Литературное чтение 2 класс Е.Благинина Посидим в тишине
Урок литературного чтения
Класс 2
Тема. Е. Благинина «Посидим в тишине».
Цели:
- познакомить учащихся с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине»;
- развивать навык осознанного выразительного чтения; умение анализировать стихотворный текст;
- совершенствовать умения слушать;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- формировать и развивать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.
Оборудование: презентация, портреты мам на солнышках, словарные слова, высказывание З.Воскресенской, аудиозапись.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока
І. Организационный етап
Прозвенел звонок, начинается урок.
Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Повторим правила поведения на уроке.
Слайд 2. Дети читают хором «Девочки-мальчики».
ІІ. Речевая разминкаСлайд 3. Учитель спрашивает, дети хором отвечают.
III. Мотивация учебной деятельности
Ребята, подумайте, без чего не могут жить растения, животные, человек? (Без солнца).
А знаете ли вы, что у каждого из нас есть маленькое солнышко. Оно вас очень любит и оберегает от всяких бед, задаривая нежностью, лаской, теплом.
- Догадались, о ком я говорю?
- Конечно о маме.
-Мама, как солнце, окружает теплом, заботой и добротой.
- А как вы ее ласково называете? (Мамочка).
- Я предлагаю поиграть. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
-Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
-Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
-Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
-Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
-Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
-Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
-Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
-Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
-Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
- Правильно – это наши мамы.
ІІІ. Проверка домашнего задания
- На предыдущем уроке мы с вами познакомились с замечательным произведением Алексея Николаевича Плещеева «В бурю». Сейчас мы послушаем, как вы научились выразительно его читать.
Ребята, страшна ли вам буря, если рядом с вами мама?
Если рядом мама, то не страшны никакие бури!
IV. Постановка цели и задач урока
Мама, очень-оченьЯ тебя люблю!Так люблю, что ночьюВ темноте не сплю:Вглядываюсь в темень,Зорьку тороплю.Я тебя все время,Мамочка, люблю!Вот и зорька светит,Вот уже рассвет.Никого на светеЛучше мамы нет!
Автор этих строк говорит о любви к маме. Но как проявить свое внимание, заботу по отношению к ней? Об этом мы и поговорим сегодня.
-Сегодня мы продолжим тему «Женский день» и познакомимся с жизненным и творческим путем Елены Благининой и ее стихотворением «Посидим в тишине».
V. Изучение нового материала
1.Знакомство с биографией Е.А. Благининой.
-Внимание на экран! (слайд 4).
В одной маленькой деревушке Орловской области родилась маленькая девочка, будущая детская писательница Елена Александровна Благинина. Росла она простой деревенской девчонкой, которая даже и не думала, что когда-нибудь станет известной детской писательницей (слайд 5).
У маленькой Лены было много братьев и сестер. Ее отец читал детям сказки, рассказывал истории, выдумывал всякие небылицы. А мама любила делать детям сюрпризы: то платьице сошьёт девочкам, то приготовит что-то вкусное. (слайд 6).
Елена Благинина в детстве любила сама что-нибудь сочинять и выдумывать. Хотя мечтала стать учительницей. И даже поступила в педагогический институт. Но учительницей стать не получилась. Зато Елена Благинина стала известной детской писательницей.
О чем же писала Елена Благинина? (слайд 7). Да обо всем.
Мама – главное слово в жизни любого человека. И Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.
VІ. ФизминуткаДружно маме помогаем –Пыль повсюду вытираем.А теперь белье стираем,Полоскаем, отжимаем.Подметаем все кругомИ бегом за молоком.Маму вечером встречаем,Двери настежь открываем,Маму крепко обнимаем!
2. Первичная проверка восприятия
-А сейчас откройте учебники на стр. 119 и послушайте стихотворение
Е.А. Благининой «Посидим в тишине».
а) Аудио чтение стихотворения
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да, понравилось)
- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
- От чьего имени написано стихотворение?
б) Словарная работа
Волчок- игрушка в виде шарика на вращающейся оси.
Метнулся – резким движением броситься куда-нибудь.
Скользнул – быстро и незаметно пройти, промелькнуть
(на доске)
в) «Жужжащее» чтение
- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
- Почему девочка решила не играть?
- Что она заметила в комнате?
- Что она сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
- Как отреагировал луч на слова девочки?
г) Чтение хором
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки).
- Как вы думаете, ей трудно сидеть в тишине? ( Да)
- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
- А почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
VІІ. Работа над выразительностью
– Как мы будем читать стихотворение, каким голосом?
-Тихим, спокойным.
- Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет?
- Плавная, медленная.
– Похожая на колыбельную.
Чтение «цепочкой»
– Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.
- Луч.
- Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу.
- Золотой.
- В каком значении употреблено слово золотой?
- «Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова.
- Изменится ли стихотворение без этого слова?
- Да.
- А что изменится?
- В нем не будет теплоты, нежности.
- Чему учит стихотворение?
- К маме нужно относиться с любовью и заботой.
- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение к маме.
В своих стихотворениях Благинина учит детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку- маме.
ІX. Итог урока
Рефлексия
- Мама – самый близкий человек, самый родной. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.
- Возьмите солнышко с портретами своих мам и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась. Напишите эти слова на лучиках солнышка.
( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)А теперь прочитайте слова Зои Воскресенской.
На доске:
Самое прекрасное слово на земле – мама...
X. Домашнее задание
- Дома вы готовите выразительное чтение стихотворения, по желанию можете выучить его наизусть.