Статья:Как выявить и поддержать одаренных и талантливых учащихся в соответствии с типами интеллекта?
Тема: Как выявить и поддержать одаренных и талантливых учащихся в соответствии с типами интеллекта?
206375900430 Тулешова Алтынай Максутовна,
Психолог, учитель самопознания
КГУ «Маяковская средняя школа
отдела образования акимата
Алтынсаринского района»
Природа дарит нам задатки,
Кому способности, кому талант,
Но все еще нам непонятно,
Как из алмаза вырос бриллиант?
(от автора)
Ребенок - это не ограненный алмаз, который подвергаясь шлифованию, превращается в настоящий бриллиант. Но чтобы достичь идеала, надо применить немало усилий. И так чтобы вырастить талант или обнаружить одаренность нужно приложить много труда. Как же выявить таких учащихся? Как поддержать учащихся? Как помочь учителю в выборе тех или иных приемов в работе с одаренными и талантливыми детьми?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, я прочитала немало литературы и пришла к выводу, что только изучая литературу не придешь к высокому результату и решила предпринять решительные действия по данному вопросу. Еще Ренцулли и Райс (1985) утверждали, что одаренные и талантливые ученики обладают или предрасположены к сложному набору способностей и проявлению их в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Они подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не представляются в обычных школах . (Руководство для учителя)
В таких сельских школах, как моя, нет вышеуказанных образовательных услуг, поэтому мне и моим коллегам , чтобы выявить одаренных и талантливых детей нужно уметь применять нужные и правильные методы и приемы. Я в свою очередь, зная проблемы сельских малокомплектных школ, приехав после первого этапа обучения, решила провести коучинг – занятие.
Прежде чем запланировать коучинг-занятие, я решила вместе с завучем нашей школы рассмотреть аспекты проблем работы учителе с одаренными и талантливыми детьми. В процессе выявления мы определили причины возникновения проблем при работе с одаренными детьми. Поэтому темой коучинга мы определили : «Как выявить и поддержать учащихся в соответствии с типами интеллекта?» Целью моего коучинга было : научить учителей выявлять талантливых и одаренных детей, а также дать понятие типам интеллекта и научить применять приемы в учебном процессе в соответствии с типами интеллекта. Для проведения коучинга я пригласила учителей с разных параллелей, то есть это были учителя начальных классов, учителя, преподающие в среднем и старшем звене. Все они в своей практике ведут работу с одаренными детьми, но у многих возникали трудности. Всего в коучинге участвовало 8 человек, из них 3 молодых учителя.
Коучинг- занятие началось с моих приветственных слов и деления участников на две группы по цвету сердечек. После деления на группы, я постаралась ввести коллег в тему коучинга, продемонстрировав видеоролик «Танцующая пара». После просмотра видеоролика была небольшая дискуссия и посредством заданного мною вопроса: «Как вы думаете, какова тема нашего коучинга?», коллеги определились с темой коучинга. Далее я провела прием «Мозговой штурм», в котором учителя должны были, обсуждая в группах разместить на ватмане свои идеи по вопросу одаренности. Этот прием был проведен для выявления уровня освещенности учителей по данной теме. Я хотела узнать, как они понимают сущность понятия одаренность. Поэтому, постер они должны были начать с определения понятия «одаренность». (рис1)
rightcenterИз проделанной работы я увидела, что все смогли дать определение понятию «одаренность» и легко справились с заданием. Затем учителям были предложены такие понятия как: задатки, способности, талант, одаренность, гениальность. Это задание было нацелено на выявление понимания учителями того, что из этих понятий является врожденным, а что приобретенным. Также учителя должны были расположить эти понятия по лесенке и ранжировать в % соотношении. Исходя из ответов участников коучинга, можно сделать вывод о правильности принятия решений. Учителя точно и правильно смогди определить врожденные или приобретенные данные понятия, определили к какому виду относятся данные понятия и смогли при ранжировании понятий аргументировано доказать свою идею. Далее последовала групповая работа по оформлению постера «Характеристика 8 типов интеллекта по Гарднеру». Но прежде я объяснила, что понятие одаренности неразрывно связано с интеллектом. Гарднер разработал теорию о 8 типах интеллекта. Здесь учителя самостоятельно познакомились с типами интеллекта, и, составив постер, защищали его. Цель данного приема была в том, чтобы учителя научились определять типы интеллекта и могли правильно поддержать талантливых и одаренных детей. При защите постеров, выявилось следующее: многие учителя не были знакомы с данной типологией интеллекта, но положительным было то, что каждая группа старалась правильно охарактеризовать типы интеллекта. Отрицательным было неумение выступать перед аудиторией, путаясь в словах, но оба спикера групп приводили много доводов в пользу тех типов интеллекта, о которых они говорили. Следующее задание было немного сложным для моих коллег, так как не все могли заполнить таблицу по установлению соответствия между учащимися с определенными типами интеллекта и различными приемами учебной и внеурочной деятельности. При проверке учителя выявили некоторые несоответствия и сумели принять свои ошибки, что говорит о том, что учителя научились давать объективную оценку своим действиям. Из этого можно сделать вывод: только при применении индивидуального подхода, можно определить соответствующие приемы работы с одаренными и талантливыми детьми.
-63560744101785620centerРефлексией данного коучинг занятие было анкетирование, в ходе которого, выяснилось, что многие из участников еще не совсем готовы работать с одаренными и талантливыми детьми. Здесь они с помощью стикеров, отметили на лестнице успеха, к какой категории они относятся. Молодые педагоги, набрав малое количество баллов, попали в категорию «не готов» и постеснялись вывесить свои стикеры на лестницу успеха. (рис2) Проанализировав данные анкеты они сделали вывод, о том что они, работая с одаренными и талантливыми детьми, не уделяют внимание интеллекту учащихся и не достаточно осведомлены в этом плане.(рис3) Затем они снова с помощью фигурок разделились по парам, где им было предложено задание: вместе с напарником оформить рисунок с помощью песка. Данная работа сильно заинтересовала моих коллег, особенно учителей начальных классов. Выполняя работу в паре, они старались оформить рисунок красивее, чем другие и у них появился дух соперничества. Проводя данный прием, я хотела показать учителям, что процесс обучения с одаренными и талантливыми детьми очень долгий и трудоемкий. Закончив свою работу, они подвели итог, который полностью совпал с моей целью поставленной к данному заданию. Один из коллег добавил: «…Очень долго, сложно, но интересно и приятно…», это говорит о том, что все учителя осознали важность работы с одаренными и талантливыми детьми. По окончанию коучинга все коллеги были воодушевлены своей работой и полны новых идей.(рис4)
Подводя итоги коучинга, могу отметить положительные и отрицательные стороны коучинга. Положительным было: активность коллег во время коучинга, заинтересованность в выполнении всех предложенных заданий , осознание важности работы в данном направлении, принятие решений в дальнейшем планировании работы с одаренными и талантливыми детьми. Отрицательным было то, что некоторые учителя, развивая способности детей, считали малозначительным соответствие типов интеллекта и различными видами и приемами работы. Также некоторые учителя не могут выступать перед аудиторией и аргументировано доказать свою точку зрения.
right3434715Но, не смотря на небольшие трудности, считаю, что коучинг достиг своей цели. Учителя, познакомившись с типами интеллекта, сочли нужным учитывать методы и приемы работы с данной категорией детей. Научились ранжировать понятия и использовать показанные приемы в своей практике. Но наблюдая за участниками коучинга, я заметила перемены в коллегах. Это говорит о положительной динамике роста участников коучинга. Они научились правильно применять приемы с учетом индивидуальных способностей и особенностей каждого учащегося и пришли к выводу: не останавливаться на достигнутых результатах, а идти вперед и не сдаваться.
Одаренным можешь стать,
Только развивай талант.
И тогда твои дела,
Все прокатят на ура!
(от автора)