Обобщение педагогического опыта на уроках обслуживающего труда По теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках обслуживающего труда»


Обобщение педагогического опыта на уроках обслуживающего труда
По теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках обслуживающего труда»
Из опыта работы учителя технологии
Леликовой Светланы Михайловны
МБОУ СОШ №2 г. Радужный-ХМАО-ЮграДевизом в моей педагогической деятельности являются слова:  «Учение без принуждения».
Основной задачей в своей педагогической практике я выделяю основной принцип- это процесс обучения. Он должен быть занимательным и помочь обучающимся в преодолении трудностей, при усвоении учебного материала.
                  В своей работе систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, периодически обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
          По теме самообразования, «Развитие творческих способностей учащихся на уроках обслуживающего труда», я работаю с 2012 года. Тема была определена мною не случайно, ведь, на сегодняшний день очень актуальной остается проблемы -  снижения интереса  к некоторым темам моего предмета. Творческие задания и упражнения способствуют развитию познавательной активности на уроках.
     Наблюдая за обучающимися я убедилась, что на  уроках, где применяются творческие задания, девочки работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (девочки это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте продолжим работу», что свидетельствует об успешности урока.
  Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.
 Для решения этой цели я определила следующие задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;
-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;
-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
      В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении 3 лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. 
В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).
Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».
В 6-7 классах предлагаю представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Пример. При изучении темы «Моделирование» в 5-8 классах я включила в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».
Фрагмент урока в 6-ом классе (объяснение творческой работы).
1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.
2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.
3. Процесс создания своей модели опишите по плану:
 а) эскиз;
б) техническое моделирование;
в) описание;
4.   Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.
5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.
На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываю лучшие варианты.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?).
 Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по изготовлению ночной сорочки, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
                       Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
        Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п.
 Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.