Урок ОБЖ в 9 классе. Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время

Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время 
Цель:  познакомить с системой оповещения, классификацией эвакуации, рассредоточением, с аварийно-спасательными работами, мероприятиями, которые входят в них, неотложными работами, видами обеспечения;  развивать речь, внимание, память, воспитывать патриотизм, гордость за Родину, сострадание, безопасное поведение. 
Вид занятия: беседа 
Ход занятия
Организационный момент. 
 (Просмотр презентации)  
Постановка цели урока, ее тема. 
Совместная формулировка темы занятия. Запись ее на доске. 
Вспомним виды ЧС. Дети должны расшифровать и написать в клеточки чрезвычайные ситуации. 
 
о 
а 
п 
ж 
р 

п 
о 
ж 
а 
р 

  
а 
в 
к 
д 
а 

д 
а 
в 
к 
а 

  
в 
я 
а 
а 
р 
и 

а 
в 
а 
р 
и 
я 

  
а 
у 
с 
а 
з 
х 

з 
а 
с 
у 
х 
а 

  
б 
а 
о 
л 
в 

о 
б 
в 
а 
л 

 
Сигнал сирены «Внимание всем» 
- Этот сигнал обозначает, что возникло ЧС и от населения ожидаются действия в зависимости от угроз. 
Данный сигнал оповещения ВВ побуждает население к 3 видам действия  1) включить источник информации;  2)выслушать объявление об угрозе; 
3) выполнить рекомендации; 
- Что такое ЭВАКУАЦИЯ? (ответы детей) 
Эвакуация населения  это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах. 
Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. 
Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам: 
- видам опасности эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; 
- способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; 
- удаленности локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (муниципального образования); региональная (в границах области); государственная (в пределах страны); 
- временным показателям  временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца). 
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: заблаговременная и экстренная. 
Заблаговременная эвакуация населенияопасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. 
Экстренная эвакуация населенияиз опасного района при возникновении чрезвычайной ситуации. 
Эвакуация осуществляется по производственно-территориальному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно. 
ЧТО НАДО БРАТЬ С СОБОЙ ПРИ ЭВАКУАЦИИ (дети записывают их на доске)
1.Необходимое количество вещей: 
теплые вещи,  обувь,  простыни,  наволочки,  одеяло,  полотенце,  сменное белье. 
  2.Средства индивидуальной защиты, аптечку (нужные лекарства), перевязочный пакет или бинт стерильный. 
  3.Документы: 
паспорт,  военный билет,  пенсионное удостоверение, трудовую книжку,  диплом (аттестат об образовании),  удостоверение по квалификации,  свидетельство о браке,  о рождении детей,  аттестаты – табели успеваемости детей,  школьный дневник. 
  4.Продукты на 2-3 суток не скоро портящихся: консервы, концентраты, галеты, сухари, сахар, питьевую воду. 
Для детей до 3-х летнего возраста детское питание, сухое молоко, консервированное молоко, соки, упакованные в целлофановые пакеты. 
  5.Все вещи и продукты уложить в рюкзаки, мешки или другие упаковки, удобные для перевозки, к ним прикрепить бирки: 
«ВАСИЛЬЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ» с. Солонцы, в с. Малакеево . 
6.Для детей сделать бирки и пришить их с внутренней стороны воротника с указанием «Ф.И.О. ребенка, года рождения, места жительства, места работы матери или отца, куда эвакуируется». 
При эвакуации транспортом общая масса вещей и продуктов питания должна составлять не более 50 кг, на взрослого человека. 
При эвакуации пешим порядком значительно меньше, в соответствии с физической выносливости каждого человека. 
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРИГЛАШЕННОГО ГОСТЯ СОТРУДНИКА МЧС 
 
Аварийно-спасательные работы  это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации.            Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций  это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. 
Аварийно-спасательные работыв очагах поражения включают в себя: 
разведку маршрутов движения и участков работ; 
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; 
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; 
поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и блокированных помещений; 
(  оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; 
(  вывоз (вывод) населения из опасных зон; 
(  санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража. 
Обобщение усвоенного материала: 
«Клубок знаний»  
Ведущий задает вопрос ученику по сегодняшней теме, он отвечает и задает вопросы следующему, пока не ответят все участники. 
Завершение занятия: Просмотр видеофильма.

15