Коррекционно-развивающая функция педагога инклюзивного образования


Департамент образования, науки и молодежной политикиБогучарский филиал ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж» Коррекционно-развивающая функция педагога инклюзивного образованияПодготовила : Преподаватель спецдисциплинМеженская С.И.2016 Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Восемь принципов инклюзивного образования:Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;Каждый человек способен чувствовать и думать;Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;Все люди нуждаются друг в друге;Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами Работа педагога в современном образовательном учреждении, особенно в классах коррекционно-развивающего обучения, требует дополнительной составляющей общей профессиональной компетентности - коррекционно-развивающей деятельности Коррекционно-развивающая функция педагога - совокупность и последовательность его умений и действий, направленных посредством специальных и общепедагогических мер на преодоление (ослабление) недостатков развития детей и реализуемых при комплексном подходе, включающем как доминирующие умения:- выявить уровень обученности и воспитанности;- определить причины и условия отклонений в развитии и поведении;- определить по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния ребенка;- прогнозировать и проектировать развитие личности ребенка и результаты его обучения и воспитания;- использовать и педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания в соответствии с уровнем развития учащихся. Успешность коррекционно-образовательного процесса определяется уровнем развития коррекционно-развивающей функции учителя, под которой понимается совокупность умений и последовательность действий, направленные посредством специальных и общепедагогических мер на преодоление (ослабление) недостатков развития детей и реализуемые при комплексном подходе. Условиями, определяющими  успешность  формирования коррекционно- развивающей функции, являются:- установка педагога на повышение своего профессионального мастерства, определяемая спецификой деятельности;- максимально раннее включение в процесс специальной подготовки и повышения квалификации (вузы данной подготовки учителю не дают);- подготовка педагогов в институте повышения квалификации по специально разработанной программе, включающей содержание знаний в области педагогики, психологии и психофизиологии детей с отклонениями в развитии и методики работы с ними;- направленность управления образовательным процессом на достижение коррекционных целей;- подкрепление достижениями учебной деятельности школьников, базирующейся на сочетании коррекции и развития. Формирование коррекционно-развивающей функции проходит ряд обоснованных этапов: осознания,установочный, ориентировочной основы действий, применения отдельных действий,вариативных действий и обобщения, заключительной диагностики и внедрения. Существуют внешние и внутренние условия, влияющие на уровень развития коррекционно-развивающей функции К внешним условиям относятся:- качественный уровень развития образовательных учреждений;- уровень научно-методической работы;- наличие комплекса услуг, оказываемых педагогу и ученику: медицинских, психологических, социальных служб;- уровень включенности администрации образовательного учреждения в коррекционно-педагогическую деятельность;- построение учебной работы в «зоне ближайшего развития школьников» и включение в процесс обучения различных форм фронтальной и дифференцированной помощи учащимся;- оценка результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности. К внутренним условиям относятся:- установка учителя на повышение своей профессиональной квалификации;- постоянное стремление к самообразованию и самосовершенствованию;- удовлетворенность коррекционно-педагогической деятельностью;- способность учителя к коррекционно-развивающей работе и владению коррекционно-развивающей функцией. Оценочные показатели обучаемости учителей коррекционно-развивающей функции как владение умениями:- прогнозировать, проектировать и диагностировать развитие личности ребенка и результаты его обучения и воспитания;- выявить уровень обучаемости и воспитанности;- определить причины и условия отклонения в развитии и поведении;- определить по внешним проявлениям и поступкам изменения психического состояния ребенка;- использовать и педагогически целесообразно применять коррекционные методы обучения и воспитания в соответствии с уровнем развития учащихся. Спасибо за внимание!