Конспект урока по развитию речи в 1 классе в общеобразовательной организации для детей с нарушениями интеллекта
Конспект урока по развитию речи в 1 классе в общеобразовательной организации для детей с нарушениями интеллекта
Тема: Зима. Название зимних месяцев.
Цель: закрепление представлений учащихся о зиме и развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представления учащихся о зиме;
-дать учащимся представления о зимних месяцах.
Коррекционно-развивающие:
-развивать навык словообразования;
-корригировать и развивать связную устную речь учащихся;
-пополнять активный и пассивный словарь учащихся.
Воспитательные:
-воспитывать навыки учебной деятельности;
-воспитывать положительное отношение к ответам других учащихся.
Оборудование: иллюстрации на зимние и осенние темы, название зимних месяцев, лист бумаги А2 , синие карандаши, презентация «Явления природы».
Тип урока: закрепление пройденного.
Ход урока
I. Организация начала урока:
Готовность к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у учащихся по теме "Зима ":
Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима.)
- Какие признаки зимы вы знаете?
Посмотрите презентацию «Явления природы» (дождь, гроза, радуга, град, лёд, снег, метель, роса).
- Какие явления природы бывают зимой?
III. Развитие навыка связной устной речи:
К нам пришла зима и перепутала времена года. Покажите лишние картинки, объясните, почему вы так решили.
IV. Психоречевая гимнастика "Спрячь слоги в ладошки".
Выхлопывание слоговых структур слов: зи-ма, мо-роз, сан-ки.
V. Изучение нового материала:
Работа над речевым материалом.
- Сегодня мы будем с вами говорить о зиме.
Я хочу проверить, знаете ли вы зимние месяцы. Отгадайте загадки:
1. Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега
Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год. (декабрь)
- Какой по счету месяц зимы декабрь? Как вы понимаете «дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи»? Чем покрыты поля и луга? (показ иллюстраций) Как вы понимаете слова «только месяц наш пройдёт»? Какой праздник мы будем встречать в конце декабря? (Новый год)
- А сейчас мы с вами побудем снежинками.
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки, мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.
- Послушайте еще одну загадку.
2. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду - упадёт не вода уже, а лед.
Даже птице не летится. От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)
- Как вы понимаете слова «щиплет уши, щиплет нос»? Что означает «лезет в валенки мороз»? А почему «птице не летится»? Как солнце может «повернуть к лету»? Что начинается с января? (новый год) Какой год наступит 1 января? (2017)
- Следующая загадка.
3. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днём капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц этот? (февраль)
- Что означает «снег мешками валит с неба»? Почему сугробы сравниваются с домом? Что такое бураны и метели? Что такое капель? Как вы понимаете «капели слышен звон»?
- Ребята, а вы боитесь мороза? Давайте покажем как мы не боимся мороза. Встаем со своих мест.
Физминутка
Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз, тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.
VI. Закрепление изученного материала:
1) Игра «Хлопни в ладоши».
- Сейчас мы поиграем в игру «Хлопни в ладоши».
Хлопните в ладоши, когда услышите слово о зиме: снег, роза, январь, сосулька, мороз, парта, февраль, санки, снежинка, декабрь, июнь, снеговик.
- Молодцы.
2) Составь предложение:
- Составьте предложение со словами о зиме.
Снег (что делает?) – летит, кружится, ложится.
Санки (что делают?) – скользят, едут, катятся.
Сосулька (что делает?) – тает, растет, плачет.
- Молодцы ребята.
3) Игра "Назови ласково" - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Ребята, давайте ласково назовем слова связанные с зимой.
Зима, снеговик, снежинка, сугроб, ёлка.
4) Развитие мелкой моторики.
- Ребята сейчас мы все дружно будем рисовать большую снежинку.
Рисуем снежинку по образцу.
VII. Подведение итогов:
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Какое сейчас время года?
Какие вы запомнили признаки зимы?
Какие вы знаете зимние месяцы?
Устная оценка работы учащихся.
Заголовок 315