Эссе на темуПортфолио педагога
Эссе «Портфолио педагога»
Глубочайшим свойством человеческой природы,
является страстное стремление людей,
быть оценёнными по заслугам.
Уильям Джеймс.
По-разному можно ответить на вопрос, что такое «портфолио» педагога. Это папка его личных достижений. Это методическая копилка. Это «Портфель учителя», где фиксируются накопления и оценки его творческих достижений. Это комплект документов, регламентирующих деятельность учителя, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Это еще один из способов учитывать результаты, достигнутые учителем в учебной, творческой, методической, исследовательской деятельности и умение представить отчет о работе учителя по теме самообразования.
Для меня – это своеобразная форма представления результатов собственной деятельности на основе способности к самооценке – рефлексии. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень его активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Именно технология, называемая «Портфолио», способствует этому. Но возникает вопрос, нужно ли выставлять электронное портфолио на всеобщее обозрение? Если раньше достижения учителя оценивала только администрация, то сегодня появилась более объективная система оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе – это общественное мнение (мнение коллег, родителей, учащихся), именно оно формирует имидж современного учителя, востребованного в обществе. Выложить свои достижения для всеобщего просмотра и обсуждения, думаю - это способ для уверенных в себе людей, профессионалов.
Безусловно, портфолио необходимо в педагогической деятельности, так как поможет осуществить следующие задачи:
- отследить результаты педагогической деятельности при подготовке к аттестации;
- при выставлении баллов, влияющих на зарплату, обосновать каждый балл;
- при устройстве на работу, поможет работодателю оценить уровень профессионализма;
- даст возможность осуществить знакомство с родителями на собрании;
- является стимулом к самообразованию и повышает нашу самооценку.
Портфолио выполняет несколько функций:
- диагностическую функцию, которая позволяет проследить рост педагога;
- функцию целеполагания;
- мотивационную функцию – мотивацию на положительные результаты;
- функцию развития
личности.
Электронное портфолио в педагогической деятельности необходимо, так как это хорошая возможность взаимного обмена опытом работы в педагогической деятельности и своего рода «Копилка мастерства». Для этого мне и нужно электронное портфолио, но работа над ним должна быть системной, постоянной, а не периодической: только при аттестации или участии в конкурсе. В наш технический век это удобная форма работы, так как материалы электронного портфолио можно легко редактировать и совершенствовать.
Заполняя его, сколько интересного материала можно увидеть, прочитать, услышать на
страничках коллег, не выходя из дома! А как здорово, что можно прочитать отзывы на свои
работы! Критика заставляет переосмыслить свои действия, заново проверить результат.
Исходя из сказанного, я с уверенностью могу сказать, что портфолио - один из самых важных и нужных документов в профессиональной деятельности. Ведь это объективное представление о педагоге, которое выражает умение решать учебные и воспитательные задачи, используя профессиональные знания и умения. Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдывают себя творческим, профессиональным ростом, стимулом к самостоятельной активности, накоплением опыта, признанием коллег.