Конспект урока по письму в 3 классе в общеобразовательной организации для детей с нарушениями интеллекта


Конспект урока по письму в 3 классе в общеобразовательной организации для детей с нарушениями интеллекта
Тема: ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Цель: формирование представлений учащихся о различии согласных по твёрдости и мягкости.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно произносить их в словах.
Коррекционно-развивающие:
-развивать зрительное и слуховое внимание;
-развивать зрительное и слуховое восприятие;
-обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к письму;
-способствовать развитию наблюдательности.Оборудование: изображения: белка, бабочка, зонт, зеркало, лук, лимон, перец, помидор; тетради (10 шт.); слова на доске ( дом, платок, мать, фасоль, морс, январь, забор, мост, сталь, Люди стали рисовать очень давно. Они рисовали зверей.); учебник А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская Русский язык 3 класс.Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент:
Игра «Не порви цепочку».
- Сегодня мы с вами начнем урок не обычно. На свое место сядет тот, кто правильно продолжит цепочку из слов.
Учитель называет слово, ученик должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное учителем: лимон —— носорог —— гора —— автобус —— сыр, ряд —— диван —— нитки —— игла —— арбуз, зонт —— тигр —— ручка ——апельсин ——».II. Сообщение темы урока:
На доске 2 рисунка.
- Ребята, назовите изображённых животных. (Бабочка, белка)
- Произнесите первые звуки в этих словах. ( Звуки «б’» и  «б»)
- Чем они различаются? Один мягкий, другой твёрдый.
- В каком слове первый согласный мягкий? (В слове белка)
На доску вешаются 3 карточки, на каждой из карточек по 2 рисунка.
- Назовите каждую пару предметов. (Зонтик и зеркало, лук и лимон, помидор и перец)
-Выделите первый звук в словах каждой пары. («з» и «з’»; «л» и «л’»; и «п» и «п’»)
- Чем они различаются? (Некоторые мягкие, а некоторые твёрдые)
- Какие слова начинаются с твёрдых согласных звуков? (Зонтик, лук, помидор)
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. 11 марта. (Записывают число)
III. Минутка чистописания:
Работа в тетрадях.
- Ребята, на доске написаны слова (дом, платок, мать, фасоль, морс, январь, забор, мост, сталь). Назовите и выпишите в тетрадь те слова, в которых есть мягкие согласные. (Выполняют задание)
IV. Изучение нового материала: 
- Ребята, согласные звуки могут быть в словах и твёрдыми, и мягкими.
- Прочитайте запись на доске: Люди стали рисовать очень давно. Они рисовали зверей.
- О чём сообщается в тексте? ( О том, что люди рисуют давно и рисовали зверей)
- Сколько записано предложений? Как узнали?(2 предложения. Они разделяются точками)- Спишите, диктуя себе по слогам.
- Произнесите согласные звуки в первом слове; в последнем слове. Что вы можете сказать об этих согласных звуках?
- Какими буквами обозначены на письме мягкие согласные?
- Подчеркните эти буквы.
Буквы и, ю, я, ё, е - это буквы гласные.
С ними дружат на письме мягкие согласные.
- Вы, наверное, устали, отдохнем немножко.
Физкультминутка:
- На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся,
ножки в стороны, ножки вкось,
ножки вместе, ножки врозь.
- Мишка лапки подними,
Мишка лапки опусти,
Мишка, Мишка, покружись,
а потом земли коснись, и животик свой потри,
раз, два, три – раз, два, три.
- А сейчас, ребята, я буду называть слова, и в которых встретится мягкий знак – вы хлопаете в ладоши.
Дождь, ведро, олень, окунь, ветер, дом, погода, день, ночь, конь. Молодцы!
Работа с учебником. Стр.77 упр. 3. Задание: Образуй слоги и запиши их. Подчеркни твёрдые согласные.
V. Закрепление знаний:
Работа с учебником. Стр. 78 упр. 4. Задание: Назови картинки парами, запиши их названия. Подчеркни мягкие согласные.
- Как определили, какие согласные мягкие?
Чтение правила в учебнике на стр. 78.
- Какие буквы указывают на мягкость согласного?
- Какие буквы - на твёрдость согласного?
VI. Итог урока:
- На какие две группы можно разделить все согласные? (твердые и мягкие)
- Назовите слог с мягким согласным. Запишите его.
- Назовите слог с твёрдым согласным. Запишите.
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?(е, ё, и, ю, я)
- Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы.
Выставление отметок ученикам за работу.
VII. Домашнее задание:
- Запишите домашнее задание в дневник.Стр. 77 упр. 2 (по учебнику А. К. Аксёновой, Э. В. Якубовской Русский язык 3 класс)