Применение современных педагогических технологий на уроках музыки


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ӘН – КҮЙ САБАҒЫНДА ЖАҢА ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Апаева Динара Нурмхановна
учитель музыки
КГУ СШ №7
Цель: Познакомить школьных учителей-музыкантов с опытом применения современных педагогических технологий на уроках музыки.
Задачи:
Выяснить причины необходимости внедрения педагогических технологий в школе.
Указать на наиболее эффективные методы обучения.
Провести классификацию педагогических технологий.
Привести примеры из практики.
Цели современной школы исходят из следующих положений:
1) цели школы должны соответствовать потребностям общества, государства;
2) они должны соответствовать психологическим, биологическим,
социальным потребностям учащихся;
3) цели должны носить конкретный характер;
4) для реализации целей должны быть использованы соответствующие
технологии.
Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейных сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой.
В настоящее время интенсивно развиваются школьные педагогическиие технологии. Появилось много различных направлений (творческие мастерские, пары сменного состава, коалиции, различные виды контроля знаний и т.п.). В одних случаях технологии вырастают из теории (Ш.А.Амонашвили, В.П,Беспалько, В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, Л.В.Занков, И.П.Иванов, П.Я.Гальперин, В.Ю.Кричевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Якунин и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенков, А.А.Окунев, В.Ф.Шаталов, С.Д.Шевченко, В.В.Шейман, и т.п.)
Теоретическими обоснованиями для их внедрения является следующее:
Демократизация образовательного процесса.
Гуманизация педагогического процесса.
Развитие социальной компетентности учащихся.
Создание условий для развивающего педагогического процесса.
Определение психического материала, с которым происходит работа в педагогических технологиях.
Теория деятельности (сознательности обучения).
Системный подход.
Понятие «Педагогическая технология» появилось в начале 1960-ых годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Technology». В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить всё, что касается совершенствования учебного процесса. Под педагогической технологией понимают набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
Структурные компоненты педагогических технологий:
Ц - цели обучения и воспитания, их психологическая структура,
психические материалы, конструкции.
О - набор операций по достижению этих целей.
К - психологические характеристики коммуникаторов (педагогов).
Р - психологические характеристики реципиентов (учащихся).
СР - средства, используемые при выполнении определённых операций.
ПР - принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются
цели.
Технология – это функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР).
Функциональные компоненты деятельности педагогов:
а) гностический;
б) проектировочный;
в) конструктивный;
г) организаторский;
д) коммуникативный.
Существуют два типа технологий: педагогические и психологические. В педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы. Психологические технологии носят скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Провести чёткую границу между ними довольно трудно.
Педагогические технологии классифицируются на: технологию обучения, воспитания, развития и диагностики.
Наиболее эффективными для использования в школьной практике на уроках музыки можно назвать такие педагогические технологии, как:
Атака мыслей, Бинарный урок, Взаимоконтроль, Выступление, Игра, Коноп, Конференция однородных групп, Мастерская, Мнемотур, Опрос пятерых, Отгадай, о ком говорят, Пластилин, Ривин-методика, Самооценка, Тест с закрытыми ответами, «Углы», Творческие тесты, Цепочка (опрос), Я - звезда. Вывод: Применение современных педагогических технологии обучения и воспитания снижает энергозатраты со стороны педагогов, развивает мотивацию учащихся за счёт изменения позиции ученика с пассивной на активную.