Обобщение опыта по теме Личностно — ориентированная направленность в формировании творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.


Личностно- ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения . Кушенова Сагида СисеновнаУчитель начальных классов ОСШ №4 г.Аксая.Дата рождения: 4 июля 1967года.Образование: высшее (ЗКГУ ПИМНО)Педагогический стаж: 22 года.Квалификационная категория: 13 разрядПедагогическое кредо: «Главное-личность ученика, её духовный мир, интересы и способности» Свободная атмосфера в классе без авторитарности, возможности выбора деятельности.Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя: постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, неявная, наводящая, а не подсказывающая.Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор. Решение субъективно- творческих заданий при изучении разных тем.Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию. «Все дети способны» - такова моя ведущая педагогическая идея в учебно - воспитательном процессе. Словесныйметод Рассказ Беседа Метод иллюстраций Картины Портреты Схемы Таблицы Метод демонстраций Слайды Диафильмы Аудио- Видео-записи Инсценировки Композиции Ринги Конкурсы знатоков Викторины Уроки Метод уровневой дифференциации и методы самоконтроля: написание эссе; защита рефератов; создание аннотаций для одноклассников; презентации книг; доклады на основе собственных наблюдений и поисков. Свободная атмосфера в классе: (без авторитарности), возможность выбора деятельности. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности; помощь детям, неявная, наводящая, а не подсказывающая. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, применение игровых методик, юмора. Решение субъективно- творческих заданий при изучении разных тем. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию. Продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру выполнения; Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; Организация обмена мыслями, идеями, оценками; Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензирование); Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика; Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока; Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий; Использование трудных ситуаций, возникающих на уроке, как область приложения знаний. Например, дети прочитали слова: «огурцы», «капуста», проговорили их по слогам. И здесь я задаю вопрос: «Ребята, вы не знаете, почему огурец покрыт пупырышками?»(Дети пожимают плечами, удивлённо смотрят. Даю им возможность пофантазировать).- Наверно их в огороде покусали комары.(Измагамбетов Тамерлан)-Они хотят быть похожими на зелёных лягушек .(Шиндаулетова Карина)-Это их глазки, которые следят за тем, что творится вокруг.(Чиркова Валерия)-Эти колючки спасают от врагов.(Утеулиев Самат)(Выслушав ответы детей предлагаю им послушать небольшую сказку).Огурец и капуста.Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в реку бросился, а кочан капусты как стал раздеваться на бережку, так и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. «Путать слова, писать с ошибками или читать неправильно, размахивать руками и делать другие жесты - все они имеют смысл, - писал Фрейд, - с их помощью человек выдаёт все сокровенные тайны». Ч. Айтматова «После сказки, или Белый пароход». Мальчик оторопел, холодом обдало его, когда он увидел под стеной сарая рогатую маралью голову. Отсечённая голова валялась в пыли. Она напоминала корягу, выброшенную с дороги. Возле головы валялись четыре ноги с копытами, отрезанные в коленных суставах. Мальчик с ужасом глядел на эту страшную картину. Он не верил глазам своим. Он хотел бежать отсюда, но ноги не повиновались ему. Он стоял и смотрел на мёртвую голову белой маралихи. Той самой, что вчера была Рогатой матерью – оленихой, вчера ещё смотрела на него с того берега добрым и пристальным взглядом. Всё это вдруг превратилось в кучу мяса, ободранную шкуру, отсечённые ноги и, выброшенную голову. Надо было ему уйти, а он стоял, окаменев, не соображая, как и почему всё это произошло. наблюдение над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над употреблением слов в различных значениях, над текстом - его структурными компонентами, выделение общих признаков явлений, простейшие обобщения, и на этой основе - моделирование.построение языковых структур- таблиц склонения и спряжения, моделей словообразования, схем предложений различных типов, алгоритмов решения грамматико - орфографических задач по правилам, но обязательно с нарастающей степенью познавательной самостоятельности учащихся в этих построениях, ибо без этого ученик не оторвётся от исполнительского, догматического уровня познания;конструирование относится и к речевой деятельности: это и построение предложений усложнённого, нового для учащихся типа, и создание текста различных типов и назначений. Мой город в будущем.Я думаю в будущем город Аксай будет гораздо чище и зеленее.Вот каким я представляю себе наш город. Все дома покрыты большими стеклянными шарами, на которых установлены аппараты, которые очищают и фильтруют воздух. Вместо маршрутных газелей будут созданы длинные прозрачные трубы по которым будут ездить электропоезда. Машины, которые выделяют ужасно много выхлопных газов, будут заменены мини – самолётами на экологически чистом топливе. Откроются новые больницы, оснащённые новейшим оборудованием.Выполнила ученица 4 «А» класса Латыфская Эльвина. Заяц Волк Медведь Лисица Обнаружение буквы- орфограммы самим учеником. Для этого использую двойные поля: К обнаруженной в написанном (слева от полей) тексте орфограмме на полях справа подбирается проверочное слово. Текст Проверочное слово Проверяемое слово Бл..снул м..ро... И рады мыПроказам матушки- з..мы. А.Пушкин блеснул блеск, блещет мороз морозы зимы зимушка «Открытие» способа проверки безударных гласных «е/и», «е/ы» в падежных окончаниях имён существительных не по таблице склонений, как в учебнике, а по принципу сильных и слабых позиций фонем, подобно проверке безударных гласных в корне слова. Для этого даю такие примеры для наблюдения: И в зеркале озера, и в небе сияют звёзды. Изобретение языковых игр и правил игры, а также участие в них: различные кроссворды, быстрый подбор слов по какому- либо признаку. Например, на одну букву; на составление двустиший и четверостиший; на изобретение загадки в прозе или в стихах; на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, то есть имеющих связь с реальными словами) или словосочетаний, образов.Например:Попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своём месте.Закричал охотник «Ой, Двери гонятся за мной!» ( Звери) На виду у детворы Крысу красят маляры. ( Крышу)Посмотрите- ка, ребятки, Раки выросли на грядке. (Маки) У печки с удочкой сижу, От рыбы глаз не отвожу. (У речки) Ребусы деда Буквоеда. - Какие слова в них зашифрованы? (Голова, волк, рукава, ложка.) 1. Придумать сочинение - о рыжей осени в стихотворной форме.А) Рыжая осень бродит по лесу, Одевая деревья в красивый наряд. В жёлтом наряде стоит берёза, Рядом в красном осинки дрожат. Выполнила ученица 3 «А» класса Темирбаева Даяна. Б) Незаметно подкралась рыжая осень, В чаще повеяло холодком. Ветка черёмухи, берёзовый лист- Обласканы прощальным теплом. Выполнил ученик 3 «А» класса Хасанов Адлет. 2. Составить текст- описание о рыжей осени.Осенняя пора.Прошло жаркое лето. Наступила рыжая осень. Мы всем классом поехали на Урал. Река текла спокойно. В воду падали разноцветные листья кустарников и деревьев, которые росли на берегу.Мы заглянули в лес. По опушкам росли грибы. Среди пожухлой травы мы увидели ягоды ежевики. На поляне горели гроздья рябины. День стоял погожий. Небо высокое и прозрачное. Не слышны птичьи голоса. В лесу тихо и спокойно. Выполнила ученица 3 «А» класса Космагамбетова Айдай.Экскурсия в осенний лес.Мы всем классом ездили на экскурсию в осенний лес. Стоял тёплый день. Ярко светило осеннее солнце. Дул ласковый тихий ветерок. Небо было голубое. В лесу мы увидели, что листья на деревьях пожелтели и стали опадать. Листьями была устлана вся земля. Казалось, расстелен рыжий ковёр. Мы прислушались. Листочки шелестели. Они рассказывали нам осеннюю сказку. Хорошо в осеннем лесу! Выполнила ученица 3 «А» класса Сейтенова Камилла 3. Нарисовать рыжую осень. Орынбеков Раимбек 3 «А» класс Латыфская Эльвина 3 «А» класс Сембиева Акмарал 3 «А» класс Бактубаев Амир 3 «А» класс Русский язык Блок подготовительный:предпосылки, элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности Блок исследовательский: творчество в изучении языка, конструирование, конструктивная деятельность в изучении языковой теории и практики Блок самовыраженияиндивидуальности, личностиученика через виды деятельности, связанной с языком Языковые игры Конкурсы Викторины Выступления на утренниках и обычных уроках Наблюдения над языковыми явлениями Построение языковых структур Сочинения разных типов и назначений Исследование познавательного интереса учеников показало следующие результаты: