УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА – КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ.


Урок русского языка – как основа формирования Функциональной грамотности учащихся через использование ИКТ.
Калиева Сауле Ануарбековнаучитель русского языка
Карагайлинская средняя школа
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»
К.Д.Ушинский .2667014605В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент постановил ввести 5-летний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире.
Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем. Функциональную грамотность на уроках русского языка и литературы составляют: • элементы логической грамотности; • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности; • требования технологических процессов, в которые он вовлечен; • информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: • воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; • личностно-профессиональную подготовленность; • профессионально-техническую подготовленность. Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. На развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы влияют следующие факторы: • содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); •формы и методы обучения; • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; • программы внешкольного, дополнительного образования; • модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; • активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. Что такое современный урок русского языка и литературы? Чем он отличается от  традиционного («несовременного»)? Как его подготовить и провести? Поиском ответов на эти непростые вопросы занят и каждый педагог, и каждый учительский коллектив в своих методических изысканиях, ежедневном анализе работы, в ходе обсуждений на семинарах, тренингах и конференциях . 
Есть  известное логическое правило: чтобы найти существенные признаки явления, нужно исключить все случайные, без которых оно не теряет своего базового качества. Современным урок делают не только использование информационных технологий, установка новейшего оборудования и даже не изменение содержания изучаемого материала. 
Конечно, мультимедийные доски, ноутбуки для учеников, скоростной интернет в школах и учителя, теоретически подготовленные для внедрения нового стандарта образования – это приметы времени, но степень современности урока определяется другими факторами.
В качестве основных характеристик школьного занятия XXI века учителя называют:
1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока);
2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах;
3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач. Далее следуют еще два признака:
4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления;
5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем). 
Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный ученикам и родителям, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату. При этом – поскольку все чаще главными для уроков выступают метапредметные задачи – одно занятие может плавно перейти в другое, следуя за общим интересом и логикой решения. Рамки урока-исследования или урока-дискуссии расширяются, и наоборот, достигнутая цель означает досрочное завершение работы и смену деятельности. 
Очевидно, что первый (самый главный) из выделенных выше признаков предполагает развитие индивидуализации. В рамках современного урока русского языка и литературы ученик, взрослея, учится ставить себе учебные задачи, определять ресурсы, необходимые для их выполнения, и брать на себя ответственность за качество результата. Педагог же оценивает адекватность выбранных сроков и способов работы, способность привлекать различные ресурсы умение планировать и действовать самостоятельно (или в команде).
228600Значит, современный учитель в ходе урока действует не как агент взрослого всезнающего мира, а, скорее, как «сталкер», выводящий к желаемой цели, но всегда оставляющий за учеником право главного выбора. 
Школьное обучение все больше организуется по индивидуально проектируемым учебным целям и режимам жизнедеятельности. Возрастающая рефлексивность процесса  (сама учебная деятельность становится объектом исследования ученика)  позволяет школьнику самостоятельно работать с информацией, превращая ее в знания, необходимые для решения проблем. 
Анализ опыта моих коллег позволяет выделить ряд трендов, задающих рамки становления современного урока:
выбор учениками «пространства» действия (классный кабинет, библиотека, мультимедийный кабинет); 
гибкий подход к срокам освоения отдельных тем и курсов («опережающие» графики, основанные на интенсивных методах обучения и самостоятельной работы);
выбор учащимися форм и способов контроля и оценки (из нескольких вариантов);
работа во временных разновозрастных коллективах, сформированных под конкретные образовательные задачи;
проектные технологии как основа школьных занятий и самоподготовки;
интерактивные, социально-моделирующие типы занятий;
практика шефства и поддержки старших учеников-тьюторов;
расширение основных учебных программ в дополнительные - практико- ориентированные и творческие;
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебной дисциплины, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации.

-25402854960Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителя. Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся – одно из самых важных условий успешного обучения. В моей работе большую помощь оказывает МО учителей гуманитарного цикла: разрабатываются алгоритмы проверки ЗУН- отбираются разноуровневые вопросы и задания, привлекаются дополнительные источники литературы, используются необходимые средства обучения, заблаговременно планируются, определяются методы и формы проверки. Какой вид учебной деятельности на уроке русского языка и литературы самый распространенный? Работа с вопросами. Ответить на вопросы упражнения, составить вопросы к тексту, задать их друг другу по теме урока - вот традиционные задания ученикам. Анализ формулируемых вопросов позволяет сделать вывод: чаще всего ответы на вопросы предполагают воспроизведение содержания, т.е. в системе этого вида работы не всегда продуман разноуровневый подход в усвоении содержания. Одним из путей решения этой проблемы может стать применение системы вопросов по таксономии Блума, которая предполагает как знание и понимание материала, так и его анализ, синтез, оценку (вопросы высокого порядка), следовательно, будет также способствовать развитию функциональной грамотности. Требованием сегодняшнего дня является практическое применение компетентностно - ориентированных заданий, которые обеспечивают полноценное развитие информационной и коммуникативной компетенций и формирование функциональной грамотности. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащиеся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников. Можно определить следующие основные признаки функциональной 196852040255грамотности: • готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования; • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей; • готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности; •способность к коммуникативной деятельности. Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления содержания образования, внедрения новых подходов в обучении и воспитании школьников, обеспечения педагогов и школ необходимыми учебно-методическими ресурсами.
Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет семь модулей на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся - это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.
Список использованной литературы:
1.Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. - 1999. - №2. - С.26-29.
2.Чичибу Т. Руководство для учителей по реализации подхода Lesson study. – Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. – с.28