Статья Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.


Тема: Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.
Маденова Ж.К., учитель Мичуринской СШ
2016-2017 уч.гТема: Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Содержание функциональной грамотности

Цель учителя - развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
-Пространственное восприятие
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Технологии
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Составляющие функционально грамотной личности. 1. Речевые умения:– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;– различать однозначные и многозначные слова;– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;– совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.
2. Интеллектуально-речевые умения.а) Рецептивные (умения слушать, читать):– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);– делить текст на структурносмысловые части;– самостоятельно ставить вопросы к тексту;– вести диалог с автором текста;– отвечать на вопросы учителя по тексту;– выделять в тексте главное;– составлять простой план текста;– составлять таблицу, схему по со держанию текста;– находить ключевые слова;– соотносить заглавие с содержанием текста;б) продуктивные (умения говорить, писать):– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);– создавать текст-повествование в учебнонаучном стиле (устно);– озаглавливать текст;– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.
3. Коммуникативные умения: – вступать в диалог с учителем и сверстниками;– высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.
4. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного
-предупредительного
-выборочного диктантов
-при орфографическом выделении орфограмм
- в ходе звукобуквенного анализа
-при разборе слов по составу.
Работа со словарями
Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ.
Учебный предмет “Математика”
предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ,
практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников,
позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет  “Литературное чтение” 
предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения,
ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
Проектная деятельность
В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся
Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности
Вывод:
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблоки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.