уметь сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра, уметь читать в парах. Чтение, сравнивание считалок.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений Текущий Чтение в парах с. 12-13 с. 7-8 6 Тайны загадок. 11м Знать понятие «олицетворение». Уметь разгадывать загадки. Анализ и разгадывание загадок. Сравнивание загадок с другими жанрами.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение Текущий
Выразительное чтение с. 14-17 с. 9-10 7 Как устроена загадка. 12м Знать приемы сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки, ориентироваться в книге, находя нужное произведение. Выявление структурного строения загадок.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий
Выразительное чтение с. 17-19 с. 11-12 8 Заклички: обращение к природе. 13м Знать жанр «закличка», его особенности. Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста. Обнаружение и осознание обрядового значения закличек.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, нравственно-этическая ори-ентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информа-ции, применение методов информационного поиска, уме-ние структурировать знания, умение осознанно и произ-вольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий
Выразительное чтение с. 20-21 с. 13-14 9 Трудности скороговорок. 14м Знать жанр «скороговорка». Уметь различать алые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу. Совершенствование навыков чтения. Осознание специфики жанра скороговорок.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мо-ральные нормы и их выполнение, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов инфо-рмационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение Текущий
Выразительное чтение в парах с. 22-23 с. 15-16 с. 14-16
Глава 2. Пещера Эхо (6 часов)
10 Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» 18м Знать содержание произведения. Уметь определять приемы выразительности в процессе анализа текстов. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении. Обнаружение и сравнение «хвостов» слов, нахождение рифмы.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества Текущий. Пересказ. с. 24-25 с. 17 11 Созвучные концы слов. Д.Хармс, Н.Гернет «Очень-очень вкусный пирог» 19м Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности в тексте. Освоение понятия «рифма».
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений Текущий. Чтение наизусть с. 26-27 с. 18-19 12 Рифма и смысл. Н.Носов Приключения Незнайки (отрывок) 20м Знать содержание произведения. Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного. Введение термина «рифма». Подведение к выводу, что поэзия – это не просто рифмованные строки.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения Текущий с. 28-31 с. 19-21 13 Рифма и смысл. Н.Носов Приключения Незнайки (отрывок) 22м Ответы на вопросы 14 Шуточные стихи И. Пивоваровой, А. Дмитриева. 1а Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь рифмовать слова. Совершенствование навыка чтения, поиск рифмующихся строк.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений Тематичес-кийЧтение наизусть с. 32-34 с. 22-23 15 Шуточные стихи Джеймса Ривза 2а Глава 3. На пути в волшебный лес (2 часа)
16 Сказка – цепочка. 3а Знать композиционные особенности кумулятивной сказки. Уметь читать по цепочке. Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение Текущий
Выразительное чтение с. 35-38 с. 24-26 с. 76-79
17 Сходство и различие сказки-цепочки и докучной сказки. Русская народная сказка «Репка» 4а Глава 4. Клумба с колокольчиками (3 часа)
18 Звучащие стихи. Е. Благинина, Ф. Усачев, Джеймс Ривз 8а Знать наизусть одно из стихотворений; средства выражения авторского отношения к изображаемому. Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений. Знакомство с звукописью, обнаружение звукописи в стихотворных произведениях.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельно-сти, учебные и познавательные мотивы, ориентация на мо ральные нормы и их выполнение, способность к мораль-ной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и за-дачу, поиск и выделение необходимой информации, при-менение методов информационного поиска, умение стру-ктурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение Текущий
Чтение наизусть с. 39-41 с. 26-27 с. 13, 45
19 Звучащие стихи 9а Знать содержание прочитанных произведений. Уметь обнаруживать прием звукописи в тексте. Обнаружение звукописи в прозаических и стихотворных произведениях.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осу-ществление сотрудничества, адекватная передача информации Текущий
Пересказ с. 42-44
с. 28-29 20 Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокращении) 10а Глава 5. В лесной школе (4 часа)
21 Считалка, скороговорка или дразнилка? 11а Знать малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка, дразнилка. Уметь различать. Идентифицирование малых жанров, наблюдение включения одного жанра в другой.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение Текущий
Чтение в парах с. 45-47 с. 30 22 Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер15а Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения. Отработка навыка чтения, воспитание чувства юмора.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания Текущий
Выразительное чтение с. 48-51 с. 30-31 23 Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский 16а Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям; определять приемы выразительности в процессе анализа текстов Совершенствование навыка чтения.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений Текущий
Чтение наизусть с. 52-53 с. 32 24 Фантазия в литературе. Б. Заходер17а Знать краткие сведения о биографии Б. Заходера. Уметь читать по ролям стихотворные произведения. Обсуждение поэтических образов, фантазия, как особый поэтический взгляд на мир.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества Текущий
Выразительное чтение с. 54-55 с. 32 Глава 6. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения (4 часа)
25 Особый взгляд на мир. 18а Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении. Осмысление роли поэтов и художников в познании мира.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания Текущий
Чтение наизусть с. 56-59 с. 33 26 Что видит и слышит поэт. С. Воронин Необыкновенная ромашка. 22а Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них. Иметь представление о жанрах – рассказе, стихотворении. Обсуждение темы особого восприятия мира поэтами и любителями природы.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений Текущий. Ответы на вопросы с. 60-63 с. 34 27 Что видит и слышит поэт.
И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». 23а с. 64 с.34-36 28 Прибаутка и небылица. 24а Знать жанровые особенности прибауток и небылицы. Уметь соотносить текст с иллюстрацией. Знакомство с жанрами прибаутки и небылицы, сопоставление литературных и художественных образов.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания Текущий
Чтение в парах с. 65-66 с. 37-38 Глава 7. На выставке рисунков Юрия Васнецова (4 часов)
29 Дразнилка, прибаутка или небылица? 25а Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки. Уметь находить в тексте парную рифму. Распознавание жанровой принадлежности текста.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, нравственно-этическая ориентация, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества Текущий
Чтение в парах с. 67-68 с. 38-40 30 Искусство иллюстрации: что видит художник. 29а Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию. Поиск закономерностей, на которых художник выстраивает свою картину мира.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности,
учебные и познавательные мотивы, ориентация намораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знанияумение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Текущий
Выбороч-ное чтение с. 69-70 с. 40-41 31 Рифмующиеся слова и изображения. 30а Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста. Обобщение знаний и представлений о рифме в фольклоре.
УУД: ВПШ, адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, ориентация на мораль ные нормы и их выполнение, способность к моральной де центрации, нравственно-этическая ориентация, способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, по-иск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, умение осознанно и произвольно строить ре-чевое высказывание в устной и письменной форме, смыс-ловое чтение, построение логической цепи рассуждений, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осу-ществление сотрудничества, адекватная передача инфор-мации, постановка вопросов, умение с достаточно полно-той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение моноло-гической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Тематичес-кийВыразительное чтение с. 70-72 с. 41-43 32 Вступление в членство клуба 2м с.45-48 33-44 Резервные уроки по хрестоматии 3-30м