«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
КГУ ОСШ №8
ДОКЛАД:
«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Сафарова Н.Б.
КАРАГАНДА - 2016
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Современная казахстанская школа ориентирована на развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурной функции языка. Важная роль при этом отводится гуманитарному образованию. Гуманитарное образование младших школьников даётся в школе на уроках русского языка и литературы. Важным аспектом в преподавании этих предметов в начальной школе является работа по развитию функциональной грамотности.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся общеобразовательной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам общеобразовательной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами [1].
Составляющие работы по обучению функциональной грамотности:
Обучение чтению:
-определять цель чтения и в соответствии с ней выбирать тактику и чтения.
Развитие письменной и устной речи:
-обогащение словарного запаса;
-формирование и развитие грамматического строя речи;
- развитие письменной, разговорной, художественной речи.
Чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу, осмыслению. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Их развитие должно качественно осуществляться с самого начала обучения. С этой целью необходимо формировать у учащихся навыки критического мышления [2] . Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры учащихся и учителя.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
Предлагаю стратегии наиболее успешные для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка и литературы. (целенаправленное чтение и целенаправленное слушание)
Целенаправленное чтение активизирует учащихся в процессе чтения, помогает заинтересовать их и обеспечивает глубокое понимание и анализ текста. Этот приём даёт возможность развивать в учениках заинтересованных, вдумчивых, размышляющих читателей. Текст необходимо разрезать на части и выдавать каждый последующий отрывок после обсуждения и ответов на вопросы. В противном случае ученики будут забегать вперёд и полноценной работы и прогноза не получится. В целенаправленном слушании, принцип работы такой же, разница заключается в том, что текст воспринимается учащимися на слух [4] Пример. Фрагмент урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Первый поход Алпамыса»
Прогноз.
– О чем пойдет речь в тексте?
- Кто этот Алпамыс?
- Предположите, что он будет делать.
Чтение по частям, с остановками. Читает учитель.
1 часть
-Кто такие Байбори и Аналык?
-Какая проблема у них была?
-Кто такой Алпамыс, с чем сравнивал его народ?
- Каким рос Алпамыс?
2 часть
-Куда и с кем собрался Алпамыс?
- Как описывают коня батыра?
- Как звали коня?
3 часть
- Что он увидел на камне?
- Что было высечено на этом камне и от кого?
- Почему Алпамыс начал битву с жунгарами?
- С кем сравнивается войско жунгар перед началом боя?
- Как бы поступили вы на месте Алпамыса?
- Понравился ли вам герой рассказа? Каким вы себе его представляете?
Кластер. Это стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определённой теме.
Пример. Фрагмент урока 4 класс «Падежи имен существительных»
Кластер для контроля.
left000left000
Также моим ученикам нравится составлять групповые кластеры по биографии автора, при описании героя, и т.п. Они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе чтения. Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно. В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект [4].
Пример. Сочиняется рассказ о девочке Маше. Одна группа составляет на большом плакате кластер «Семья Маши», вторая группа – «Внешность и характер Маши», третья группа - «Увлечения и свободное время Маши», четвертая – «Маша в школе», пятая «Маша дома». Готовые кластеры на больших плакатах вывешиваются вокруг основной темы «Девочка Маша дома и в школе». Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру, затем каждый пишет индивидуальный рассказ (сочинение), пользуясь кластерами на доске. Удачно этот прием проходит при составлении текстов-описаний.
Критическое мышление младших школьников формируется и через использование проблемных ситуаций на уроке. Учитель помогает ученикам «открыть» новое знание, организовав поиск решения проблемы. Таким образом, формирование навыков критического мышления учащихся в начальных классах способствует формированию их функциональной грамотности в дальнейшем обучении. Список использованной литературы:
Формирование функциональной грамотности учащихся – залог их счастливого будущего- http://www.altynsarin.kostanay.gov.kz/ruПеремена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ruЗагашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003
Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. – Златоуст, 2004. -116 с.