Методические рекомендации Методы и приемы организации обучения химии учащихся, занимающихся на дому


Методы и приемы организации обучения химии учащихся,
занимающихся на дому
Традиционная форма получения образования предполагает посещение учащимися школы, однако не всегда ученикам это удается. Во многих школах, и наша не является исключением, есть дети, которые по медицинским показаниям находятся на домашнем обучении. Естественно, что обучение должно быть продолжено в домашних условиях, причем организовывать обучение на дому необходимо таким образом, чтобы ребенок в любой момент мог влиться в коллектив, не отстав от своих сверстников.
В современных условиях домашнее обучение - это форма получения образования, направленная на поддержание непрерывности процесса обучения в условиях непосещения учащимися государственного образовательного учреждения и предполагающая учет индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
В нашей школе численность детей, находящихся по медицинским показателям на домашнем обучении, неуклонно растет. Следовательно, можно говорить о существовании проблемы организации домашнего обучения, решение которой подразумевает разработку методики организации изучения различных предметов, в частности химии.
Основные проблемы организации обучения химии детей, находящихся на домашнем обучении, следующие:
1.Изучение программы за меньший объем времени;
2. Проведение химических экспериментов вне оборудованной лаборатории;
3. Организация самостоятельной работы учащихся;
4. Разработка системы оценки и контроля работы учащихся.
Возможности решения:
1. Разработка индивидуального (с учетом особенностей здоровья ребенка) учебно-дидактического комплекта по изучаемой теме, который включает инструкции, презентацию, тренажеры, задания для отработки темы (задания учебника или индивидуальные), творческое исследовательское задание и т.д.
2. Применение дистанционных образовательных технологий: дистанционные образовательные курсы (в нашей области это «Региональный портал дистанционного обучения обучающихся Саратовской области» http://edusar.soiro.ru), материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru.) и др.
Использование дистанционных технологий при обучении учащихся на дому возможно лишь при определенных условиях (наличие технической базы, желание учащегося, возможность педагога и другие), при этом, не замещая данным типом обучения основное общение с педагогом. Дистанционные технологии в домашнем обучении – это, по возможности, составная часть основного классического домашнего обучения, помогающая реализовать поставленные образовательные цели и задачи за более короткий срок в условиях невозможности общения с ребенком.
3. Проведение химического эксперимента с использованием реактивов, имеющихся дома. Уксусная и лимонная кислота, мел, йодная настойка, аспирин, нашатырный спирт, медный купорос, медная проволока, железный гвоздь и многое другое – все это поможет сформировать у ребенка элементарные навыки проведения химических опытов. При этом необходимо проинформировать не только ученика, но и родителей о необходимости соблюдения правил техники безопасности.
4. Организация общения (виртуального или с помощью веб-камеры), он-лайн консультаций между педагогом и учащимися, а также учащихся между собой для возможности сравнения достигнутых результатов.
Так, для изучения темы «Теория электролитической диссоциации» по индивидуальной рабочей программе, составленной на основе УМК Н. Кузнецовой учащимся 9 класса, находящимся на домашнем обучении, отводится 6 часов (вместо 13 часов). Для успешного освоения этой темы я использую следующий дидактический материал.
Инструкция по составлению ионных уравнений.
Инструкция по составлению ионных уравнений
Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.
Пример 1. Реакция с образованием осадка.
Схема реакции Na₂SO₄ + BaCl₂ → BaSO₄ + NaClЗапишем молекулярное уравнение реакции и расставим коэффициенты.
Na₂SO₄ + BaCl₂ = BaSO₄ + 2NaClЕсли вещество нерастворимо (в таблице растворимости стоит «Н»), то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ↓ (выпадает в осадок).
Na₂SO₄ + BaCl₂ = BaSO₄↓ + 2NaClЗаписываем ионное уравнение, выполняя следующие условия:
Растворимые вещества распадаются на ионы (cм. таблицу растворимости)
Na₂SO₄ = 2Na⁺ + SO₄²¯; BaCl₂ = Ba²⁺ + 2Сl¯
Нерастворимые вещества записываются в молекулярном виде, например,
BaSO₄↓ = BaSO₄↓Итого, полное ионное уравнение
2Na⁺ + SO₄²¯+ Ba²⁺ + 2Сl¯ = BaSO₄↓ + 2Na⁺ + 2Cl¯
Исключаем из обеих частей уравнения одинаковые ионы 2Сl¯ и 2Na⁺ и получаем сокращенное ионное уравнение
SO₄²¯+ Ba²⁺ = BaSO₄↓
Пример 2. Реакция с образованием газообразного вещества.
Схема реакции Na₂СO₃ + НCl → NaCl + Н₂СO₃, но так как угольная кислота Н₂СO₃ легко разлагается на Н₂О и СО₂, то схема реакции
Na₂СO₃ + НCl → NaCl + Н₂О + СO₂
Запишем молекулярное уравнение реакции и расставим коэффициенты.
Na₂СO₃ + 2НCl = 2NaCl + Н₂О + СO₂
Если вещество выделяется в виде газа, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ↑.
Na₂СO₃ + 2НCl = 2NaCl + Н₂О + СO₂↑
Записываем ионное уравнение, выполняя следующие условия:
Растворимые вещества распадаются на ионы (см. таблицу растворимости)
Na₂СO₃ = 2Na⁺ + СO₃²¯; NaСl = Na⁺ + Cl¯
Газообразные вещества и вода записываются в молекулярном виде, например, H₂O = H₂O, СO₂↑ = СO₂↑.
Итого, полное ионное уравнение
2Na⁺ + СO₃²¯ + 2Н⁺ + 2Cl¯ = 2Na⁺ + 2Cl¯ + Н₂О + СO₂↑
Исключаем из обеих частей уравнения одинаковые ионы 2СL¯ и 2Na⁺ и получаем сокращенное ионное уравнение
СO₃²¯ + 2Н⁺ = Н₂О + СO₂↑
Презентации «Электролиты», «Ионные уравнения», «Кислоты, соли и основания в свете ТЭД» содержат теоретический материал по изучаемой теме.
Видеоролики «Как происходит диссоциация ионов» (https://www.youtube.com/watch?v=EjScUis24Xc), «Основные положения теории электролитической диссоциации» (https://infourok.ru/videouroki/915) и «Ионные уравнения» (https://infourok.ru/videouroki/916) имеют хорошую синхронизацию звукового и визуального представления теоретической информации.
Видеоролики опытов «Качественные реакции на галогенид-ионы» (https://www.youtube.com/watch?v=Ms2OUXfeCDQ) и «Качественные реакции на сульфит- и сульфат-ионы» (https://www.youtube.com/watch?v=PFf2YYZoWuk&index=6&list=PLj5cSehtnkenCi-bCR55LQyQ74hIbi3Vo) не только помогают связать теорию с химическим экспериментом, но и способствуют отработке написания молекулярных и ионных уравнений.
Для проведения домашнего эксперимента видеоролик «Делаем универсальный pH индикатор из краснокочанной капусты» (кроме серной кислоты и раствора щелочи, хотя последнюю можно заменить средством для прочистки труб) https://www.youtube.com/watch?v=3oQ348Hk3QA&index=2&list=PLj5cSehtnkenCi-bCR55LQyQ74hIbi3Vo
Несомненно, что подбор методов и приемов, форм и средств обучения, а также темп обучения выбираются из особенностей физического состояния каждого определенного ребенка, находящегося на домашнем обучении. Но бесспорно, что все эти методические и дидактические приемы помогают повысить эффективность усвоения знаний, а вместе с тем решить основную задачу – вовлечь учащегося в активную познавательную деятельность и уменьшить проблемы с дальнейшей социализацией.
1. Кузнецова И. Н. Дистанционное обучение в школе? [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал http://www.eidos.ru/journal/2004/0803-01.htm