ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Хабибуллина Айгуль Кайратовна
КГУ «Меновновская средняя школа»
«Развитие компетентности учащихся на уроках физики и информатики с использованием информационно –коммуникационных технологий»
В Послании «Казахстан-2050» глава государства подчеркнул, что «казахстанцы должны стать высокообразованной нацией» для решения поставленных перед страной исторических задач. И особая ответственность за это ложится на молодое поколение – ровесников независимости. Их знания, профессионализм, преданность Родине позволят нашей стране «к 2050 году войти в число 30 самых развитых государств мира». Президент ставит перед нашим образованием и всем обществом задачу обеспечить новые качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Достижения этой цели позволяют решить многие задачи и средства обучения, способствующие развитию положительной мотивации учения. Поэтому основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе – это развитие у учеников:
самостоятельности и способности к самоорганизации;
умения отстаивать свои права;
готовности к сотрудничеству;
способности к созидательной, исследовательской деятельности;
толерантности, понимания друг друга;
умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Понятно, что с таким подходом во главу всего процесса обучения ставится личность ребёнка, его неповторимость, его свобода быть самим собой. Выпускник, покинув школу, должен быть адаптированным к жизни, со стойкой мотивацией на успешность в данных социально-экономических условиях, способным самостоятельно выйти из любой нестандартной ситуации, умеющим добыть необходимые знания в различных источниках, готовым учиться дальше, открытым для самосовершенствования.
Я, создаю на своих уроках такие условия (образовательную развивающую среду), которые позволяют ученику открыть себя, свои внутренние возможности, способность к самопознанию, самоанализу, самореализации. Целью всей своей деятельности  считаю, прежде всего, воспитание человека думающего, сомневающегося, радующегося, уверенного в себе, а значит, и в своём будущем.
Всем этим требованиям современности отвечает гуманистическое образование, которое вносит человеческое измерение и в содержание образования, и в жизнь всей школы.
Один из принципов оптимизации образования – это личностно-ориетированный подход к ученикам, который предполагает:
– создание положительной мотивации на работу, деятельность отдельного ученика и класса в целом;
– осуществление самостоятельного выбора учащимися задания, уровня его сложности;
– сочетание групповой и индивидуальной работы;
– участие детей в различных дискуссиях;
– формирование системы оценивания и самооценивания своих достижений и достижений своих товарищей.
Личностно-ориетированный подход в преподавании физики – это жизненная необходимость. Предмет «физика» сразу вызывает интерес у учащихся 7 класса, когда они приступают к изучению, но уже в середине курса наблюдается спад интереса, так как число задач, предлагаемых учебником, увеличивается. Школьники начинают понимать, что в учении одного интереса мало, нужны знания. И на этом этапе происходит разделение учеников на тех, кто влюблён в физику, и на тех, кто начинает её не понимать.
Поэтому на первом этапе моя роль как учителя многократно возрастает. И я не упрощаю задания, не меняю содержание образования (одним проще, другим сложнее), а меняю свой подход к ученикам, ведь одним ученикам нужна большая помощь, другим незначительная. Акцентирую внимание учеников на их успехах в конкретных обстоятельствах, побуждаю их к развитию данного успеха. А для этого  необходимы знания школьного психолога, который помогает  в выборе форм и методов работы. Вместе с психологом  выясняю уровень сформированности познавательных интересов, мыслительных операций своих учеников, типы памяти, доминирующий характер мышления, тип темперамента, направленность личности, личностные особенности девушек и юношей. Все эти знания позволяют мне составить целостную картину о классе и об отдельном ребёнке и спланировать свою работу с каждым, т. е. дифференцировать процесс обучения.
Типы дифференциации, используемые мной в работе:  
По характеру индивидуальных особенностей учащихся (учёт их способностей, интересов, мотивов подготовленности к учению);
По элементам системы управления учебным процессом;
По способу организации познавательной деятельности учащихся:
– фронтальная,
– групповая,
– индивидуальная.
 Виды дифференциации:
I. Внешняя – учёт индивидуальных особенностей учащихся:
добровольный выбор учащимся факультатива, элективного курса, кружка, занятия в ШФО «Поиск».
добровольный выбор профиля обучения (естественно математический, гуманитарный).
II. Внутренняя – учёт индивидуальных способностей учащихся для специальных, дифференциальных учебных групп:
самоопределение учащихся по выбору задач различной сложности.
учитель предлагает задания, исходя из уровня развития ученика, соответствующие его возможностям.
Мой опыт работы в школе показал, что свобода выбора учащимися различного вида деятельности не ограничивается факультативом, кружком или профилем обучения. Я уже не управляю учебным а являюсь помощником, который предлагает детям разнообразные формы учебной работы:
Домашние лабораторные работы;
Домашние исследования;
Самостоятельная работа в библиотеке;
Конструкторские задания;
С персональным компьютером над проектом.
При организации личностно-ориентированного и развивающего обучения, способствующих развитию ключевых компетенций, учитываю результаты, полученные в ходе психологического  исследования, которые позволяют мне активно влиять на развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных потребностей личности.
Работая в школе анализируя результаты своей деятельности, достижений учащихся, уровня их познавательных интересов, я выделила следующие мотивы учения:
Любознательность,
Интерес,
Устойчивый интерес,
Творческая активность,
06921500Но самым действенным, как показали исследования и мой опыт работы, является интерес к предмету. Этот мотив осознаётся учащимися раньше, чем другие, им они чаще руководствуются в своей деятельности. Ещё К. Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт».
Интерес – мощный побудитель активности личности. В формировании познавательного интереса школьников  опираюсь на их любопытство, и  делаю всё, чтобы огонь этот у них в глазах не погас. А вызвать любопытство мне удаётся одним из следующих приёмов:
Приём первый: путём последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления или закономерности (например, в технике, промышленности, военном деле, медицине, быту и др.).
Приём второй: посредством рассказа занимательного факта из наблюдений, жизни любимых литературных героев (Шерлока Холмса, Робинзона Крузо, Барона Мюнхгаузена), производственной практики.
Потом делаю один из следующих шагов:
а) сообщаю, что сейчас мы будем детально разбирать причину факта,
б) задаю вопрос типа: «Как вы думаете, почему это произошло?».
Например: В 8 классе при проведении обобщающего урока в виде соревнования, к каждой команде с вопросом обращаются Шерлок Холмс и Доктор Ватсон.
 Вопрос 1 команде. Шерлок Холмс:
 – Когда мы ожидали чай с доктором Ватсоном в гостиной, то мой друг безошибочно определил, что через 5 минут миссис Хадсон нам принесёт горячий настоящий английский чай. Дорогие друзья, ответьте  на вопрос: «Как он это определил?».
Вопрос 2 команде. Доктор Ватсон:
– Шерлок Холмс, сидя в своём любимом кресле возле камина, где уютно устроилась кошка миссис Хадсон, не глядя в окно, сказал:      «Завтра сильно похолодает. Столбик термометра опустится ниже 00 С». Ответьте на вопрос: «Как детектив это определил?».     
Приём третий: молча ставлю опыт, дающий неожиданный эффект, а потом задаю вопрос «Чем это вызвано?» и начинаю с классом обсуждение, перерастающее в изучение нового материала. Например, в 8 классе при изучении темы «Электрические явления», в начале урока получаю молнию от электрофорной машины. Задаю вопросы:
– Где в природе можно наблюдать данное явление?
– Как можно его объяснить?
Приём четвёртый: показываю эксперимент (результат которого противоречит здравому смыслу), а потом приглашаю к разбору опыта и изучению материала, на основе которого его можно объяснить. Например, в 7 классе при изучении темы «Строение вещества» предлагаю ученикам предсказать, что произойдет, если смешать стакан сахара и стакан гороха в одном стакане? После того, как выслушаю все мнения, провожу опыт и с учениками делаем вывод.
Приём пятый: показываю детям новый неожиданный аспект и возможности уже изученного материала либо знакомых объектов. Например, в 7 классе при изучении темы «Давление газов и жидкостей» предлагаю ребятам такие задания:
а) превратить одноразовый шприц в модель для демонстрации закона Паскаля;
б) превратить пластиковую бутылку в физический прибор. Какие опыты вы предложите?
Приём шестой: предлагаю задачу интересного содержания, которая позволяет рассмотреть новую тему. Например, в 7 классе при изучении темы «Движение и взаимодействие тел» предлагаю задачу:
Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?
Так же, на этом уровне развития познавательного мотива, предлагаю ученикам использовать алгоритмы для решения задач, памятки при работе с учебником и прибором, пользуюсь дидактическим материалом и методикой «Преподавание физики, развивающее ученика».
Для второго уровня мотивов «любознательности» характерно то, что человек руководствуется желанием, как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять культурный уровень. Чаще всего школьников этого уровня привлекает материал, связанный с жизнью, с техникой, несложные задачи, лабораторные и экспериментальные работы, но без сложных вычислений и теоретических вкладок. Для учеников такого уровня  предлагаю следующие задания:
подготовить к изучению новой темы материал, который чрезвычайно важен в различных областях техники, науки, быту, промышленности;
связанные с овладением новой мыслительной операцией (например, сравнением, анализом);
В 8 классе при изучении приборов вольтметра и амперметра даю задание: сравнить эти два прибора и занести данные в таблицу1.
                                                                                                                    Таблица 1
 Признаки сравнения Название приборов
Лабораторный амперметр Лабораторный вольтметр
Назначение  
   
Устройство  
   
Сопротивление прибора  
   
Можно ли подключать прибор непосредственно к источнику тока  
 
   
 
связанные с новым методом работы (по предписанию). Например, «Как провести исследование».
связанные с новым практическим умением (например, вести наблюдение, писать отзыв, рецензию).
Этот вид задания развивает ум и интеллект, практическое мастерство, делает учеников более образованными и приспособленными к жизни.
стать «на сегодня» взрослым и занять один из важнейших служебных постов (стать директором научной лаборатории, журналистом, экспертом, изобретателем) и в соответствии со своей должностью выполнить обязанности (перечень которых выдаётся).
Эти задания не только направлены на профессиональную ориентацию, но позволяют, осуществлять межпредметные связи, уделять особое внимание воспитательному аспекту урока.
на проведение домашнего эксперимента с приборами, которые есть дома. Например, определить плотность вещества (фарфоровая кружка), используя домашние весы и мерную кружку для сухих продуктов.
на проведение домашнего эксперимента частично-поискового типа, которые расширяют мотивацию изучения предмета.
Третий уровень устойчивого интереса характерен усилением познавательного интереса, ученик ориентируется на «взятие высот», получение хороших или лучших результатов, завоевание побед, осознание необходимости систематического изучения физики. Школьник посвящает себя делу, с которым намерен связать своё будущее.
В практических работах этих учеников увлекает и теоретическая и прикладная часть. При решении задач они ищут своё решение и предлагают их несколько. Свои решения они анализируют, сравнивают, делают выводы. Практические задания для таких учеников носят уже полностью самостоятельный исследовательский характер. Этим ученикам я предлагаю нестандартные задачи, олимпиадные задачи, работу над проектами. На этом уровне зарождается мотивация творчества. Ученики решают задачи части ЕНТ, олимпиадные задачи.
Четвёртый уровень мотивации –  осознанная потребность изучения предмета. Школьники этого уровня с большим желанием изучают теорию, глубоко проникают в сущность законов, испытывают потребность в изучении нового. На этом этапе проявляется коммуникативная компетентность; желание общаться с одноклассниками, работать в парах и группах, участвовать в подготовке и проведении уроков- конференций, уроков-спектаклей, уроков-исследований.
Эта группа ребят, начиная с 8 класса, активно занимается на факультативах, элективных курсах, в школьном физическом обществе «Поиск», участвует в научно-практических конференциях разного уровня.
Одной из основных  ключевых компетенций, над формированием которых я работаю со своими учениками, конечно же, является самостоятельная деятельность. Именно при самостоятельной работе эффект усвоения знаний получается более качественным. Самостоятельная учебная деятельность, направленная  на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю на каждом этапе; он овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности; ему приходиться вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, с коллегой по группе, педагогом, родителями, старшеклассниками или младшими школьниками. Ученик учится в процессе деятельности налаживать деловые партнёрские отношения, осмысливать их. Так формируются задатки умения сотрудничать.
Показ новизны содержания предмета, его профессиональной направленности, использование междупредметных и межцикловых связей, историзм – всё это позволило мне изменить не только содержание, но структуру урока.
Теперь урок – это совместное творчество: моё и учеников. Дети чётко знают цели, которые перед ними стоят на уроке, они к 9 классу осознанно формулируют их. Уже с 7 класса я учу учащихся выдвигать гипотезы, ставить проблемные вопросы, искать пути решения  задач, доказывать своё мнение, дискуссировать по правилам, сформулированным для диспута. Использование в работе инновационных технологий, проектных, интерактивных компьютерных и коммуникационных расширяет возможности и рамки урока, ведёт не только к усвоению определённой суммы знаний, но и способствует, прежде всего, умению самостоятельно эти знания добывать. У школьников формируются обобщённые знания о важнейших явлениях объективного мира, вырабатывается единая, целостная естественнонаучная картина мира. На уроках я ежедневно показываю и доказываю ученикам, что знания и умения, приобретённые ими на уроках физики, применяются к другим предметам, что законы (например, закон сохранения энергии) выполняются и в химии, и в биологии. Убеждаю детей, что физика неразрывно связана с математикой, медициной, музыкой, астрономией, химией, техникой.
Все перечисленные виды деятельности, используемые мною в практике, помогают ученикам установить связь между новым материалом и изученным ранее. Путём реализации деятельного подхода являются нестандартные, творческие уроки, которые ученики готовят вместе со мной. Когда ребёнок сам выбирает вопрос, находит на него ответ и рассказывает о результатах своей работы другим, когда сам добывает новые знания, только тогда он  готов в любой ситуации грамотно действовать.
 
ЛИТЕРАТУРА
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентности подход на уроке и во внеурочной деятельности : практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2.
Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентности подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. – М.,  2005.
Лебедев О. Е. Компетентности подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
Нефедова Л. А., Ухова  Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–68.
Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования  //Директор школы. –2006. –№ 8. – С. 64–69.